Гости «Новой Литературы»
Интервью
На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Театральное закулисье, словно магнит, на протяжении многих столетий притягивает к себе взор неискушённого зрителя, представляясь ему чем-то необыкновенным, загадочно-волшебным. Эти ощущения особенно сильны, если речь идёт о юном зрителе, впервые посетившем театр кукол. Причём талантливые кукольники, несмотря на небывалый технический прогресс, столь же сильно очаровывают детские сердца, как это было сто или даже двести лет тому назад. Но кто же он – сегодняшний зритель? Одинаков ли он в разных регионах России, или всё же чем-то отличается? Что ему показывают со сцены? И главное, кто эти люди, что управляют куклами? Почему они приходят в профессию, и как затем меняются их характеры? На эти и многие другие вопросы отвечают в эксклюзивном интервью «Новой Литературе» актрисы Луганского академического театра кукол Ольга Шумченко и Яна Гуменюк.
Кто основной зритель современного театра кукол?
О. Ш.: Юные зрители от трёх лет и их родители.
Я. Г.: Детки дошкольного и школьного возраста, мамы, папы, бабушки и дедушки, друзья и все, кто ещё верит в сказку и чудеса. Современный театр кукол не имеет возрастных ограничений, он полезен всем!
Много ли зрителей обычно находится в зале?
Я. Г.: Зритель приходит всегда и при любой погоде. Однако день на день не приходится.
О. Ш.: По-разному, но чем больше зрителей и чем активней их реакция – тем работать легче.
Какие спектакли сейчас ставятся в Луганском театре кукол?
О. Ш.: В основном это сказки, но есть и спектакли с элементами шоу.
Я. Г.: С ориентиром на мир, дружбу, взаимопонимание, поддержку, любовь, семейные ценности, которые должны в себе воспитывать не только дети, но и взрослые! В своих спектаклях мы стараемся постоянно напоминать нашему зрителю о главном! И самое важное, что зритель нам отвечает взаимностью.
Недавно вы были с творческими гастролями в городах Золотого кольца. Что именно возили, и как реагировала местная аудитория?
О. Ш.: Возили два спектакля – «Гусёнок» (более интерактивный) и «Дюймовочка». Оба – относительно новые, публика принимала их тепло и активно.
Я. Г.: Добавлю, что «Гусёнок» Нины Гернет представлен в постановке режиссёра Луганского академического театра кукол Артёма Малахова, а «Дюймовочка» Ганса Христиана Андерсена – в постановке главного режиссёра театра Валерия Середы.
Зрители других городов отличаются от Луганских? Может, более активные или, напротив, слишком пассивные? Или, скажем, иной возрастной ценз?
О. Ш.: Я не заметила разницы.
Я. Г.: Принимали как своих! Громко, весело и дружно! Было ощущение, будто никуда не уезжали, так тепло и радушно встречал каждый город и его маленький зритель!
Какие вообще впечатления от поездки? Где побывали и что особенно запомнилось?
О. Ш.: Гастрольный тур был тяжёлым, ушло много сил, но интересным и познавательным. Впечатлений море. Особенно запомнилось знакомство с разными театрами кукол городов Золотого кольца (Рязань, Владимир, Ковров, Муром, Иваново, Кинешма, Кострома, Рыбинск, Ярославль и Переславль-Залесский) и общение с коллективами этих театров.
Я. Г.: Побывали в тринадцати городах вместо запланированных десяти. В Суздале и Плёсе гастроли не были запланированы, но руководство Владимирского и Ивановского театров кукол организовало для нас экскурсии, и это помимо насыщенной программы в своих городах! Привезли множество подарков, сувениров, впечатлений, встретили новых друзей, договорились о дальнейшем сотрудничестве между нашими театрами. И напоследок заехали в Москву. В каждом городе нас ожидала экскурсионная программа, помимо гастрольной. Мы посетили храмы и монастыри городов Золотого кольца, побывали в художественных, краеведческих музеях, музеях народного творчества и даже в Музее сыра в Костроме! Эмоций и впечатлений на всю жизнь! Благодарим всех, кто смог сделать эти гастроли возможными, это ценнейший профессиональный и жизненный опыт.
Почему вы решили стать актрисами именно театра кукол?
О. Ш.: Из-за разнообразия. В то время, когда я начинала работать, в репертуаре театра были спектакли на русском и украинском языках для детей, для взрослых и для семейного просмотра, спектакли кукольным и живым планом, спектакли сказочные и более драматичные, серьёзные и глубокие.
Я. Г.: Никогда не хотела и не мечтала стать актрисой. Но пришла в театр кукол, познакомившись с театральным искусством нашего города в целом. Однако, при всём этом, я поняла одно: в театре случайных людей не бывает, если ты приходишь в театральный мир, то это уже навсегда. Так было, есть и будет, по крайней мере, для меня.
Что, на ваш взгляд, самое сложное в повседневной работе?
Я. Г.: Мозг актёра работает «24 на 7». Это сложно, но одновременно очень интересно, поскольку актёр в постоянном творческом поиске, и каждый раз находит себя в новой роли. Создав образ, он отпускает его и идёт навстречу новому! При всём этом терпение, сила духа, целеустремлённость, воображение и смекалка являются надёжными спутниками.
О. Ш.: Самое сложное – это быстрое сочетание строгих законов кукловождения со знанием текста, точным попаданием в образ, музыкальностью в спектаклях. Всё это и сразу обычно не получается, но по мере того, как всё укладывается в голове «по полочкам» – приходит освоение куклы и роли в целом.
А что даётся легко и приносит радость?
О. Ш.: Победное освоение новых ролей и позитивная реакция зрителя.
Я. Г.: Легко даётся общение со зрителем любого возраста посредством образа, в котором работаешь, и от этого я получаю безумную радость! С нашим зрителем я на одной волне! Это просто: главное, в себе открыть маленького ребёнка, который верит в чудо и умеет по-настоящему радоваться жизни, не задумываясь о её течении!.. Взрослые так не умеют, им этому нужно долго учиться, и не у всех получается выучить этот предмет на «отлично». Также процесс создания образа имеет большое значение для актёра, а по итогу, если этот персонаж нравится не только ему, но и зрителю, значит, актёр выполнил свою главную задачу.
Есть роли, которые вы бы ни за что не захотели играть?
О. Ш.: Нет, каждая роль интересна по-своему.
Я. Г.: Я люблю рисковать, экспериментировать в творчестве и профессии, поэтому всегда воспринимаю роль как новый вызов. Однако, считаю, что во всём должна быть грань морали и цензуры, поскольку театр, в первую очередь, воспитывает.
Яна, я знаю, что твой путь к театральной сцене был весьма долог и извилист. Расскажи об этом.
Я пришла в профессию довольно поздно, в 26 лет, уже имея за плечами диплом о высшем образовании и опыт трёх работ по специальности в сфере архивоведения и делопроизводства. Понятия не имела, зачем я пришла в эту профессию, но, кроме как словом «судьба», не могу это объяснить. Не столько я искала эту профессию, сколько она меня нашла. С тех пор с театром я неразлучна (улыбается).
Оль, а у тебя с чего всё началось?
Это долгая история. Пусть прошлое останется в прошлом, но я всегда буду благодарна судьбе за то, что я попала именно сюда, в театр кукол, и нашла здесь себя. Театр кукол – это мой второй дом, а коллектив – семья.
Работа актрисой накладывает какой-то отпечаток на характер? Лично вы ощутили в себе какие-либо изменения?
О. Ш.: Конечно. С опытом я стала более сдержанной, собранной, внимательной и осторожной в общении. Приходится подавлять излишнюю эмоциональность.
Я. Г.: Я стала более раскрепощённой, общительной, эмоциональной, открыла в себе множество талантов, хобби, которые не только не мешают, а наоборот, помогают мне в профессии. Если коротко, для меня началась новая жизнь! Много друзей, знакомых, коллег, совместных проектов, поездок и творческого саморазвития.
Актёры драматического театра, как правило, стремятся попасть в кино. А какие перспективы есть у актёра театра кукол?
О. Ш.: Если человек талантлив и трудолюбив – он пробьётся везде. Было бы желание. Но, успешно освоив профессию актёра театра кукол, желания работать где-то ещё – в драматическом театре или кино – становится меньше. Это что касается меня.
Я. Г.: У любого уважающего и трезво оценивающего себя актёра перспективы есть всегда, как в театре драмы, так и в кино! Возможно, всё и зависит от нас самих!
Краткая информационная справка
Датой основания Луганского академического театра кукол принято считать 29 марта 1939 года, когда был утверждён его Устав. Поскольку театр не имел своего здания, он сначала работал на сцене областной филармонии, позже − на базе Дворца культуры строителей. Большую часть своих спектаклей коллектив показывал на площадках города, в школах, детских садах, лагерях отдыха, совершал поездки по районам области. 90-е годы в истории творческого коллектива ознаменовались значительным событием – в 1995 году театр получил долгожданное новое помещение. В это благородное дело вложила душу и сердце Л. Потапова – заслуженный работник культуры Украины, которая возглавляла Луганский областной театр кукол с 1983 года. В 1997 году театр возглавил заслуженный работник культуры Украины С. Терновой − человек творческой натуры и конкретных действий. Сегодня Театр для С. Тернового − это что-то чрезвычайно родное и выстраданное. В этот же период в театре главным художником начинает работать И. Гололобова. Она создаёт такую сценографию, костюмы и куклы, которые, по неоднократному замечанию жюри форумов кукольников, имеют свой характер и энергетику. Главным режиссёром в конце 90-х стал народный артист Украины Е. Ткаченко. Благодаря ему на сцене Луганского театра кукол были поставлены спектакли «Панночка» по Нине Садур, «Шинель» и «Ночь перед Рождеством» по Николаю Гоголю, «Лісова пісня» по Лесе Украинке. Творческий тандем директора и главного режиссёра начинает успешно реализовать потенциал коллектива: с 2002 года театр становится участником престижных международных фестивалей театров кукол: «Інтерлялька» (г. Ужгород), «Подільська лялька» (г. Винница), «Різдвяна містерія» (г. Луцк), «Золотий Телесик» (г. Львов), «Сцена людства» (г. Черкассы), «Homoludens (Человек играющий)» (г. Николаев). В 2007 году Луганскому театру кукол был присвоен статус академического. Сегодня коллектив продолжает работу над реализацией долгосрочных творческих проектов: «Не кукольные встречи в кукольном театре» (в рамках проекта проводятся встречи и семинары, беседы и мастер-классы); «Палитра волшебства искусств» (проект предполагает проведение выставок театральной куклы на базе Галереи искусств и выставок произведений искусств из фондов Луганского художественного музея на базе театра кукол); «Театр кукол под другим соусом» (проект, направленный на создание репертуара для взрослого зрителя). Театр кукол – единственный профессиональный детский театр на Луганщине. В его репертуаре более 30 спектаклей для детской, молодёжной и взрослой аудитории. Он продолжает работать на выездах, а выступив однажды с инициативой сбора средств в фонд помощи детям (1947 г.), коллектив театра и сегодня заботится о детях-инвалидах, детях-сиротах и онкобольных, работая перед ними в детских домах, школах-интернатах и больницах. Сегодня благодаря директору театра, заслуженному работнику культуры Украины, заслуженному деятелю искусств Луганской Народной Республики С. Терновому, главному режиссёру, народному артисту Луганской Народной Республики В. Середе, главному художнику С. Гололобову, всему актёрскому составу, театр идёт по пути духовности, сохраняя лучшие театральные традиции, высокий уровень драматургии и мастерства. Это подтверждается успехами коллектива на всех форумах кукольников: «Белгородская забава» (2017), «Госпожа Удача» (г. Луганск, 2017, 2018, 2019, 2021), «Рязанские смотрины» (2017, 2021), «Славянские театральные встречи» (г. Брянск, 2018, 2019), фестиваль театров кукол им. С. В. Образцова (г. Москва, 2018), «КУКАРТ-25» (г.Санкт-Петербург, 2019), Театр продолжает завоёвывать сердца искренностью и утверждать общечеловеческие истины. В 2022 году большинство мужской части коллектива было мобилизовано для участия в специальной военной операции. Весь театр практически целиком лежал на хрупких женских плечах. В настоящее время мужчины, успешно выполнив свой гражданский долг, постепенно возвращаются к мирной жизни и любимой профессии. Источник: https://teatrkykol.1c-umi.ru/fotografii_s_turov/
Беседу вёл писатель, журналист и общественный деятель Артём Аргунов.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2023 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Верхний вал в сборе - Верхний вал в сборе 320. . Журнал юрист. |