HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2025 г.

Гости «Новой Литературы»

Алексей Курганов. А почему сочинение стихов не может быть забавой?

Обсудить

Интервью

 

Купить в журнале за январь 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

 

На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.01.2019
Алексей Курганов

 

 

 

Сергей КоноваловВ издательстве YAM Publishing (Саарбрюкен, Германия) вышел сборник стихотворений Алексея Курганова «Голутвин-Сити». Не ахти какое событие мирового масштаба, но, тем не менее, есть повод поговорить с автором и о нём самом, и о сборнике, и о поэзии, да и вообще о жизни нашей грешной (и совсем не поэтической). С автором беседует культуролог Сергей Коновалов.

 

– Добрый день, Алексей Николаевич! Во-первых, поздравляю вас с появлением нового сборника. Это уже какой по счёту (имею в виду поэтический)?

 

– То ли пятый, то ли шестой. Но в Германии – первый. Остальные выходили в Канаде в издательстве ALTASPERA Publishing.

 

– А почему вас всё за границей-то издают? Почему не у нас в России?

 

– Вопрос не ко мне. Вероятно, отечественные издатели пока что не разглядели моих гениальных поэтических способностей. Или скромничают. Или боятся издавать.

 

– Великолепный ответ! Главное, правдивый и искренний. Особенное великолепие заключается в том, что вы не считаете себя поэтом, и в этом утверждении, насколько я могу понять, совершенно не лукавите.

 

– Вы, Сергей Владимирович, меня совершенно правильно поняли. Не считаю и не лукавлю. Как это у Пушкина: «Довольно без тебя поэтов есть и будет; Их напечатают – и целый свет забудет». А вот моё:

 

Я не поэт. Им никогда не стану.

Смертельно? Нет. Обидно? Так. Чуть-чуть.

И всё ж я прав: мне не в чем напрягаться.

Не так уж плох мой прозаичный путь.

 

Вопрос в другом: поэты – ЕДИНИЧНЫ!

Их быть не может много! Ей же ей!

Но что мы видим? Толпы бесконечья!

Смешат они читателей-людей!

 

(из стихотворения «Я не поэт. Им никогда не стану…»)

 

Да, я – прозаик, и по моему глубочайшему даже не мнению, а убеждению (соглашусь, что совершенно не бесспорному) писать одинаково успешно и в прозе, и в поэзии, за редким исключением, НЕВОЗМОЖНО.

 

– Не соглашусь. А как тот же Пушкин, как Лермонтов, Бунин?

 

– Они гении. Они – могли. Я и подчеркнул, что «за редким исключением». Вот они и есть эти самые исключения.

 

– Понятно, что вы себя к гениям не относите.

 

– Куда мне… (Но амбиции есть!)

 

– Вы себя и писателем-то называть не любите…

 

– Не люблю. Мне больше нравится определение «сочинитель литературных текстов». Скромненько и, одновременно, со вкусом. Кстати, вспомнил: Евгений Шварц («Обыкновенное чудо», «Дракон») стеснялся называть себя писателем. Говорил: назвать себя писателем это всё равно, что назваться красивым человеком. Поэтому в анкетах писал, что он не писатель, а драматург.

 

– Вернёмся к «высокому штилю». А для чего вы, прозаик, пишете стихи?

 

– Если однозначно: для ЗАБАВЫ. Если подробнее, то я не сочиняю стихи, а рифмую строчки. Если хотите, то поверьте на слово: девяносто девять и девять десятых из тех, кто называет себя поэтами, занимаются именно этим же самым. То есть – рифмуют строчки. И всё. И не более того.

 

– Интересно. И как же вы, НЕпоэт, ЭТО определяете?

 

– Я в литературе, и в частности, в литературном сочинительстве, кое-что всё-таки понимаю.

 

– Но они называют себя поэтами, а вы от этого определения открещиваетесь.

 

– Да называть они себя могут хоть императорами Неронами, хоть капитанами Немо и царицами Тамарами! Это их личные трудности, личные заблуждения и личные же ущербности. Я же говорю О СУТИ. А по сути своей эти девяносто девять и девять именно что рифмосочинители – и я не вижу в этом ничего дурного. Ну, не дано им способностей, чтобы быть именно поэтами! Бог обошёл их в этом отношении своим благосклонным вниманием – и что теперь? Да ничего! Писали и писать будут! Сочиняли и продолжат! А читатели плакали – и будут плакать! Жизнь!

 

– Тогда давайте пофилософствуем. А кто такой, по вашему мнению, писатель (прозаик или поэт – неважно)?

 

– Юрий Поляков, автор «Апофегея» и других замечательных произведений, однажды сказал: писатель это не только тот, кто пишет, а кого публикуют и кого читают. Совершенно с ним согласен. Пишут многие (особенно с появлением Интернета), да и книжку впустить сегодня не проблема (были бы деньги). Но вот что касается ЧТЕНИЯ… Не обольщайтесь, граждане пишущие! Если вашу книжку прочитали ваши родственники, друзья и знакомые (да и прочитали ли? А может, просто вам сказали, что прочитали, чтобы вам подольстить?), то это ещё ничего не значит. «Ах, обмануть меня не трудно!... Я сам обманываться рад!». Узнали?

 

– Вы кого спрашиваете?

 

– Тех, кто сам обманываться рад.

 

– А они рады?

 

– Ещё как! Взрослые – те же дети. Только игрушки разные. У детей – детские. У взрослых – взрослые. Вот и вся разница.

 

– Кстати, про игрушки. Каков тираж сборника?

 

– У него нет тиража.

 

– То есть?

 

– Объясняю схему современного книгоиздания на Западе. Их две. Одна – традиционная, такая же, как и у нас: делается заявка – под издание выделяется бумага, краска, типографские возможности и тэ дэ, и тэ пэ. То есть, никто не даёт гарантию, что это издание будет востребовано (и в какой мере востребовано) покупателем. То есть, в какой степени окупится. В общем, сплошные риски. А есть другая схема, современная (она, кстати, начинает развиваться и у нас в стране): делается МАКЕТ издания, после чего даётся реклама – и читатель, познакомившись с анонсом, решает, покупать ему эту книгу или нет. Если решает купить, то делает заявку в издательство, оплачивает заказ, в издательстве включается типографский станок, и книга издаётся в том количестве, которое читатель указал в заказе – один экземпляр, пять, десять, хоть сто миллионов. Издательство издаст сколько угодно, потому что у него есть макет (если хотите – матрица) книги. А теперь сравните первую схему со второй. Первая откровенно архаична, для подтверждения чего достаточно зайти в любой книжный магазин и посмотреть на полки с прозой и особенно поэзией, на которых книги стоят ГОДАМИ, образно говоря, покрываясь пылью, плесенью и мхом из-за их НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ. Вторая схема гораздо более логична: не пускается на ветер бумага, краска, типографская работа. Заказал – получи. Никаких лишних трат.

 

– Убедительно. Следующий вопрос – название вашего сборника. Почему «Голутвин-Сити»?

 

– Голутвин это название железнодорожного вокзала в моей (и вашей, Сергей Владимирович) родной Коломне. И в других представленных в сборнике текстах хватает, скажем так, коломенских начал.

 

– Вопрос следующий. В сборнике представлено около трёх с половиной десятков стихотво… пардон, текстов рифмованных строк – и все эти три с половиной десятка – сатира, порой весьма злая. Например:

 

В Голутвине весёлом

Рыгалово известное

Стоит, огнями светится

Клиентов – невпротык.

 

Идём сюда с товарищем,

Берём палёной водочки,

Пивка из бочки тёплого,

Беляш. Иль даже два.

 

А за прилавком – Клавочка,

Культурнейшая женщина,

Красавица щербатая,

С огромным синяком.

 

Ручищи в боки вскинула,

Железным зубом щерится,

Орёт дурниной, милая,

Чтоб на пол не блевать.

 

Блевать здесь не положено,

Культура здесь примерная,

Припёрло – выдь на улицу.

Там хоть обблюйся весь!

 

А люди здесь добрейшие!

В пятак засветят влёгкую,

Такая вот тошниловка.

По нашему – рыгло.

 

(из «Оды голутвинскому питейному заведению, или Знакомьтесь: Козлов!»)

 

Или ещё:

 

Я у нас в микрорайоне поражаюсь на людей.

То не люди – монументы. Удивительный народ!

 

Постоянно очень пьяный, беззаботный словно пень.

От его дичайших криков у меня давно мигрень.

 

(текст «Смотрю я с изумленьем на наш микрорайон…»)

 

– Вопрос: сатира это ваша жизненная позиция?

 

– Я не знаю, как вам однозначно ответить. «В жизни всегда есть место юмору»? Не всегда. Нужно ли подтрунивать, в первую очередь, над самим собой (а я в своих рифмованных текстах именно этим и занимаюсь)? Обязательно. Иначе просто не выживешь.

 

– Почему?

 

– Потому что сегодняшняя жизнь это... [...]

 

 

Сборник стихотворений Алексея Курганова «Голутвин-Сити»

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению января 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

519 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.02 на 24.03.2025, 18:38 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко

14.02.2025
Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать!
Владимир Локтев



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Тротуарная плитка брусчатка 60 тротуарная плитка 60 60 www.bordur-trotuar.ru. . Подробное описание сервисы для оплаты зарубежных сервисов на сайте.
Поддержите «Новую Литературу»!