Художественный смысл
Критическая статья
![]()
![]()
Я стесняюсь, что меня не волновал «Василий Тёркин». Сам для себя я это теперь попробовал было объяснить отсутствием там недопонятного, таинственного. И что-то что-то сдвинулось, только когда я прочёл такое: «Если в 20-е годы, в обстановке почти всеобщего неуёмного художественного экспериментаторства до некоторой степени естественно было надеяться, что ямбы и хореи навсегда сменились тоническим «стихом Маяковского», или что заударная рифма классической поэзии отмирает, доживая свой век в стихах отдельных, «отстающих» от своего времени стихотворцев, то уже в 30-е читателям и критикам пришлось не без удивления убедиться, что и силлабо-тоника, и традиционная рифмовка вновь распространяются в поэзии, что именно на них сориентированы наиболее яркие молодые поэты (А. Твардовский, М. Исаковский и др.)» (Минералов). Надо ли отвлекаться, чтоб ввести незнающего читателя в то, что такое тонический, силлабо-тонический, заударная рифма? Заударная, обычная – это «похо́дной – приро́дной», а нетрадиционная, предударная это вселе́нная – весе́нняя. «В тонической системе ритм основан на количестве ударений «от рифмы до рифмы», то есть в пределах одной строки:
Вот вы́, мужчи́на, у ва́с в уса́х капу́ста 1 2 3 4 5 где́-то недоку́шанных, недое́денных ще́й; 1 2 3 4 во́т вы, же́нщина, на ва́с бели́ла гу́сто, 1 2 3 4 5 вы смо́трите у́стрицей из ра́ковин веще́й.» 1 2 3 4
(Минералов). А силлабо-тоника:
На войне, в пыли походной, В летний зной и в холода, Лучше нет простой, природной Из колодца, из пруда…
Так вот у Маяковского была инерция пафоса строительства нового общества. А у Твардовского – реакция сопротивления этому строительству. Тут стоит хоть немного процитировать из Тимашова, из его «Великого Отступления»: «Мы можем с лёгкостью предположить… что между 1930-м и 1940-м в России произошла настоящая революция, сопровождаемая полным изменением в руководстве страны… В 1930 году на улицах Москвы и провинциальных городов можно было увидеть только плохо одетых мужчин и женщин, причём подчёркнутое отсутствие заботы о своей внешности считалось добродетелью. Казалось, что все эти люди были озабочены только двумя вещами: вовремя прийти на работу и приобрести по карточкам еду в кооперативных магазинах, выстояв предварительно в многочасовой очереди. Казалось, они никогда не думали о каких-либо развлечениях или даже просто о совместной вечеринке. Десятью годами спустя на тех же самых улицах можно было снова встретить бедно одетых людей, но уже попадались женщины, пытающиеся копировать парижскую моду, и гладко выбритые мужчины в накрахмаленных воротничках. Было очевидно, что те, кто не выделялся в толпе своей внешностью, завидовали тем, кто мог себе это позволить. Большинство детей носило школьную форму, люди объясняли, что форма – обязательна для всех учащихся младшей и средней школы. Среди мужчин многие были в красивой военной форме, некоторые из них в форме капитана или полковника, демонстрировавшие на груди разные ордена. Когда их спрашивали, что это за ордена, они с гордостью называли имена Александра Невского, Суворова и Кутузова. Такие ответы для нашего гостя звучали абсолютно неожиданно, так как в 1930 году ему говорили, что все ордена и звания навсегда отменены победоносной пролетарской революцией, а имена генералов и князей канули в вечность. Последовав за некоторыми прохожими, наш гость мог бы увидеть, что они заходят в магазины. Уже никто не показывал продовольственные карточки, некоторые тратили свои рубли с такой же лёгкостью, как преуспевающие граждане в буржуазной стране, другие считали каждую копейку, ровно так же, как это делали живущие в нужде граждане стран «капитала». Эти наблюдения находились в резком контрасте с тем, что наш наблюдатель видел во время своего прошлого визита, когда карточки значили больше, чем деньги, и количество денег в кошельках разных покупателей было приблизительно одинаковым» (http://magazines.russ.ru/nj/2007/248/ti21.html). Так теперь я понимаю, наконец, что Твардовский был настоящим художником. Он выбрал для воспевания этого Великого Отступления от гражданственности к мещанству самое… разрушительное время – войну. И воспел в ней обыденность. Ценность воды, например, в первой строфе:
На войне, в пыли походной, В летний зной и в холода, Лучше нет простой, природной Из колодца, из пруда, Из трубы водопроводной, Из копытного следа, Из реки, какой угодно, Из ручья, из-подо льда, – Лучше нет воды холодной, Лишь вода была б – вода.
Во второй строфе – ценность еды. В четвёртой и пятой – прибаутки. В шестой – правды. Далее воспевается носитель этих ценностей, Вася Тёркин. Парадокс! Уж, казалось бы, какой он мещанин – человек на войне, да ещё и героический человек? А тем не менее. Второе применение слова «герой» (первое применено в литературном смысле) – в связи с умением заснуть в любых условиях:
И приник к земле сырой, Одолён истомой, И лежит он, мой герой, Спит себе, как дома.
И тут аура литературного значения слова бледнеет, выступает его военное значение. Во всей поэме 16 применений этого слова. Третье – то же:
Спит герой, храпит – и точка.
Четвёртое применение – для выражения народной снисходительности к недооценке начальством. Свойство традиционализма, к которому стала возвращаться страна от ложного (силового, марксового) порыва в новый мир. Пятое применение:
Переправа сорвалась.
И покамест неизвестно, Кто там робкий, кто герой…
Но вцепился в берег правый, Там остался первый взвод.
И – бытовое приятие смерти товарищей. Тоже традиционализм. Шестое применение:
Тормозит: – Садись, пехота, Щёки снегом бы натёр.
Далеко ль? – На фронт обратно. Руку вылечил. – Понятно. Не герой? – Покамест нет.
Опять снижено. А тут уже четверть поэмы позади. Хвала быту. Пусть и военному. Главное – что Быту. Хвала Пользе. Просто любованием ими. Можно сказать, что это – произведение прикладного искусства? Призвано, мол, усиливать переживание обыденности, так нужное в необыденной военной обстановке… Как искусство плакальщиц нужно для изживания горя человеку, впавшему в ступор от смерти близкого. Седьмое применение слова «герой» в картине драки один на один при возвращении Тёркина из разведки. Он был слабее немца. Спас случай. Немец ударил каской, чтоб не просто кулаком. А у Тёркина ударил гранатой. Потяжелей. Убил. – Подробно вся драка описана. С улётами мыслей вдаль (что, видно, стойкости прибавило). – Победил дух? – Да. Но и он черпал силу из исторического прошлого (народ-победитель всё-таки).
Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит…
И тут традиция государства последних пяти веков – побеждать Московии выпадало чаще, чем наоборот. Поэма, конечно, больше чем произведение прикладного искусства. Два следующих применения слова «герой» – опять в смысле «персонаж». На десятый раз – герой сбил самолёт из винтовки, «не спрятался в окопчик». Так и тут снижение до обыденности:
Вот он сам стоит с винтовкой, Вот поздравили его. И как будто всем неловко – Неизвестно отчего.
Есть глава «О герое». Два применения здесь. Об обычности всё же награждения. И в главе «Генерал» одно – о том же, об обычности. Четырнадцатый и пятнадцатый разы – опять литературный смыл. А шестнадцатый, последний – о множестве героев. Что тоже… обычность. Народ-герой без всякой новой жизни. Твардовский как оппозиционер власти, в сущности на словах вравшей про свою политику обновления жизни, а фактически дело коммунизма предававшей и выступавшей за мещанский идеал (как факт: СССР был этой властью развален и приведён к реставрации капитализма), превращался в неоппозиционера и в простого обслуживающего власть. Что ощущалось как скучность. Странно только, как я, юноша («Тёркина» проходили в школе), ещё не чувствовавший мещанства власти, скучал от промещанства «Василия Тёркина». А, наверно, ответ простой. Я-то был то, чему в литературе аналогом является гражданский романтизм (с реставрацией капитализма эту дефиницию стараются забыть). Я о стройках коммунизма мечтал, а читал крутые шпионские романы Шпанова. Поэма была этому противоположна. То есть – чужая. А вкуса у меня не было, выучки – тоже. Вот я и был к ней, чужой, равнодушен.
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки для нижнего белья от производителя купить пластиковые вешалки для нижнего белья. . Газовые бустеры Maximator пневматическии регулятор давления с бустером. |