Гости «Новой Литературы»
Интервью
На чтение потребуется 13 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Лучистый взгляд, спокойный тихий голос – вне съёмочной площадки Вера Михайловна очаровывает мягкостью и мудростью. Непросто представить её в роли «капитана», но фрегаты своих замыслов В. Сторожева ведёт к желанной цели упрямо, талантливо и настойчиво. Золотые награды престижных отечественных кинофестивалей заслужены ею недаром: игровые и документальные картины Веры Сторожевой сделаны безупречно, а сериал «Шифр» в дни показа подарил «Первому» лидирующее место среди телеканалов. Своими творческими секретами Вера Михайловна поделилась с нашим журналом в дни работы над новым проектом.
– Вера Михайловна, вы родились в Троицке – городе удивительной судьбы. Емельян Пугачёв брал его штурмом. Верховный правитель России, адмирал Колчак, назначил Троицк временной столицей Южного Урала. А ещё до того здесь принимал военный парад цесаревич Николай Александрович, будущий император России – последний из Романовых. Скажите, на ваш интерес к истории, прошлому, на выбор будущей профессии повлияла атмосфера Троицка или ваше режиссёрское становление с ним не связано?
– Я жила в Троицке только до пяти лет и знакома с его историей не так хорошо, как вы. Наверное, именно в первые годы всё закладывается, но не могу сказать, что ранние впечатления как-то на мне сказались. Знаю только, что в Советском Союзе Троицк считался уникальным по количеству безоблачных часов: этот город – самый солнечный. Я навещала его пару раз, когда приезжала в Челябинск на фестивали, но выросла под кавказским солнцем, в Ставрополе: нас, троих детей, решил перевезти туда с Урала отец. Я окончила ставропольскую школу и в шестнадцать лет уехала в Москву учиться. В столице я с 1975 года.
– Вы окончили Московский государственный институт культуры. С чем был связан такой выбор?
– Я мечтала стать актрисой и поступала в школу-студию МХАТ, где был театральный педагог Виктор Карлович Манюков – прекрасный мастер. Он меня брал, но врач-фониатр обнаружила несмыкание связок – профессиональную непригодность. Я рыдала от отчаяния, доктор зачеркнула этот диагноз, но не помогло: в зачислении мне отказали. Было очень обидно… Тогда я и выбрала институт культуры. А потом окончила Высшие курсы сценаристов и режиссёров.
– Но ведь и сыграть в кино вам всё же довелось: позже вы снимались в «Астеническом синдроме» Киры Муратовой и других картинах.
– Это произошло не по моему стремлению, а по стечению обстоятельств. Я к тому времени поняла, что мне хочется быть не в кадре, а за кадром – как режиссёру. И у меня тогда уже не было прежних амбиций.
– На их смену, очевидно, пришли другие, Вера Михайловна: ведь вы не из тех, кто довольствуется малым. Тем более что вашим наставником был Александр Наумович Митта – режиссёр-легенда.
– Да, так сложилось. Александр Наумович подошёл ко мне после одного из туров и спросил, у кого я хочу учиться. Было бы глупо сказать, что не у него (улыбается). Всего же было шесть мастерских, где преподавали Владимир Мотыль, Григорий Чухрай, Владимир Меньшов, Александр Кайдановский, Геннадий Полока. В нашем становлении участвовали практически все педагоги. А ещё у нас был режиссёр Кшиштоф Занусси, к которому мы ездили на производственную практику в Польшу – он многое нам дал. Наш курс был очень энергичным, хотя некоторые до этого вообще не были связаны с кино напрямую – как Сергей Артимович, бывший кардиохирург, или Сергей Урсуляк, который был театральным актёром. Всё складывалось хорошо, но, когда мы окончили курсы, оказалось, что уже нет ни кино, ни Советского Союза – был девяносто третий год… И всё же мы пришли в кинематограф, на телевидение какими-то своими тропинками и до сих пор работаем.
– Вера Михайловна, вы дебютировали в документальном кино и создали картины о гениальных писателях XIX века. К сожалению, не нашла в Интернете ваше «Последнее путешествие Гоголя» – зато мне удалось посмотреть фильм «Трагедия Льва Толстого», а ваш «Живой Пушкин» – это великолепная, потрясающая работа! Съёмочной группе удалось побывать в разных точках земного шара, которые связаны с Александром Сергеевичем, и показать абсолютно всё! Такие съёмки наверняка требуют немалых расходов.
– На тот момент компания НТВ имела почти неограниченные возможности. Всё было как из рога изобилия: игровые эпизоды «Живого Пушкина» мы снимали на пленку Kodak и на старую французскую камеру. Я попросила – и они дали, это была такая роскошь! Но по всему миру лично я не ездила, потому что документальную часть Парфёнов снимал сам. Меня пригласили снять игровые истории, а потом всё собрать воедино, смонтировать – сделать полноценную картину. У нас получилось создать сценки в стиле немого кино, меняя скорость съёмки, и даже профессионалы приняли это за фрагменты немых кинолент 1900-х годов. Парфёнов рассказывал, как ему позвонил знаменитый Виталий Яковлевич Вульф, который досконально знал кино: «Леонид, я видел эти кадры начала 20 века – напомните мне, пожалуйста, из какого фильма о Пушкине вы их взяли». Парфёнов ответил, что мы сняли это сами. Пауза, и Вульф положил трубку.
– Признание успеха бывает разным. А как отреагировали на «Живого Пушкина» другие ваши коллеги?
– Положительных отзывов было много, нам даже дали «Тэфи» за него. Этот проект был очень популярным, и в рейтинге моих фильмов он до сих пор получает одни из самых высоких оценок.
– В «Живом Пушкине» вы разделили творческий триумф с коллегами и стали знаменитой – вместе с ними. Вера Михайловна, а фильмы о Льве Николаевиче Толстом, о Гоголе – это исключительно ваши проекты?
– Нет, не только мои. Идея принадлежит компании «Всемирное русское телевидение», сейчас она называется «Фишка-фильм». Александр Радов, который, к сожалению, одним из первых погиб от коронавируса, был тогда моим первым продюсером на телевидении. Он и Ира Васильева пригласили меня для работы над документальным циклом, в который входили сюжеты о Льве Толстом, Николае Гоголе, великомученике Вениамине, расстрелянном советской властью в 1922 году. Потом я эти фильмы и свой дипломный проект показала Александру Левину, ставшему на тот момент генеральным продюсером НТВ, и он сразу позвал меня на проект года – пафосный, дорогой, пушкинский, создаваемый к 200-летию великого поэта.
– Скажите, лично вам писатели-классики девятнадцатого века очень интересны?
– Безусловно. Как и всякому читающему, образованному русскому человеку. Девятнадцатый век – расцвет мысли. Эпоха, в которую писатели и поэты были значимыми фигурами, властителями дум, философами – наверное, так же, как у нас с 60-х до 80-х годов. Сейчас это как-то ушло.
– Они остались властителями дум – просто не для всех. Вера Михайловна, как вы считаете, глубокое документальное кино способно оценить и понять новое поколение? Или ваша работа больше адресована зрителям от сорока и старше?
– Знаете, пытливые молодые люди были всегда. Просто разное время диктует разные приоритеты, формирует интересы – я вижу это по своим студентам четвёртого и пятого курсов, которым читаю лекции в институте современного искусства. Они другие. Живут и мыслят иначе. Нельзя упрекнуть этих ребят в том, что их по большей части интересует карьера – это важно в нынешнем обществе. Что к чему-то вечному они часто равнодушны, поскольку при этом они всё равно образованные и вдумчивые люди.
– Если бы вам предложили выбрать ещё какие-нибудь документальные проекты – возможно, о художниках или композиторах, кто стал бы вашим новым героем?
– На данном этапе – никто. Знаете, я всё-таки предпочитаю игровое кино, потому что люблю создавать свой мир. Мне нравится его насыщать, делать то, чего ещё не было. Придумывать новые истории, ситуации, персонажей. Поэтому я не могу сказать, что хотела бы сделать о ком-то конкретном документальное кино. В девяностые годы, когда не было игровых фильмов, ситуация была другой. Я благодарна компании НТВ, Евгению Киселёву, Леониду Парфёнову, с которыми работала. Были прекрасные условия, я получила отличный профессиональный старт, но возвращаться к этому мне бы не хотелось.
– Один из придуманных вами миров запечатлён в фильме «Мой парень – ангел», и лично мне в нём видится связь с произведениями писателя Леонида Андреева: в вашей картине тоже материализуются божественные, сверхъестественные силы. Был ли у вас такой замысел, или такое восприятие – случайность?
– Религиозный мотив здесь, естественно, есть. Мудрецы, философы и Святое Писание говорят нам о том, что в жизни нет случайностей. В фильме мы показываем один день студентки Саши и закольцовываем все события, понимаете? Эта девушка, если бы отец привёз ей парня знакомиться, никогда не стала бы с ним общаться – это не её выбор. Поэтому и понадобился день, полный испытаний, и она принимает человека, которого только что потеряла – как некое проведение. Работать над «Ангелом» было сложно: автор сценария, Наталья Назарова, и я долго трудились над тем, чтобы в фильме сочетались развлекательное новогоднее кино, романтическая комедия и идея того, что всё в нашей жизни предопределено.
– Любопытно представить, что будет с Сашей и Серафимом-Сергеем дальше: в фильме – открытый финал. Как и другой вашей картине – «Девять дней и одно утро». Вы нарочно оставляете зрителю возможность додумывать?
– И нарочно, и нет. Есть такие вещи, как телепроекты, где жанр и сама телевизионная аудитория не даёт подобной возможности. Там нужно всех объединить, развести, обвенчать – поставить судьбоносные точки. А здесь мы можем себе позволить сделать открытый финал. Некая незавершённость – это скорее авторское кино. В нём – другая стилистика драматургии.
– Зато ваш сериал «Шифр» – именно телевизионный проект, который так всех увлёк, но во второй части история неожиданно обрывается. Раскройте, пожалуйста, секрет: продолжение будет?
– Да, мы сейчас работаем над завершением второго сезона: съёмки пришлось остановить из-за моей болезни (накануне нашей встречи Вера Михайловна преодолела Covid – В. К.). «Шифр» – это детектив, но судьбы наших героинь занимают всё больше места: в их жизни происходит много всего, и это смещает акценты, хотя мы по-прежнему стремимся к детективу и думаем над третьим сезоном. Его четыре истории сейчас на рассмотрении у продюсеров. А пока я попутно готовлюсь к съёмкам другого проекта. Всё в этом сложном 20-м году сместилось, и октябрь 1941 года придётся снимать в январе…
– Ваш новый проект связан с «Шифром»?
– Условно. Главные героини «Шифра» в прошлом – участницы Великой Отечественной войны, а мой новый игровой фильм будет посвящён обороне Москвы в 1941 году.
– То, что ваши женщины-офицеры из «Шифра» прошли войну, сблизило их крепко, на всю жизнь: фронтовое братство. И это передалось актрисам, которые сыграли великолепную четвёрку – все они, несмотря на разные характеры, стали единым целым. Не ощущается никаких профессиональных амбиций, желания превзойти коллег по съёмочной площадке. Как вам удалось их так настроить?
– Я их очень люблю: они прекрасны и как актрисы, и как люди. У меня прежде бывали случаи, когда я выбирала на роль именитого артиста, а он оказывался с ужасным характером, просто мучил на площадке меня и всю группу. Теперь я подбираю артистов и по человеческим качествам: долго репетирую, делаю пробы, общаюсь. Может быть, это отличный актёр или прекрасная актриса, но, если у нас несовпадения, то я не буду с ними работать. Потому что нам предстоит долгий путь, и мы не просто команда, мы – семья. А что касается работы над «Шифром», то перед съёмкой сложных эпизодов, когда собирается вся великолепная четвёрка, и у них происходит прорыв в расследовании, я всегда напоминаю девочкам, что они должны вести себя как знатоки: набрасываться на решение задачи, слышать друг друга и рваться вперёд. Конечно, мы говорим о том, что их героини были мозгом армии, ходили напрямую на доклады к генералам, и такие женщины-офицеры действительно существовали. В армии они были самыми-самыми, а потом оказались лишними. Кто-то отсидел, как наша Катерина, а другие не смогли найти себе место в жизни, потому что у них и психология была определённая: они понимали, что они исключительные, всё могут, что их ум и способности ценят. А потом, оказавшись в обычной жизни, они, со своими уникальными способностями, оказались невостребованными. Поэтому разгадка преступлений для них как спасение: девушки могут показать себя.
– Вера Михайловна, сейчас в кино многое решают продюсеры и руководители телеканала, для которого снимается сериал. Вы ощущаете, как режиссёр, какое-то давление, в ваши замыслы вмешиваются «отцы» проекта?
– Знаете, после первого сезона «Шифра» меня вызвал к себе Константин Львович Эрнст, поблагодарил и сказал: «Какой у вас неочевидный кастинг! Но он очень хороший». Я поняла, что если бы мы были под пристальным вниманием, то, может быть, мне бы не утвердили этих девочек-актрис, которых я подобрала. Мне никогда никакой актёр не был навязан. Я боюсь этого, потому что продюсеры действительно всё больше влияют на процесс. Я не знаю, что будет со следующим проектом, но здесь – большое спасибо продюсерам «Первого канала»! – мне дана полная свобода.
– А какая атмосфера у вас на площадке?
– Потрясающая. Мы постоянно что-то придумываем, у нас – свои флешмобы. Например, вся группа в какой-то день может одеться в одной цветовой гамме. К тому же актрис связывает давняя дружба: Катя Вилкова училась вместе с Марьяной Спивак – они однокурсницы. Всё время шутят, подкалывают друг друга, веселят. Атмосфера у нас отличная. Девочки любимые, красивые, и …знают свой текст (улыбается).
– Вера Михайловна, а вы очень строги на площадке? Вы можете повысить голос, потребовать? Или вы такая же мягкая и деликатная, как в беседе со мной?
– Ну, вы же мне ничего не сделали плохого (смеётся). Я не строгая, но во мне есть... [...]
Беседовала Вера Круглова.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Расторжения брака. . Сертификат на камни бортовые. |