Художественный смысл
Критическая статья
Люблю начинать с себя для разбега… Почему я люблю мистику? И не вспомнить. Всем детям она нужна для познания границ возможного. Юношам – для убегания от разочаровавшей их действительности. Это романтизм. А развитием романтизма является (это мало кто знает) ницшеанство. В веках повторяющееся. Оно – победительнее, чем у лишенцев-романтиков. И не от бед рождается, а от скуки. Его плохо знали в СССР да, по-моему, и сейчас на территории СССР плохо знают. Наверно, потому, что Ницше нравился Гитлеру. В Израиле даже какое-то время Вагнера не исполняли, т.к. тот нравился Ницше, а Ницше – Гитлеру. Из-за того мне этот тип идеала открылся довольно поздно. И он оказался очень распространённым. В пространстве и в веках, повторяю. Если ницшеанство – странным, если не вообще неведомым, объектом представляется кое-где кое-когда, то повторяемость типов идеалов в веках тоже довольно удивительна. Вместе с их ограниченным количеством в истории и взаимопревращением. Плюс это взаимопревращение, если растянуть его во времени, хорошо иллюстрируется синусоидой. И привлечение геометрического образа в искусствознание тоже представляется каким-то дивом. Многим. Хоть сменяемость больших стилей (лучше бы говорить идеостилей) многим известна: готика, Раннее, Высокое, Позднее Возрождение, маньеризм, барокко, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм… Всё это прекрасно может быть расположено на синусоиде с бесконечно повторяющимися периодами её. Но нужно несколько напрячься, чтоб согласиться, что, скажем, Раннее Возрождение и импрессионизм имеют сходство по индивидуализму и воспеванию радости низкой, скажем так, жизни. И представляют один тип идеала. – Почему низкий? Ну, например, наготу стали в Раннем Возрождении изображать, а Дега всё проституток рисовал. Можно ж это счесть низостью по сравнению с бесплотным идеалом загробной жизни в готике? То же – со сходством – барокко и реализма. Оба – соединение несоединимого. Отрезвление после залётов вверх и вниз. Дело это сложное. Я предлагаю здесь не углубляться, а поверить на слово. И одним из предлагаемых на веру моментов я выставляю ещё одну мысль: об инерционных вылетах с перегибов синусоиды сверхвверх (готика, маньеризм) и субвниз (ницшеанство). В сверхжизнь всех (например, в Царствии Божием на небе всех прощённых) и в сверхчеловека (Ницше был большим врагом христианства, и его идеал – метафизический, иномирие: Вневременье, Апричинность и мн. др., лишь мыслимое, но не существующее и принципиально не достижимое в пику христианству).
И всю эту необычность я хочу привлечь для разбора тоже необычности – сказки для детей, а больше для взрослых – к «Приключениям Алисы в стране чудес» (1865) Кэрролла. На это меня навели несколько телевизионных бесед с учёными, всё удивлявшимися, как это Кэрролл ТОГДА писал, словно зная про квантовую механику. Я разозлился, потому что сразу догадался, что Кэрролл просто исповедовал ницшеанство (этого о себе не подозревая, а Ницше тогда был 21 год, и до издания его первой книги было ещё 7 лет). Типы-то идеалов повторяются! Тогда я задал поисковику вопрос: «Алиса в Стране чудес ницшеанство» и получил в «Гугле» на второй строчке: «НИЦШЕАНСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: АЛИСИНОГО ПРИКЛЮЧЕНИЯ...» (Петраков). И возликовал. Первым предложением там, у Петракова, было: «В какой-то момент в нашей жизни мы все хотели убежать – от унылой и утомительной работы, от неприемлемых отношений с теми, кто был с нами не согласен». И я возликовал ещё раз. Потому что, по-моему, ницшеанство возникает не от непереносимого гнёта, как религия, а от скуки довольно-таки благополучной жизни. Что первый раз дало махровый расцвет этой идеологии после отлива революционности в Западной Европе во второй половине XIX века из-за приобретения массами некоторого благополучия. (И Ницше вовремя тогда оперился.) Первая книга Ницше, «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм», была издана в 1872 году. Кэрролл его опередил, потому что «он смеётся над викторианской эпохой… это вегетарианская, травоядная, я бы сказал, эпоха, когда, в общем, зверство не было так популярно, как сейчас».
Можно ли почуять упомянутое иномирие, просто читая текст? Можно.
«…Но ключ фантазии иссяк –
Правда, читатель, подчёркнутое вносит некоторый хаос в понятие времени? Я буду игнорировать обычные сказочные реалии. Например, что кролик говорит, имеет жилетный карман, а в нём часы. И т. д. Обращать внимание буду только на нечто метафизическое, которое можно только помыслить и которое не похоже на тот свет христианства с его бестелесностью душ и т. п. «Дверей в зале было множество, но все оказались заперты. Алиса попробовала открыть их – сначала с одной стороны, потом с другой…». А как это – «с другой»? Чтоб оказаться с другой стороны, надо пройти сквозь стену, да и зачем открывать дверь, если уже прошла? – Согласитесь ли, что тут Алогизм? «Ах, почему я не складываюсь, как подзорная труба! Если б я только знала, с чего начать, я бы, наверно, сумела». Абсурд. «Напиток был очень приятен на вкус – он чем‑то напоминал вишнёвый пирог с кремом, ананас, жареную индейку, сливочную помадку и горячие гренки с маслом». Опять Абсурд. Я всё время пишу с большой буквы, потому что это – фрагменты идеала иномирия, значит – Абсолюта. Иначе какой же это идеал. «– Если я и дальше буду так уменьшаться, – сказала она про себя, – я могу и вовсе исчезнуть. Сгорю как свечка! Интересно, какая я тогда буду?». Тут сказывается, что Кэрролл был математик, логик и философ. И знал апорию Зенона о дроблении пространства, как Ахиллес не может догнать черепаху, шагая каждый раз на половину расстояния, оставшегося между ним и черепахой. «И она постаралась представить себе, как выглядит пламя свечи после того, как свеча потухнет». Учёные (Черниговская и др.), из-за разговоров которых я стал разбираться, чем движим был Кэрролл при сочинении свой сказки, – из-за разговоров о, например, квантовом устройстве мира (меньше кванта ничего нет в ЭТОМ мире, что случился после Большого Взрыва 13 миллиардов лет назад из субстанции лишь предполагаемой), – учёные эти меня бесили. Я сразу понял, что их цель, – может, и неосознаваемая, – состоит в том, чтоб сбить народ с панталыку. Ведь сейчас что происходит в мире? – Столкновение американского глобализма с традиционализмом. Изменчивости со стабильностью. США и России. Цветных революций и противостояния им. Оранжевые (так я называю тех либералов, кто не додумывает, что их действия приведут Россию к полному подчинению США, если не к просто уничтожению её), – оранжевые за революционность. А народ России – за стабильность (не перенесёт Россия ещё одну революцию). – Значит, надо сбить народ с его установок. Надо ввести в обычную жизнь законы, например, микромира. Квантовую механику. И всё. И сбитое с толку большинство послушает оранжевых глашатаев, дескать, мы ждём перемен. И… Грубо говоря, не проголосует за Путина через год. Вот почему Познер (сам несколько раз менявший мировоззрение, чего не бывает у человека, приверженного традиционализму) в своём интервью с Черниговской так с нею любезен.
Спросите: а как же с тем, что мне нравится мистика, метафизика, ницшеанство? Я думаю, что это потому, что мой идеал тоже, как у ницшеанцев, экстремистский. Мой идеал похож на христианский, но он безрелигиозный. Я верю в коммунистическое будущее планеты. Пусть сверхбудущее. Иным принципом, чем «каждому – по разумным потребностям» (а это коммунистический принцип) человечеству не спастись от смерти из-за неограниченного прогресса.
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист 12.09.2024 Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив! Егор Черкасов 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки для нижнего белья оптом: купить вешалки белье оптом. |