Гости «Новой Литературы»
ИнтервьюОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.06.2025![]()
Антон Шагин – российский актёр театра и кино, лауреат множества премий, известный широкой публике благодаря ярким ролям в фильмах «Стиляги», «Конёк-Горбунок», «Союз спасения», «Позывной "Пассажир"». Родившись в небольшом городе Кимры, он прошёл путь от ученика ПТУ до востребованного мастера сцены и экрана. Его искренняя вера и любовь к творчеству делают каждую его роль особенной. Помимо успешной артистической карьеры, Антон Шагин пишет стихи, выпустил уже пять сборников. Своим взглядом на поэтическое творчество Антон поделился с читателями журнала «Новая Литература». Беседу ведёт Елена Астахова.
Цитаты:
– Ваш недавний сборник называется «Часы». «Часы» – это про время. Как отражается время в этом сборнике? Текущее, современное?
– Вы правильно обратили внимание на название. Часы могут быть любые. Наручные, настенные, солнечные, песочные. Какие угодно. А может быть, и те часы, которые читают на службе в церкви. Здесь каждый, думаю, выберет для себя сам, поэтому я не поясняю этого ни в послесловии в книге, нигде. Время – конечно, современное. Сборник составлен из четырёх книг, но не мною. Это сделал замечательный литературовед, поэт и филолог Олег Владимирович Демидов. Он и договорился с издательством «Лира». Наверное, тем это и интересно, даже читателям, которые будут знакомиться со мной по этому сборнику.
– В нём собраны достаточно разноплановые стихи разных лет. Чем они объединены?
– Тем, что никак не названы, и разными периодами моей жизни. Это стихи без названий. Я делаю это намеренно, между прочим, оставляя читателю возможность самому их характеризовать. В содержании они указаны по первой строчке. Получается диалог с читателем. Я, как видите, предлагаю каждому читателю самостоятельно определять для себя и название сборника – какие это часы, – и воспринимать сами стихотворения.
– Предыдущий ваш сборник «Шагомер» – это определённый путь, там присутствует логика расположения стихов. А каким поэт Антон Шагин предстаёт в этом новом сборнике?
– Разный, разный абсолютно. Потому что сборник, ещё раз скажу, из четырёх предыдущих книг составлен, и здесь можно, прочитав его, увидеть весь объём…
– Весь спектр вас как поэта?
– Да.
– Вы сказали, что это диалог с читателем. Задумывались ли вы о влиянии вашего стихотворного творчества на читателя? Может, есть какая-то цель воспитать, что-то донести?
– Конечно, есть желание быть услышанным. И, пожалуй, в стихах я и есть настоящий. И пишу я, чтобы не потеряться как раз за исполнительским искусством, за актёрством, за лицедейством, не раствориться в образах и в различных характерах, которые на сцене и в кино я исполняю. Поэтому стихи и есть то, где я настоящий, где, собственно, и есть Антон Шагин.
– Чувствуете ли вы вектор развития себя как поэта?
– Безусловно, чувствую и радуюсь этому. Но также я чувствую и потребность учиться. В 2022 году я подал заявку в литературную мастерскую Захара Прилепина, куда, к своей радости, был принят. Это было замечательно, это было настоящее соприкосновение с изящной словесностью. В этом контексте полное было погружение. Благодарность, конечно, кураторам Олегу Демидову и Алексею Колобродову, и Мастерской, где проходило обучение. Это был настоящий неповторимый опыт. Чувствуя своё невежество…
– В хорошем смысле.
– Можно и в плохом, я в этом смысле не стесняюсь, я продолжаю учиться, после школы-студии МХАТ много читаю, стараюсь больше вникать.
– Как вы думаете, кто поэт, а кто любитель, сочиняющий стихи, как их различить?
– Хороший вопрос. Думаю, это определяет читатель. Если стихи отзываются в твоём сердце, в душе, если хочется перечитать, осмыслить, запомнить, то это и есть поэзия.
– Важно ли, чтобы стихи оценивались и другими? В нашем журнале публикуются далеко не только профессионалы, заявку может подать любой. Присылают стихи как очень хорошие, так и откровенно неподходящие. Но каждый, кто пишет, считает себя, видимо, поэтом. Что бы вы посоветовали нашим авторам?
– Советовать я точно не возьмусь никому и ничего. Мне кажется, очень важна начитанность. Нужно читать как можно больше, и классиков, разумеется, и современников. Здесь объём начитанности важен.
– И получается, писать, если отзывается, а дальше – сравнивать с хорошими, с очень хорошими стихами. А вы сравниваете свои стихи?
– Когда я читаю хороший текст, у меня возникает чувство какого-то соревновательного характера. Хочется сделать что-то если не подобное, то не хуже, во всяком случае. Поэтому, когда прочитан один поэт, я пускаюсь на поиски других имён. Это сказано в послесловии в книге «Часы». В общем, когда я встречаюсь с хорошим текстом, для меня это соревнование, такой вызов, можно сказать.
– Ну и своего рода вдохновение.
– Да. Но, кстати, вдохновение… я считаю, что его вообще не существует. На самом деле, я думаю, это графоманы как раз придумали.
– А что существует? Настрой?
– Надо садиться и работать. Если есть свободное время, не стоит ждать, пока оно на тебя снизойдёт. Пока будешь ждать вдохновения, джинсы из моды выйдут, а оно и не придёт.
– Вы стихи пишете или сочиняете?
– Пишу.
– В послесловии вы писали, что всё-таки возникает какая-то фраза, музыка… Может, это и есть вдохновение? Что даёт толчок к написанию. Может, этот импульс и стоит считать вдохновением?
– Да, безусловно, импульс, который рождает первую строчку… она может быть и последней, и в середине где-то затесаться. А может быть, она совершенно и не прозвучит в стихотворении. То есть она может быть видоизменена до неузнаваемости. Но этот толчок, этот посыл… даже одно слово может привести за собой целое стихотворение.
– Меняют ли поэта Шагина новые роли?
– Безусловно, всё влияет. И прочитанное, и сыгранное, и увиденное, и услышанное. Мозг так устроен, он запоминает всё, поэтому нужно научиться фильтровать. Это связано также и с кругом общения. Со всем. Это определяющие вещи, которые как зёрна падают в твою душу и потом прорастают либо нет. Здесь особого конкретного рецепта, я думаю, ни у кого не существует. Стих начинается со звука. Даже не с одного слова, не от одной строчки, а скорее от звука. Внутри какой-то гул, и как будто замедляется время, и, пока он не прекратится и пока оно не напишется, невозможно играть, невозможно жить повседневной жизнью.
– Беспокойство в хорошем смысле.
– Да, но стихи не могут рождаться в шторм. Я говорю, во всяком случае, про себя. В каком-то эмоциональном состоянии... Мне кажется, такие стихи могут выплеснуться, но они не будут устойчивыми. Поэтому для меня лучшее время и состояние – это полный штиль и абсолютное погружение, такое созерцание, ну и, конечно, тишина. Потому что без тишины ничего не может родиться и зазвучать по-настоящему.
– Устойчивые стихи – это значит долговечные? Не сиюминутные, не проходные.
– Это уже как Бог даст.
– Есть у вас творческая мечта? Может, услышать песню на свои стихи?
– Песни были и не однажды. Здесь у меня нет каких-то в этом смысле амбиций. Скорее я больше хочу работать со словом, мне важен сам процесс. Меня не интересует конечный результат, это зависит в итоге не от одного меня.
– Конечный результат – это сборники, вечера творческие?
– Да. Что сегодня кажется удачным, может через год показаться совершенно непотребным и никудышным, и не попадёт ни в один сборник. Когда я делаю свои книги, то корпус включаемых в них текстов тщательно отбирается, и в сборник встают стихи самые, может быть, неожиданные. Я в этом смысле очень щепетилен, выборочен, и печатаю не всё. Может быть, из ненапечатанных ещё можно составить одну книгу, но не потому, что они плохие, а потому что они не дружат с теми стихами, которые попадают в сборник. Мне важно не каждое отдельное стихотворение, когда составляется книга, а объём, общий вид, общая концепция и весь контекст. Весь блок текстов должен быть весомым, если так можно выразиться.
– У вас в стихотворении есть строчка «стихи страну отобразят». Насколько стихи именно сборника «Часы» отображают страну? Есть потребность писать о чём-то важном, кроме текущих событий?
– У меня есть гражданская лирика, и туда входят тексты, как раз посвящённые и СВО, и нынешнему непростому времени. Я считаю, что поэзия как высшая точка языка, как говорил Иосиф Бродский, обязательно должна откликаться на события, которые происходят сегодня. В том же «Шагомере» есть несколько текстов, посвящённых Великой Отечественной войне. И в детской книге стихов «Небыляндия», которая вышла в прошлом году, тоже есть текст, который посвящён тем событиям.
– Ваши слова – вы ждёте некоторой спецоперации в культуре[1]. Наблюдается ли это?
– Жду, конечно. Очень медленно всё идёт. Я считаю, что в культуре необходимо давно навести порядок. И в детской литературе, и в театральной среде, и в киноиндустрии. На мой взгляд, люди, которые болеют за страну, желают ей победы, должны находиться в единстве со своим народом. Не все в нашей культуре таким образом живут и работают. Поэтому процесс идёт, но мы должны фиксировать, говорить, и в поэзии, в частности, и в живописи – где угодно, про эти события. Потому что, если мы их не будем проговаривать, за нас это будет делать враг. А враг будет искажать правду и действительность. И наши потомки должны будут с этим как-то разбираться, жить, смотреть, что же создавалось в это время. И поэтому нам необходимо в этом смысле как можно больше и чётче проговаривать сегодняшнее время, сегодняшнюю действительность.
– Миссия нашего журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Что вы пожелаете нашим читателям и авторам?
– Я пожелаю очень коротко – добра и сил. Это в любое время и в любом месте подходит каждому человеку, и это будет не лишним для ваших читателей и для нашей страны в целом.
[1] «Весь пласт литературный, кинематографический, театральный занят либеральной общественностью. Это их кормушка с девяностых годов. Я всё жду, когда начнётся спецоперация в культуре, когда откровенные враги нашей родины начнут уходить с должностей». Антон Шагин на Международном кинофестивале «RT.Док: Время наших героев», февраль 2024 года. Источник: https://bloknot.ru/kul-tura/chast-priby-li-otpravyat-bojtsam-svo-v-prokat-vy-shla-drama-o-soby-tiyah-na-donbasse-pozy-vnoj-passazhir-16-1261602.html
![]() Антон Шагин. Фото из личного архива актёра и поэта. Публикуется с его разрешения. Источник: newlit.ru
Антон Шагин. Стихотворения
«Из брони на нём только крест»
Из брони на нём – только крест. Рядом с ним в поле только собака – от консервов остатки ест. А закат цвета дикого мака.
Ночь укроет в пути от врагов – словно дьякон с плеч скинул рясу. Не найдут их ни Киев, ни Львов – искажённые злой гримасой.
Их родная земля спасёт, у себя спрячет бабка в хате. Сына мать никогда не сдаёт – сына мать узнаёт в солдате.
Прижимает ладонь к виску. Под неполной луною тусклой, помогает она пареньку, говорит она с ним по-русски.
Он с рассветом уходит в лес по песчаному дну оврага. Из брони на нём – только крест и с ним рядом бежит собака.
6.08.2022
«Ещё мороз певучий не охрип»
Ещё мороз певучий не охрип, метель ещё белоречива. И стелется и так красиво, когда с землёю небо говорит. О чём-то сокровенном, о живом. О дружелюбности вселенной. Где ты в беседе откровенной, рождаешься в себе самом. И без нарядов, без прикрас, готовый к новым совершеньям. Ты видишь, как в печи поленья горят в сей безмятежный час.
11.01.2016
«Я не знал никогда отца»
Я не знал никогда отца. Никогда не видал его. И какие черты лица или голос какой у него? Папой отчима я называл. Получал от него ремня. А потом был развод и вокзал: скорый поезд унёс меня. Я родного отца искал, но никто не открыл мне дверь. Я прошёл городской квартал – сбит и сломан мой шагомер. Где-то ходит сейчас отец – человек мой, ещё не стар. Может быть, он пасёт овец, может, он неплохой гончар. Или школьный учитель он. Или воин, что ждёт письма (возвращается почтальон – отступает незнаний тьма). Я придумаю сам его. Буду с ним говорить, молчать. Фильм смотреть Франсуа Трюффо – рядом он, а на кухне – мать: варит щи, режет хлеб и лук; позовёт нас к столу поесть... Мой отец, ты и брат, и друг, моя совесть, любовь и честь, – я когда-то тебя найду, хоть ты бросил меня не знав – ты оставил свой дом, жену, – всё оставил, едва собрав... Но я знаю, что будет час, будет вдоволь хлебов и вин. Ты, я чувствую, жив сейчас: значит, вместе отец и сын.
27.06.2022
«В старомодной одежде зима»
В старомодной одежде зима не спеша едет по кольцевой. У неё в ледяных закромах размотался клубок шерстяной. Сохраняя тепло для тебя, вяжет спицами бабушка свитер. Под счастливый конец декабря и под снежный бушующий вихрь. Пей из банки вишнёвый компот, как из детства сладчайший на вкус. Полетит твой ковёр-самолёт в путь, обратно в Советский Союз. Где живая родня за столом и не видно начала, конца. Дверь открыта в родительский дом, ты стоишь на ступенях крыльца. С детским лепетом падает снег на озябшие руки твои. И не скоро закончится век – впереди ещё светлые дни. Преломляется хлеб пополам и налито по чашам вино. На холме возвышается храм это, впрочем, так быть и должно. И уже бытие, а не быт наполняется в сердце твоём. И в открытом пространстве горит яркий свет в измеренье ином.
22.12.2024
«Мы с тобой по большой любви»
Мы с тобой по большой любви, только плёнку смотри не рви – карандашиком поотматывай и кассету поставь на повтор, нескончаемый наш разговор – под лучами солнца закатного. Вот уже середина лета. Июль – от жары спасаемся, как от пуль, осаждаем парки, фонтаны, скверы. Малооблачно в Москве без осадков ни белогривой в небе тебе лошадки ни ветерка, ни кондиционера. Мы уедем с тобою к морю, пролетим над высокогорьем и как птицам положено сядем на песчаный, пустынный пляж, а вокруг Айвазовский разлил пейзаж и раскинулся райский садик.
14.07.2021
«Ветер вырвет из книги слова»
Ветер вырвет из книги слова и подхватит листву. В три вокзала гудит голова – поезд прибыл в Москву.
Блеск в глазах выдают огоньки, как тогда в нулевых. Город примет тебя в новички – на прогулках ночных.
Люди утро встречают с волной поливальных машин. Потому что ты рядом со мной, больше я не один.
Как о травмах своих громыхает в пути наш трамвай. Сколько лет световых, впереди там есть ад или рай?
Мы в вагоне пустом проводили печаль и тоску. И куда-то уходим вдвоём далеко по песку.
16.09.2016
«Иногда я спокоен»
Иногда я спокоен, забыв вдруг о жизни и смерти. Дома выключен свет. Шторы спущены. Двери закрыты. Я на время остался один и на всём белом свете ни души, только сила молитвы дана для защиты.
Слышу я голоса, поимённо назвать их сумею. Говорю с ними вслух о былом, как положено тихо. Лёг осенний туман на заросшую в парке аллею, и никак не найти, где из этого парка есть выход.
Тёмен путь, фонари вдоль дороги стоят наизнанку. И луна исчезает за грудой из спящих домов. Пьют поэты в метро и выходят на площадь Лубянки. И читают всю ночь напролёт строки новых стихов.
И встаёт яркий шар в небесах над Москвой златоглавой. Я не вижу его на последнем своём рубеже. В забытьи утонул Политех, захлебнувшийся славой. Это кто-то сказал до меня, я не помню уже.
7.10.2022
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|