HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Гости «Новой Литературы»

Виталий Гасаев: Стремлюсь к тому, чтобы на мои концерты зритель приходил как на исповедь, мог очиститься душой и уйти окрылённым

Обсудить

Интервью

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за май 2024:
Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 года

 

На чтение потребуется 15 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 18.05.2024
Виталий Гасаев. Санкт-Петербург, 2018 г. Клуб «Место встречи». Фотограф Ольга Дмитриева. Источник: newlit.ru

 

 

 

…Ведь артист и поэт – люди творчества,

Со своими они «тараканами»,

И живут средь людей в одиночестве,

И бывают порой без вина пьяные.

Дай Господь этим людям терпения

Не сломаться в мире безбожия,

Чтоб их слава была не мгновение,

А судьба – ни на что не похожею.

 

            «Люди творчества»

 

 

Артист, музыкант, певец, автор песен – Виталий Гасаев. От Бога ему достался незаурядный талант – сильный, красивый голос широкого диапазона и артистизм.

Виталий прошёл большой творческий путь – от актёра Барнаульского шоу-театра «Калейдоскоп» до серьёзного, вдумчивого исполнителя песен авторских, патриотических, лиричных, философских. Однажды избрав независимую сольную карьеру, он остался верен своему выбору. В разное время он играл в рок-группе, пел в рок-опере, исполнял народные, казачьи и бардовские песни, шансон, эстраду, оперетту, юмористические пародии. И в каждом жанре он органичен. Не каждый певец может похвастаться таким широким жанровым разнообразием репертуара.

Накануне творческого юбилея – в июне 2024 года исполняется тридцать лет с начала его сольной карьеры – корреспондент журнала «Новая Литература» поговорила с Виталием про песни его собственного сочинения, а также про поэзию в его жизни.

 

Виталий Гасаев. Барнаул, 2021. Фотограф Инна Бука
Виталий Гасаев. Барнаул, 2021. Фотограф Инна Бука

 

– Виталий Алексеевич, с какого момента началась ваша сольная карьера певца?

 

– В 1994 году я принял участие в региональном телевизионном конкурсе молодых исполнителей «Шоу-Транзит» в Новосибирске. В полуфинале и финале выступил с композициями Александра Розенбаума «Низкий старт» и «Бездомная комната». Аранжировку всех песен сделал барнаульский музыкант Вадим Маркер. Я завоевал Гран-при. С тех пор я веду отсчёт своей сольной певческой карьеры.

 

Диплом 25 июня 1994 г.
Диплом 25 июня 1994 г.

 

На следующий год меня пригласили в жюри этого конкурса. В качестве гостя, вне конкурса, я спел песню на свои стихи, «Весенний танец». Тогда она впервые прозвучала со сцены.

 

…От воздуха хмелеет голова,

Хочется забыть слова, что знал,

И танцевать весенний танец…

             «Весенний танец»

 

– Как появилась эта песня?

 

– В 1992 году, весной, я шёл к своему другу, музыканту Юрию Лавлинскому, с которым мы тогда играли в рок-группе «Весёлый Роджер». Вышел на автобусной остановке, стал лужи перепрыгивать, и подумалось: словно какой-то танец странный. В голове звучала мелодия Юры, на которую он просил сочинить слова. Появился припев: «Под ногами будут петь лужи…», – потом куплет, второй. Было ощущение, будто кто-то диктовал слова, а я записывал. Всплыла в памяти фраза из недавно прочитанной книги «Ермак»: «От воздуха хмелеет голова». Вспомнились маски на масленицу. Пришёл к Юре, мы спели слова под гитару, Юра сказал, что можно включить это в репертуар группы.

 

– Выходит, автор музыки – Юрий Лавлинский? Исполнял ли эту песню «Весёлый Роджер»? Она звучит как рок-баллада.

 

– Нет, не довелось, поскольку в том же году рок-группа распалась. Написал я эту песню весной, а осенью музыканты попросили меня покинуть группу, причём с формулировкой, что я не умею петь! Причина была проста – из-за девушки. В меня влюбилась девушка, которая нравилась одному из участников группы (улыбается).

 

– «В каморке, что за актовым залом, репетировал школьный ансамбль…»

 

– Да-да. В итоге и мы с этой девушкой расстались, и у музыканта с ней ничего не вышло.

В 1998 году я записал эту песню для своего первого альбома «Над моею головою». Сделал две версии – лирическую гитарную мне сделал Юрий Бородин. А в 2001 году на студии «Блек Бокс» в Воронеже аранжировщик Игорь Шацкий создал танцевальную, с бэк-вокалом.

 

– Что рождается раньше при написании песен – музыка или текст?

 

– Всегда по-разному, но чаще всего – текст. Потом на него ложится мелодия. Несколько раз прочитаешь про себя слова, ловишь ритм, в голове появляется мелодия. Наигрываю мелодию сначала на гитаре, через день-два повторяю. Если слышу, что может получиться песня, записываю на диктофон, отправляю своему аранжировщику Роману Колоколову.

 

– «Весенний танец» – самое раннее ваше сочинение?

 

– Пожалуй, нет. Были и другие, но они не вошли ни в один альбом. Вот в 1993 году родилась песня «Аплодисменты», изначально она называлась «Посвящение "Калейдоскопу"». Музыку к ней я написал под влиянием группы «Чайф» – гармоника, ритм – всё оттуда. Впервые мы с ней выступили осенью 1994 года – с Александром Фёдоровым открыли театральный сезон «Калейдоскопа».

 

Вот и славно, вы на своих местах,

Ещё немного – и мы концерт начнём.

Да что ты! Мы и не мечтаем о цветах,

А вот аплодисменты ваши ждём!

             «Аплодисменты»

 

Студийная запись «Аплодисментов» появилась в 2018 году, к юбилею шоу-театра «Калейдоскоп». На одном из концертов я обратился к зрителям с просьбой придумать более ёмкое название, чем «Посвящение…». Кто-то предложил – «Аплодисменты»! Так и пошло.

 

– Что для вас «Калейдоскоп»?

 

– Шоу-театр «Калейдоскоп» был моим домом, моей школой. В 90-е годы он был невероятно популярен в Барнауле, билеты на спектакли раскупались за считанные дни, их перепродавали. С 1989 года я играл в этом театре, моим наставником был художественный руководитель театра Александр Иванович Полетаев. Он учил меня держаться на сцене, «брать» зал. Мы выезжали на региональные фестивали юмора, в 1992 году в Иркутске впервые встретились с Томским театром миниатюр «Люкс». «Люкс» тогда был студенческим театром, а «Калейдоскоп» к тому времени вырос из студенчества, был полноценным театром-студией. Далее каждый год по очереди мы брали первые призы на Томской Юморине – то «Калейдоскоп», то «Люкс». В 1995 году мы привезли новую программу, оперу-пародию «Место встречи изменить нельзя», в трёх частях.

 

– «Опера» – это, безусловно, шедевр! Вы там смотритесь как настоящий солист оперетты.

 

– Да, некоторые, кто нас не знал, так и сказали: «Конечно, они взяли профессионального певца и выиграли». А я не был профессионалом на тот момент, хотя опыт подобного выступления уже был. Как раз в 1995 году я сыграл роль Иуды в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» в Алтайском театре музыкальной комедии[1].

Помню, шёл после премьеры спектакля к Полетаевым, там меня ждали все артисты театра. Иду с огромным букетом роз, подаренным мне зрителями. На глазах слёзы, а на улице мороз, и слёзы замерзают на щеках.

 

– Шли поделиться впечатлениями от премьеры?

 

– Да, маленькая кухня в квартире этой семьи стала для нас, молодых актёров, местом, где мы собирались, обсуждали номера и выступления, находили поддержку и помощь. Супруга Александра Ивановича Ирина тоже работала в «Калейдоскопе», создавала и шила костюмы, рисовала афиши.

В 1993 году я написал песню про этот дом, назвал её по адресу Полетаевых «Советская, 5, кв. 24». Писал я слова ранней весной, по промозглой холодной погоде, восхищаясь образностью стихов Виктора Цоя. Настолько он в точку попадал, ни убавить ни прибавить! «На кухне синим цветком горит газ», «Если есть в кармане пачка сигарет, значит, всё не так уж плохо на сегодняшний день». Я искал такие же эмоциональные образы.

 

…Принесла ли тебя радость или привела беда,

В солнце или в дождь ты вошёл сюда,

Здесь, как после исповеди, станет легче на душе,

Только что ты волком выл – а вот и поёшь уже!

             «В этом доме»

 

– О чём фраза из песни «Здесь без поцелуев сладка водка»?

 

– Это идёт от свадебной традиции: когда кричат «горько», молодые поцелуем подслащивают горечь. Я здесь и хотел показать, что у Полетаевых настолько хорошо и душевно, что ничего сластить не надо.

А фраза «…спел с тобой про синие ночи, что вьются кострами» – признательность хозяину дома. Александр Иванович всегда на посиделках неизменно затягивал песню «Взвейтесь кострами, синие ночи…». И просил подпевать, и обижался, если мы отказывались. Не всегда попадал в ноты, честно говоря, но с душой! Это его любимая песня.

Первый раз я исполнил песню «В этом доме» на отмечании защиты диплома в кругу артистов театра, у Полетаевых. Многие девчонки прослезились. Я понял – затронуло!

Долгое время я пел эту песню только в «Калейдоскопе», пока добрые люди мне не сказали: да это же про любую семью! После того, как мы разошлись с одним из моих авторов Александром Церпятой, мне нужно было набирать свой репертуар, и я записал эту песню в студии, там же, в Воронеже, в 2005 году. Сначала аранжировка мне не очень понравилась, очень смахивало на шансон, а слова-то не шансонные, но потом понял, что именно в этой аранжировке она «зайдёт». Зритель хорошо её принял, до сих пор я её часто исполняю на концертах. Полетаев только попросил придумать другое название, а то, говорит, зачем везде звучит мой домашний адрес. Так родилось название «В этом доме».

 

Виталий Гасаев. Перед концертом
Виталий Гасаев. Перед концертом

 

– «Сибирский характер» – тоже появилась взамен «Земли Сибирской» авторства Церпяты?

 

– Да. Эта песня изначально была написала по заказу. В 2006 году в Новосибирске после концерта ко мне подошёл режиссёр документального фильма про нашего земляка и попросил сочинить песню. К 60-летнему юбилею 4-кратного чемпиона мира по биатлону Александра Ивановича Тихонова снимался фильм про него, и для титров нужно было сопровождение. Я сначала отнекивался, я ничего не понимаю в биатлоне. Но мне сказали – ты сибиряк, и он сибиряк. Напиши про сибиряков, про их характер.

Две недели я мучился, ничего не получалось, и я отложил это дело. Негоже про сибирский характер так мучительно сочинять.

Текст родился внезапно, буквально на ходу, в Москве, на эскалаторе метро. И вновь словно кто-то подсказывал мне слова, настолько легко они пришли. Я их записал, а заказчики в итоге пропали, на связь не выходили. Со временем я записал эту песню в студии, стал исполнять на концертах. Не думал тогда, что она станет моей визитной карточкой.

 

Чем крепче морозы, тем души теплее,

Тем больше открытых и чистых людей.

Здесь дружба мужская намного сильнее,

И чувства надёжней, и сердце верней.

Сибирский характер проверен ветрами,

Его закалила седая тайга.

И если ты смел, то иди вместе с нами,

Здесь всё, брат, на совесть, здесь всё на века.

             «Сибирский характер»

 

В Петербурге перед концертом ко мне подошла девушка и попросила позволить ей во время исполнения этой песни выйти на сцену и жестами «перевести» слова. На мой вопрос, для чего ей это, сообщила, что в зале сидит её молодой человек, а он глухонемой. Я был поражён такой преданностью. Конечно, разрешил.

Сын как-то сказал мне: «Пап, а ты знаешь, что все игры Сибирской лиги КВН заканчиваются этой песней? Она стала своеобразным гимном». Тогда я понял, что она ушла в народ.

 

– И песня «Артист» написана по особому поводу?

 

– Её я написал специально в подарок на день рождения моему другу и капитану нашей команды КВН «Дети лейтенанта Шмидта» Григорию Малыгину. Было это в 2006 году.

Как-то раз перед выступлением, на гастролях, мы все очень уставшие были, вымотанные, а Гриша совсем без сил. Я его спрашиваю: «Как ты играть-то сейчас будешь?». Он отвечает: «Старик, сцена для меня – святое!». И пошёл на сцену. И отыграл спектакль. Вот эту его фразу я запомнил и включил потом в песню.

 

А для артиста должно быть два слова:

Или правильно, или хреново,

А когда говорят «нормально»,

То сыграл свою роль ты провально.

             «Артист»

 

А уже после его ухода в 2012 году музыкант Роман Колоколов создал клип на эту песню, мы включаем его на концертах команды, как посвящение нашему бессменному капитану.

 

– С Григорием Алексеевичем вы крепко дружили, а с другими участниками команды?

 

– Дружил и дружу, мы не только гастролировали, но и отдыхали вместе. В 2014 году мы ездили компанией к друзьям на Манжерокскую заимку, на берег реки Катунь. Сидели возле костра, внизу шумит Катунь. Я напел: «Бирюзовая Катунь, бирюзовая». Все засмеялись, и я понял, что может получиться песня. Наутро босиком вышел во двор, иду и про себя бормочу: «жизнь босяцкая моя, беспонтовая». Тоже в копилку памяти сложил.

Вернулся домой, наиграл на гитаре мотив, дописал слова – целую историю о том, как хорошо отдыхали, так что участковый приходил, но оказался «в нашей кондиции». Жена даже слова подсказала: «вот сидим мы и поём с участковым». Записал на диктофон, отправил Петру Винсу послушать. Он говорит: так ты же просто зарифмовал то, что вчера было! А я раньше всех ушёл и не знал, что действительно на шум нашей компании соседи вызвали участкового, тот пришёл, уже «подогретый», посмотрел, что драк и буйства нет, посидел и ушёл. Так выдуманная история совпала с настоящей.

 

Сразу вспомнил я, где Манжерок,

Что не город он, не островок,

Что туристов там – ой, куда ни плюнь,

И бирюзовая там хлещет Катунь.

             «Бирюзовая Катунь»

 

Виталий Гасаев. 2014 г., Москва, Музей Булгакова. Фотограф Юлия Моисеева
Виталий Гасаев. 2014 г., Москва, Музей Булгакова. Фотограф Юлия Моисеева

 

– Кстати, про жену. У вас есть песня «Маргарита»: правда ли, что вы написали её под влиянием прочитанного романа «Мастер и Маргарита»? Атмосфера в тексте чувствуется.

 

– «Маргарита» была написана в 1992 году, это достаточно личная для меня история, я не хотел бы рассказывать подробности. А про влияние романа я всем так говорю, чтобы не приставали (улыбается).

 

Ты, ты как вино, тебя всё время мало.

Я, я жадно пью, но легче мне не стало,

Не чуял я, какое выпил зелье,

И вот оно – нежданное похмелье…

             «Маргарита»

 

– Вы большой романтик. Считаете ли вы себя поэтом? Что такое для вас поэт?

 

– Нет, я себя поэтом не считаю. Поэт не может не писать. А я могу. Вот не петь я не могу (смеётся). Хотя с годами перерывы всё больше, хочется слушать тишину. Как говорил мне в своё время мой друг Вадик Маркер: «Ты, Виталя, не музыкант. Тишину не любишь». Ну вот с годами я, видимо, стал музыкантом – полюбил слушать тишину. Природа – гениальный звукорежиссёр: вроде и есть звуки – пение птиц, шум деревьев – а при этом вокруг тишина!

 

– Произведения каких известных поэтов вы читаете, знаете наизусть, считаете для себя знаковыми?

 

– Если говорить о текстах, которые на меня повлияли, сформировали моё мировоззрение, то это песни Константина Кинчева, Александра Розенбаума, Владимира Высоцкого.

 

– А из классиков?

 

– Из классиков, прежде всего, это конечно, Есенин. Но подолгу его читать не получается, чувствуется такая тоска неизбывная! Что у него, что у Высоцкого, вот этот надрыв, видно, что знали, что долго не проживут, спешили жить, творить, боялись не успеть… Это тяжело.

Другие поэты – Маяковский, конечно. Причём вот в школе я его не понимал, а с годами увидел – да это же гениальный поэт! Цветаева, Ахматова, Гумилёв – их можно перечитывать постоянно.

Из современных – те поэты, на стихи которых я пишу и пою песни. Нина Бабенко, Анна Денисова, Юлия Шикшина, Наталья Евстигнеева, Светлана Кузнецова, Андрей Леонтьев.

 

– Ощущаете ли вы своё влияние на зрителей, слушателей? Есть ли понимание, как отзывается ваше творчество в душах людей?

 

– Я скажу одно – если после песни «Барнаул» люди специально заезжают в наш город, ищут те достопримечательности, о которых я пою – «сковородку», Нагорный парк, проходная ВРЗ – о чём это говорит? А одна женщина мне писала, что у неё были мысли о самоубийстве, и мои песни спасли её, уберегли от этого, дали силы жить…

На концертах заказывают, просят спеть именно мои песни, хотя у меня в репертуаре есть и Высоцкий, и Розенбаум, и фронтовые. Но я стараюсь реже их исполнять, а больше исполнять свои и авторские, потому что хочется, чтобы в народ ушли именно мои песни, не чужие. А иначе для чего это всё? Как Кинчев пел: «Песнями латать души горемык». Или у Есенина: «Дар поэта – ласкать и карябать». На мои концерты зритель должен прийти как на исповедь, чтобы очиститься душой и уйти окрылённым. Вот к этому я стремлюсь.

 

– На мой взгляд, «Песнями латать души горемык» – это однозначно про ваше творчество.

 

– Я очень рад, что это так.

 

Виталий Гасаев. 1994 г., Новосибирск. «Шоу-Транзит», полуфинал. Кадр с ТВ.
Виталий Гасаев. 1994 г., Новосибирск. «Шоу-Транзит», полуфинал. Кадр с ТВ.

 

К юбилею:

 

Я родился поздно ночью, аккурат под Новый год.

Закричал от удивления, все подумали – поёт.

Рос в рабочем я районе, в школе заводилой был,

Но учился хорошо я, к знаньям тропку не забыл.

 

Юность быстро пролетела – спорт, гитара, брейк, рок-клуб.

Школу хорошо закончил, поступил в АлтГТУ.

Думал, химиком работать буду на заводе я,

Кислоту и щёлочь делать из различного сырья.

 

Но ребята в стройотряде пригласили петь. Ну что ж,

Пением в агитбригаде развлекали молодёжь.

В первый раз на сцену вышли, хлопал зал как заводной.

Так я понял, что эстрада – вот теперь мне дом родной.

 

Дальше я в «Калейдоскопе» совершенствовал талант,

Пел, играл, шутил, смеялся и немного танцевал.

Там любовь свою я встретил, и друзей не растерял,

Там наставник мой бессменный опыт мне передавал.

 

Но не только юмор с танцем наполнял репертуар.

Пел серьёзные я песни, роль в рок-опере сыграл.

Розенбаум подарил мне композиции свои,

С его песнею на шоу получил я первый приз.

 

В КВН играть я начал за родной за политех,

Томский «Люкс» для нас всегда был самый главный конкурент.

От Сибирской Лиги в «Вышку» Томск команду отослал,

Капитан Малыгин Гриша вместе нас в игру собрал.

 

«Дети Лейтенанта Шмидта» получились, это мы,

Имидж да, был хулиганский, а сердца – открытыми.

И душа вся нараспашку, искра веры в свой талант.

Полосатые рубашки, кепки – вот наш талисман.

 

В первый свой сезон прошли мы, пусть не сразу, но в финал,

Чемпионами мы стали, хоть никто не ожидал.

Отстояли честь Сибири, показали, что сильны,

Что сибирские таланты – лучший юмор всей страны!

 

КВН дал мне известность, многому он научил.

Но теперь для сольных песен много надо средств и сил.

Стал артистом я от Бога, поддержала и семья.

На концертах ты, мой зритель, главный критик и судья.

 

Свой талант я не растратил, жар души я не предал,

Песни лучшие включал всегда я в свой репертуар.

Вот уж тридцать лет на сцене я для вас, друзья, пою,

Как родился я для сцены, так на сцене и стою.

 

Виталий Гасаев. 1999 г. Барнаул, первая фотосессия. Фотограф Владимир Моисеенко
Виталий Гасаев. 1999 г. Барнаул, первая фотосессия. Фотограф Владимир Моисеенко

 

 

 

Беседу вела Елена Астахова

 

 

 



 

[1] Сейчас это Алтайский государственный музыкальный театр – прим. ред.

 

 

 

Конец

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2024 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
491 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 23.05.2025, 16:38 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Виды витражного остекления vitrag-spb.com. . Двигатель ремонт хундай цены на ремонт и диагностику двигателеи. . Кому нужно оформить предоплаченную банковскую карту oplatim.services/prepaid-card/.
Поддержите «Новую Литературу»!