HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Гости «Новой Литературы»

Антон Шагин: в стихах я и есть настоящий

Обсудить

Интервью

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.06.2025
Антон Шагин. Фото из личного архива актёра и поэта. Публикуется с его разрешения. Источник: newlit.ru

 

 

 

Антон Шагин – российский актёр театра и кино, лауреат множества премий, известный широкой публике благодаря ярким ролям в фильмах «Стиляги», «Конёк-Горбунок», «Союз спасения», «Позывной "Пассажир"». Родившись в небольшом городе Кимры, он прошёл путь от ученика ПТУ до востребованного мастера сцены и экрана. Его искренняя вера и любовь к творчеству делают каждую его роль особенной. Помимо успешной артистической карьеры, Антон Шагин пишет стихи, выпустил уже пять сборников. Своим взглядом на поэтическое творчество Антон поделился с читателями журнала «Новая Литература». Беседу ведёт Елена Астахова.

 

 

Цитаты:

  • «Пишу, чтобы не потеряться за исполнительским искусством»
  •  

  • «Нужно читать как можно больше, и классиков, и современников»
  •  

  • «Стих начинается со звука»
  •  

  • «Без тишины ничего не может родиться и зазвучать по-настоящему»
  •  

  • «Люди, которые болеют за страну, желают ей победы, желают ей долголетия, должны находиться в единстве со своим народом»

 

 

– Ваш недавний сборник называется «Часы». «Часы» – это про время. Как отражается время в этом сборнике? Текущее, современное?

 

– Вы правильно обратили внимание на название. Часы могут быть любые. Наручные, настенные, солнечные, песочные. Какие угодно. А может быть, и те часы, которые читают на службе в церкви. Здесь каждый, думаю, выберет для себя сам, поэтому я не поясняю этого ни в послесловии в книге, нигде. Время – конечно, современное. Сборник составлен из четырёх книг, но не мною. Это сделал замечательный литературовед, поэт и филолог Олег Владимирович Демидов. Он и договорился с издательством «Лира». Наверное, тем это и интересно, даже читателям, которые будут знакомиться со мной по этому сборнику.

 

– В нём собраны достаточно разноплановые стихи разных лет. Чем они объединены?

 

– Тем, что никак не названы, и разными периодами моей жизни. Это стихи без названий. Я делаю это намеренно, между прочим, оставляя читателю возможность самому их характеризовать. В содержании они указаны по первой строчке. Получается диалог с читателем. Я, как видите, предлагаю каждому читателю самостоятельно определять для себя и название сборника – какие это часы, – и воспринимать сами стихотворения.

 

– Предыдущий ваш сборник «Шагомер» – это определённый путь, там присутствует логика расположения стихов. А каким поэт Антон Шагин предстаёт в этом новом сборнике?

 

– Разный, разный абсолютно. Потому что сборник, ещё раз скажу, из четырёх предыдущих книг составлен, и здесь можно, прочитав его, увидеть весь объём…

 

– Весь спектр вас как поэта?

 

– Да.

 

– Вы сказали, что это диалог с читателем. Задумывались ли вы о влиянии вашего стихотворного творчества на читателя? Может, есть какая-то цель воспитать, что-то донести?

 

– Конечно, есть желание быть услышанным. И, пожалуй, в стихах я и есть настоящий. И пишу я, чтобы не потеряться как раз за исполнительским искусством, за актёрством, за лицедейством, не раствориться в образах и в различных характерах, которые на сцене и в кино я исполняю. Поэтому стихи и есть то, где я настоящий, где, собственно, и есть Антон Шагин.

 

– Чувствуете ли вы вектор развития себя как поэта?

 

– Безусловно, чувствую и радуюсь этому. Но также я чувствую и потребность учиться. В 2022 году я подал заявку в литературную мастерскую Захара Прилепина, куда, к своей радости, был принят. Это было замечательно, это было настоящее соприкосновение с изящной словесностью. В этом контексте полное было погружение. Благодарность, конечно, кураторам Олегу Демидову и Алексею Колобродову, и Мастерской, где проходило обучение. Это был настоящий неповторимый опыт. Чувствуя своё невежество…

 

– В хорошем смысле.

 

– Можно и в плохом, я в этом смысле не стесняюсь, я продолжаю учиться, после школы-студии МХАТ много читаю, стараюсь больше вникать.

 

– Как вы думаете, кто поэт, а кто любитель, сочиняющий стихи, как их различить?

 

– Хороший вопрос. Думаю, это определяет читатель. Если стихи отзываются в твоём сердце, в душе, если хочется перечитать, осмыслить, запомнить, то это и есть поэзия.

 

– Важно ли, чтобы стихи оценивались и другими? В нашем журнале публикуются далеко не только профессионалы, заявку может подать любой. Присылают стихи как очень хорошие, так и откровенно неподходящие. Но каждый, кто пишет, считает себя, видимо, поэтом. Что бы вы посоветовали нашим авторам?

 

– Советовать я точно не возьмусь никому и ничего. Мне кажется, очень важна начитанность. Нужно читать как можно больше, и классиков, разумеется, и современников. Здесь объём начитанности важен.

 

– И получается, писать, если отзывается, а дальше – сравнивать с хорошими, с очень хорошими стихами. А вы сравниваете свои стихи?

 

– Когда я читаю хороший текст, у меня возникает чувство какого-то соревновательного характера. Хочется сделать что-то если не подобное, то не хуже, во всяком случае. Поэтому, когда прочитан один поэт, я пускаюсь на поиски других имён. Это сказано в послесловии в книге «Часы». В общем, когда я встречаюсь с хорошим текстом, для меня это соревнование, такой вызов, можно сказать.

 

– Ну и своего рода вдохновение.

 

– Да. Но, кстати, вдохновение… я считаю, что его вообще не существует. На самом деле, я думаю, это графоманы как раз придумали.

 

– А что существует? Настрой?

 

– Надо садиться и работать. Если есть свободное время, не стоит ждать, пока оно на тебя снизойдёт. Пока будешь ждать вдохновения, джинсы из моды выйдут, а оно и не придёт.

 

– Вы стихи пишете или сочиняете?

 

– Пишу.

 

– В послесловии вы писали, что всё-таки возникает какая-то фраза, музыка… Может, это и есть вдохновение? Что даёт толчок к написанию. Может, этот импульс и стоит считать вдохновением?

 

– Да, безусловно, импульс, который рождает первую строчку… она может быть и последней, и в середине где-то затесаться. А может быть, она совершенно и не прозвучит в стихотворении. То есть она может быть видоизменена до неузнаваемости. Но этот толчок, этот посыл… даже одно слово может привести за собой целое стихотворение.

 

– Меняют ли поэта Шагина новые роли?

 

– Безусловно, всё влияет. И прочитанное, и сыгранное, и увиденное, и услышанное. Мозг так устроен, он запоминает всё, поэтому нужно научиться фильтровать. Это связано также и с кругом общения. Со всем. Это определяющие вещи, которые как зёрна падают в твою душу и потом прорастают либо нет. Здесь особого конкретного рецепта, я думаю, ни у кого не существует. Стих начинается со звука. Даже не с одного слова, не от одной строчки, а скорее от звука. Внутри какой-то гул, и как будто замедляется время, и, пока он не прекратится и пока оно не напишется, невозможно играть, невозможно жить повседневной жизнью.

 

– Беспокойство в хорошем смысле.

 

– Да, но стихи не могут рождаться в шторм. Я говорю, во всяком случае, про себя. В каком-то эмоциональном состоянии... Мне кажется, такие стихи могут выплеснуться, но они не будут устойчивыми. Поэтому для меня лучшее время и состояние – это полный штиль и абсолютное погружение, такое созерцание, ну и, конечно, тишина. Потому что без тишины ничего не может родиться и зазвучать по-настоящему.

 

– Устойчивые стихи – это значит долговечные? Не сиюминутные, не проходные.

 

– Это уже как Бог даст.

 

– Есть у вас творческая мечта? Может, услышать песню на свои стихи?

 

– Песни были и не однажды. Здесь у меня нет каких-то в этом смысле амбиций. Скорее я больше хочу работать со словом, мне важен сам процесс. Меня не интересует конечный результат, это зависит в итоге не от одного меня.

 

– Конечный результат – это сборники, вечера творческие?

 

– Да. Что сегодня кажется удачным, может через год показаться совершенно непотребным и никудышным, и не попадёт ни в один сборник. Когда я делаю свои книги, то корпус включаемых в них текстов тщательно отбирается, и в сборник встают стихи самые, может быть, неожиданные. Я в этом смысле очень щепетилен, выборочен, и печатаю не всё. Может быть, из ненапечатанных ещё можно составить одну книгу, но не потому, что они плохие, а потому что они не дружат с теми стихами, которые попадают в сборник. Мне важно не каждое отдельное стихотворение, когда составляется книга, а объём, общий вид, общая концепция и весь контекст. Весь блок текстов должен быть весомым, если так можно выразиться.

 

– У вас в стихотворении есть строчка «стихи страну отобразят». Насколько стихи именно сборника «Часы» отображают страну? Есть потребность писать о чём-то важном, кроме текущих событий?

 

– У меня есть гражданская лирика, и туда входят тексты, как раз посвящённые и СВО, и нынешнему непростому времени. Я считаю, что поэзия как высшая точка языка, как говорил Иосиф Бродский, обязательно должна откликаться на события, которые происходят сегодня. В том же «Шагомере» есть несколько текстов, посвящённых Великой Отечественной войне. И в детской книге стихов «Небыляндия», которая вышла в прошлом году, тоже есть текст, который посвящён тем событиям.

 

– Ваши слова – вы ждёте некоторой спецоперации в культуре[1]. Наблюдается ли это?

 

– Жду, конечно. Очень медленно всё идёт. Я считаю, что в культуре необходимо давно навести порядок. И в детской литературе, и в театральной среде, и в киноиндустрии. На мой взгляд, люди, которые болеют за страну, желают ей победы, должны находиться в единстве со своим народом. Не все в нашей культуре таким образом живут и работают. Поэтому процесс идёт, но мы должны фиксировать, говорить, и в поэзии, в частности, и в живописи – где угодно, про эти события. Потому что, если мы их не будем проговаривать, за нас это будет делать враг. А враг будет искажать правду и действительность. И наши потомки должны будут с этим как-то разбираться, жить, смотреть, что же создавалось в это время. И поэтому нам необходимо в этом смысле как можно больше и чётче проговаривать сегодняшнее время, сегодняшнюю действительность.

 

– Миссия нашего журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Что вы пожелаете нашим читателям и авторам?

 

– Я пожелаю очень коротко – добра и сил. Это в любое время и в любом месте подходит каждому человеку, и это будет не лишним для ваших читателей и для нашей страны в целом.

 

 

 



 

[1] «Весь пласт литературный, кинематографический, театральный занят либеральной общественностью. Это их кормушка с девяностых годов. Я всё жду, когда начнётся спецоперация в культуре, когда откровенные враги нашей родины начнут уходить с должностей». Антон Шагин на Международном кинофестивале «RT.Док: Время наших героев», февраль 2024 года. Источник: https://bloknot.ru/kul-tura/chast-priby-li-otpravyat-bojtsam-svo-v-prokat-vy-shla-drama-o-soby-tiyah-na-donbasse-pozy-vnoj-passazhir-16-1261602.html

 

 

 

Антон Шагин. Фото из личного архива актёра и поэта. Публикуется с его разрешения. Источник: newlit.ru

Антон Шагин. Фото из личного архива актёра и поэта. Публикуется с его разрешения. Источник: newlit.ru

 

 

 

Антон Шагин. Стихотворения

 

 

«Из брони на нём только крест»

 

Из брони на нём – только крест.

Рядом с ним в поле только собака –

от консервов остатки ест.

А закат цвета дикого мака.

 

Ночь укроет в пути от врагов –

словно дьякон с плеч скинул рясу.

Не найдут их ни Киев, ни Львов –

искажённые злой гримасой.

 

Их родная земля спасёт,

у себя спрячет бабка в хате.

Сына мать никогда не сдаёт –

сына мать узнаёт в солдате.

 

Прижимает ладонь к виску.

Под неполной луною тусклой,

помогает она пареньку,

говорит она с ним по-русски.

 

Он с рассветом уходит в лес

по песчаному дну оврага.

Из брони на нём – только крест

и с ним рядом бежит собака.

 

6.08.2022

 

 

«Ещё мороз певучий не охрип»

 

Ещё мороз певучий не охрип,

метель ещё белоречива.

И стелется и так красиво,

когда с землёю небо говорит.

О чём-то сокровенном, о живом.

О дружелюбности вселенной.

Где ты в беседе откровенной,

рождаешься в себе самом.

И без нарядов, без прикрас,

готовый к новым совершеньям.

Ты видишь, как в печи поленья

горят в сей безмятежный час.

 

11.01.2016

 

 

«Я не знал никогда отца»

 

Я не знал никогда отца.

Никогда не видал его.

И какие черты лица

или голос какой у него?

Папой отчима я называл.

Получал от него ремня.

А потом был развод и вокзал:

скорый поезд унёс меня.

Я родного отца искал,

но никто не открыл мне дверь.

Я прошёл городской квартал –

сбит и сломан мой шагомер.

Где-то ходит сейчас отец –

человек мой, ещё не стар.

Может быть, он пасёт овец,

может, он неплохой гончар.

Или школьный учитель он.

Или воин, что ждёт письма

(возвращается почтальон –

отступает незнаний тьма).

Я придумаю сам его.

Буду с ним говорить, молчать.

Фильм смотреть Франсуа Трюффо –

рядом он, а на кухне – мать:

варит щи, режет хлеб и лук;

позовёт нас к столу поесть...

Мой отец, ты и брат, и друг,

моя совесть, любовь и честь, –

я когда-то тебя найду,

хоть ты бросил меня не знав –

ты оставил свой дом, жену, –

всё оставил, едва собрав...

Но я знаю, что будет час,

будет вдоволь хлебов и вин.

Ты, я чувствую, жив сейчас:

значит, вместе отец и сын.

 

27.06.2022

 

 

«В старомодной одежде зима»

 

В старомодной одежде зима

не спеша едет по кольцевой.

У неё в ледяных закромах

размотался клубок шерстяной.

Сохраняя тепло для тебя,

вяжет спицами бабушка свитер.

Под счастливый конец декабря

и под снежный бушующий вихрь.

Пей из банки вишнёвый компот,

как из детства сладчайший на вкус.

Полетит твой ковёр-самолёт

в путь, обратно в Советский Союз.

Где живая родня за столом

и не видно начала, конца.

Дверь открыта в родительский дом,

ты стоишь на ступенях крыльца.

С детским лепетом падает снег

на озябшие руки твои.

И не скоро закончится век –

впереди ещё светлые дни.

Преломляется хлеб пополам

и налито по чашам вино.

На холме возвышается храм

это, впрочем, так быть и должно.

И уже бытие, а не быт

наполняется в сердце твоём.

И в открытом пространстве горит

яркий свет в измеренье ином.

 

22.12.2024

 

 

«Мы с тобой по большой любви»

 

Мы с тобой по большой любви,

только плёнку смотри не рви –

карандашиком поотматывай

и кассету поставь на повтор,

нескончаемый наш разговор –

под лучами солнца закатного.

Вот уже середина лета. Июль –

от жары спасаемся, как от пуль,

осаждаем парки, фонтаны, скверы.

Малооблачно в Москве без осадков

ни белогривой в небе тебе лошадки

ни ветерка, ни кондиционера.

Мы уедем с тобою к морю,

пролетим над высокогорьем

и как птицам положено сядем

на песчаный, пустынный пляж,

а вокруг Айвазовский разлил пейзаж

и раскинулся райский садик.

 

14.07.2021

 

 

«Ветер вырвет из книги слова»

 

Ветер вырвет из книги слова

и подхватит листву.

В три вокзала гудит голова –

поезд прибыл в Москву.

 

Блеск в глазах выдают огоньки,

как тогда в нулевых.

Город примет тебя в новички –

на прогулках ночных.

 

Люди утро встречают с волной

поливальных машин.

Потому что ты рядом со мной,

больше я не один.

 

Как о травмах своих

громыхает в пути наш трамвай.

Сколько лет световых,

впереди там есть ад или рай?

 

Мы в вагоне пустом

проводили печаль и тоску.

И куда-то уходим вдвоём

далеко по песку.

 

16.09.2016

 

 

«Иногда я спокоен»

 

Иногда я спокоен, забыв вдруг о жизни и смерти.

Дома выключен свет. Шторы спущены. Двери закрыты.

Я на время остался один и на всём белом свете

ни души, только сила молитвы дана для защиты.

 

Слышу я голоса, поимённо назвать их сумею.

Говорю с ними вслух о былом, как положено тихо.

Лёг осенний туман на заросшую в парке аллею,

и никак не найти, где из этого парка есть выход.

 

Тёмен путь, фонари вдоль дороги стоят наизнанку.

И луна исчезает за грудой из спящих домов.

Пьют поэты в метро и выходят на площадь Лубянки.

И читают всю ночь напролёт строки новых стихов.

 

И встаёт яркий шар в небесах над Москвой златоглавой.

Я не вижу его на последнем своём рубеже.

В забытьи утонул Политех, захлебнувшийся славой.

Это кто-то сказал до меня, я не помню уже.

 

7.10.2022

 

 

 

627 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 30.06.2025, 12:41 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!