Гости «Новой Литературы»
Интервью
![]() На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]()
Осенью 2018 года поклонников российского кино ждут три больших премьеры – на экран выходят «Челночницы-2» Сергея Краснова, «Шифр» Веры Сторожевой и «Мама Лора» Андрея Силкина. Главные роли во всех этих картинах сыграла талантливая актриса Елена Панова, творческий путь которой начался на исходе XX века – в годы, когда ломались стереотипы, духовные ценности, судьбы. Ей же удалось сберечь свою мечту, пройти нелёгкий путь и добиться успеха. Сегодня на счету Елены – около 50 ролей в кино и на телевидении, театральные работы и звание лауреата Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. С гостьей журнала «Новая Литература» встретилась автор издания Вера Круглова.
![]()
– Лена, истоки вашей одарённости, несомненно, – в артистической семье. Ваш отец, Виктор Петрович, – выдающийся театральный режиссёр, много сделавший для развития культуры Архангельска, а мама, Жанна Валентиновна, – преподаватель музыки. Какие черты передались вам от родителей?
– Я бы сказала, что не бытовое отношение к жизни. Мама удивляет тем, что не останавливается в своём творчестве. Её педагогическая деятельность переросла в концертную – мама пишет свои песни и выступает перед публикой, а папа делает много интересного, порой невероятного. Архангельск – город северный, достаточно спокойный, а когда в нём начинается созданный Виктором Пановым фестиваль уличных театров, преображается всё – площади, транспорт, закоулки, магазины. Это особая непередаваемая атмосфера! Однажды папа привёз известную группу пиротехников и устроил шоу фейерверков. По всей набережной Архангельска отключили свет, что для европейских городов, в общем-то, невозможно, и началось сказочное представление. Такой восторг не передать словами: взрослые и дети ликовали, кричали, радовались – то, что творилось у них на глазах, было немыслимо красивым. А в 1994 году папа организовал для артистов театрального фестиваля прямой авиарейс «Архангельск – Париж». Ничего подобного до этого не было! Я до сих пор поражаюсь живости и силе его ума. Мне по-своему удаётся раскрашивать будни яркими красками, но такой организаторской энергией я не обладаю.
– Ваша судьба тоже связана с театром – прежде вы играли героинь Достоевского, Островского, Гончарова, у вас была одна из главных ролей в антрепризе «Мужчина моей мечты» – истории наших лет. Кто вам, как актрисе, ближе и дороже – героини 19 века или современницы?
– Когда сталкиваешься с классикой, она затрагивает намного сильнее, чем современность, и требует более ответственного подхода, уважения к материалу и автору. У нас сейчас – иные рефлексы, мы двигаемся по-другому, мыслим иначе. При этом человеческая природа не изменилась – она та же, что и в современной постановке «Мужчина моей мечты». Для меня это была первая антреприза – так скажем, проба, самое ценное в которой оказалась прекрасная компания коллег, с которыми ездить на гастроли было настоящим счастьем. Но в отношении театра у меня большие амбиции – либо хорошо, либо никак! Здесь важен процесс – даже больше, чем в кино. Мой личный профессиональный рост. И я очень хочу учиться. Но вышло так, что все главные уроки остались в школе-студии МХАТ: я училась на курсе Олега Николаевича Ефремова, у нас были замечательные педагоги. Они вложили в нас столько всего! Но тогда мы были молодыми, неопытными и не могли в себя это вместить. Зато сейчас, со временем, я всё больше понимаю, какую уникальную школу прошла. Это – очень высокая планка! Больше всего я благодарна Алле Борисовне Покровской. А во взрослой театральной жизни были замечательные, интересные спектакли, но ничего невероятного на театральных подмостках не произошло.
– А в кино это ощущение у вас есть?
– Возможностей в кино у меня гораздо больше, конечно. У меня был хороший старт: будучи студенткой, я снялась у Даниэля Шмида в картине «Березина, или Последние дни Швейцарии», потом был сериал Александра Митты «Граница. Таёжный роман» с прекрасным актёрским составом и другие проекты, а недавно закончились съёмки в сериале «Шифр» у Веры Сторожевой. Я счастлива, что она доверила мне совершенно новый образ, на контрасте с тем, что я играла в последнее время. Прежде мои героини были эмоциональными, темпераментными, чувственными. А здесь – сдержанность, полутона… К сожалению, разглашать подробности не имею права.
– Тем интереснее зрителям – будем ждать, когда раскроется интрига. Лена, а какие из тех образов, что вы создали в кино, абсолютно с вами не схожи?
– Далеко ходить не будем – такова Светлана, моя героиня в сериале Юлии Красновой «Челночницы». Сейчас я продолжаю сниматься в этом проекте у режиссёра Сергея Краснова. Для меня работа над образом Светы – преодоление собственной натуры: очевидно, что я другого склада, и здесь, конечно, мне очень нужны советы режиссёра. В первой части картины Светлане и другим офицерским жёнам пришлось наступить на горло своему высокому пониманию чести, достоинства и стать торговками в лихие девяностые – делать то, что им совершенно не свойственно. Это сейчас практически все стали менеджерами, все умеют продавать, заниматься самопиаром, а тогда такое казалось немыслимым. Но жизнь диктовала своё: кто-то сумел перестроиться быстрее других, у кого-то проявилась стальная хватка, кто-то остался на обочине. А во второй части сериала моя героиня многое берёт в свои руки, становится другой. У Светланы есть прототип – моя единокровная сестра Ира, которой в девяностые тоже пришлось торговать, чтобы поднять своих четверых детей. Я знаю всё о её судьбе в те годы – мы были близки, и мне хотелось бы передать этот дух и характер.
– Значит, в чём-то вы идёте и от себя.
– Да, и так можно сказать как раз о моей работе с Верой Сторожевой – в сериале «Шифр» с самого начала казалось, что это будет сложная работа, которая требует особого погружения. А в конце съёмок даже не верилось, что уже всё сыграно и прожито, хотелось ещё и ещё – несмотря на все трудности. Сейчас эта наша история в процессе монтажа, и скоро, надеюсь, её можно будет увидеть на экране.
– Лена, для многих вы ассоциируетесь с одним из самых ваших темпераментных образов: это Галчонок из «Таёжного романа», офицерская жена и лихая картёжница. Признайтесь, насколько вы сами азартны?
– Я азартна, пока мне интересен процесс, а когда всё становится понятным, интерес и азарт пропадают. Не могу сказать, что у меня нет слабостей, но поддаться чему-то так, чтобы невозможно было остановиться – не мой случай. Да ещё и профессия сказывается: на сцене и на съёмках приходится испытывать столько эмоций, что вне работы хочется отдыха и тишины. Но исключения, конечно, есть: билет на спектакль Робера Лепажа я бы купила за любые деньги и помчалась бы смотреть. Тоже азарт, верно?
– Конечно! Лепаж – это целый мир, многогранный и яркий. Не удивительно, что он вас притягивает – вы и сами создаете контрастные, незабываемые образы в кино. Адвокат, кардиохирург, инспектор, офицер оперативно-поисковой службы ФСБ – и это не только перевоплощение, но и профессиональные нюансы. Как вам удаётся их передать?
– Главное, я думаю, уловить дух профессии. Для того чтобы сыграть хирурга, не обязательно владеть скальпелем – нужно просто быть наблюдательной. Когда снимался сериал «Доктор Тырса», я бывала в больнице, смотрела, как работают врачи – даже присутствовала на кесаревом сечении. Мне рассказали, что у специалиста, который делает такие операции, совсем другая рука – не такая, как у кардиохирургов, допустим. И такие особенности в кино передать непросто – требуется точность, определённые навыки. Хотя, знаете, родные надо мной шутят – на съёмочной площадке у меня включаются способности, которых за кадром нет. Всё в руках спорится, я таких хозяйственных женщин играю – на диво всем. В жизни я никогда так ловко не режу салаты, как это получается в кино! (смеётся). Почему так выходит, не знаю. Включается какая-то интуиция. Мне кажется, что актёр в большей степени интуитивен, чем интеллектуален, но невеждой тоже лучше не быть. Играя классику, предположим, нужно обладать знаниями и стремлением узнать самое важное о том времени, в котором предстоит прожить свою роль. И о современных профессиях – тоже.
– Как раз хотелось спросить о коллегах. У вас есть партнёры по кино и сцене, с которыми особенно приятно работать?
– В этом смысле мне всегда везло – мы с коллегами понимаем друг друга без лишних слов. Тот же спектакль «Мужчина моей мечты» – просто радость какая-то! И в сериале «Челночницы» у нас хорошая компания – Зоряна Марченко, Света Иванова, Ира Розанова, а с Машей Порошиной мы особенно подружились. С ней я могу говорить о чём угодно, не думая о том, что сказала, и всегда нахожу живой отклик. Безусловно, у нас есть много замечательных артистов, и с ними хочется сниматься вместе. Однажды я встретилась на пробах с Костей Юшкевичем, который мне очень нравится как актёр, но в картине нас не утвердили. Потом прошло какое-то время, и мы всё-таки встретились с ним на съёмках деревенского детектива «Мама Лора». Подарок судьбы! К тому же там были Ольга Тумайкина, Анна Уколова, Максим Лагашкин – они настолько высоко подняли планку, что даже просто наблюдать за ними было сплошным удовольствием. Ещё, конечно, Костя Хабенский – с ним я играла спектакль «Утиная охота» и снималась в фильме «Время первых». Это такая вовлечённость в работу партнёра! Всё видит, слышит, учитывает, у него всегда горят глаза и столько свежих идей. А ещё, конечно, Миша Ефремов – рядом с ним плохо играть невозможно, это – человек невероятного остроумия и обаяния. Даже когда он просто появляется на площадке, то сразу заполняет всё пространство своим талантом.
![]()
– С Михаилом Ефремовым у вас действительно необыкновенный дуэт – и в «Таёжном романе», и в двух других картинах отечественных режиссёров. Но вы снимались не только в России, но и в фильме «Березина, или Последние дни Швейцарии». Вам когда-нибудь хотелось уехать на Запад?
– Знаете, ещё в юности, в Архангельске, я говорила, что не останусь в нём навсегда, что мне здесь тесно, и я буду жить за границей. Это была какая-то идея фикс! Я и английского толком-то не знала, а собралась уезжать. Но, видимо, желания действительно исполняются: когда я училась на третьем курсе Школы-студии МХАТ, меня пригласили на пробы к Даниэлю Шмиду, швейцарскому режиссёру. Он утвердил меня на главную роль, и я снялась в «Березине». Даниэля, который сам владеет шестью языками, совершенно не смутило то, что я говорю только по-русски. Уникальный случай! Мало того, что Шмид выбрал меня, легендарная Джеральдина Чаплин, которая тоже играла в этом фильме, собиралась дать мне координаты английского педагога по речи и дикции. И в тот момент я поняла, что мечты мечтами, а я совсем не готова к такому шагу! Инфантильная девочка из постсоветского пространства – и вдруг такое. Ужас, трепет, понимаете? И ещё ясное осознание того, что ничто не даст мне профессию так, как русский театр, русская школа. А потом были и другие возможности, но я от них отказывалась, и всё как-то сошло на нет.
– Жалеете?
– Ничуть.
– И совсем нет никаких амбиций?
– Амбициозна я ровно настолько, насколько требует реализация в профессии. Здесь вообще нет пределов, нет насыщения. Иногда думаю: сыграть бы это вот так, и наступит успокоение. Но нет! Чем ты ярче, тем выше поднимается планка – такое у меня чувство. Поэтому я очень довольна тем, что происходит в моей судьбе. Есть любимая работа, при которой я могу заниматься своими детьми, есть то, что нужно преодолевать, учиться, развиваться. Кажется, что многое уже изведано, появился опыт, но вот в руки попадается некий материал или так складывается ситуация, что становится ясно – ещё не всё знаю и умею, можно пробовать и расти. При этом награды за актёрское мастерство для меня не важны. Процесс намного интереснее!
– Это напоминает название фильма вашего супруга, Антона Мегердичева, – «Движение вверх». Вам хотелось бы больше сниматься в его картинах?
– А вот здесь у меня амбиций нет. Пока я была не его женой, а просто актрисой, такое желание было. Сейчас – наоборот. Всё, что делает Антон, и так происходит в моей семье, в нашем доме, и потому я причастна к его творчеству. Мы о многом говорим, я знаю, как и что он делает. У меня – своя стезя, у него – своя. Я так сужу: если в проектах мужа появится роль, которая мне будет интересна профессионально, то я за неё поборюсь. Нет – значит, нет.
![]()
– В мире кинематографа, вероятно, приходится бороться за многое. Насколько он изменился с 90-х годов, когда вы стали сниматься в кино, как трансформировался?
– В девяностых, мне кажется, было... [...]
Беседовала Вера Круглова
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
http://arskomekb.ru душевые перегородки для душа из пластика. . Капитальный ремонт двигателя bmw капремонт двигателя bmw. |