Художественный смысл
Критическая статья
Меня когда-то восхитил рассказ о каком-то племени тумбу-юмбу, в котором жрец поднимал молитвой солнце после ночи. Точнее, не это восхитило, а заявление, что доказательством того, что солнце из-за молитвы поднимается, является практика. Практика, мол, критерий истинности. Ведь факт: не было раза, чтоб шаман помолился, а солнце не взошло. Точно так, по сути, рассуждает мой вечный оппонент, он американец. Он длительным наблюдением вывел, какие СМИ в США не жёлтые, уважаемые. И из их сообщений вывел, что Трамп – российский, если и не шпион, то что-то вроде. Как факт, очередное о нём сообщение подтвердило, что он врун. – Например? – Пожалуйста. «Нью-Йорк Таймс» (а это уважаемая им газета) написала, что Трамп сказал, что во время его инаугурационной речи пошёл было дождь, но очень скоро выглянуло солнце. «А вся Америка, – говорит мой оппонент, – смотрела телевизор и видела только дождь. То есть Трамп врун. И когда он говорит, что он не переметнулся на сторону русских, то это тоже ложь». Ну а я из-за этой повсеместной информационной войны привык всё проверять. Я открыл правительственное американское видео со всей церемонией присяги. И увидел, что в начале речи Трампа люди начали раскрывать зонтики и набрасывать на себя целлофановые пончо. А на стекле, что перед Трампом, стали появляться еле видные и редкие следы от медленно спускающихся капелек. Но через пару минут некоторые зонтики стали закрывать и целлофановые пончо снимать. А ажурная причёска Трампа не успела намокнуть и осесть. Потом я, помня, что «Нью-Йорк Таймс» – враждебная Трампу газета, нашёл и почитал отчёт о выступлении Трампа перед ЦРУ. И он там сказал (что и я видел), что дождь, только начавшись, сразу перестал. Никакого упоминания о солнце. Я написал это своему оппоненту. Он ответил, что не стал читать, так как ему знакомо устройство моего ума. И сослался на одну мою логическую ошибку. Поэтому я, как и некоторые жёлтые СМИ, не вхожу в число тех, чьи расследования ему стоит читать.
Я и в самом деле допустил ошибку. Вот в каком деле. Я сравнил себя с, пардон, Эйнштейном. Он вывел теорию, что свет гравитационно притягивается. Я вывел теорию, что Высоцкий левый, а не правый шестидесятник, что его идеал – самоограничение (хоть он и ездил на мерседесе). При этом я подразделяю искусство на неприкладное и прикладное. Неприкладное – это общение подсознаний автора и восприемников. А прикладное призвано усиливать знаемые переживания (например, любовные песни – чувство любви). При этом термин «новые левые» (в кавычках) потому и писался в кавычках, что они были детьми богачей и привержены престижному потреблению (наркотиков и иного предельного опыта). Эйнштейн предложил эксперимент, как его теорию проверить. Его другие провели и теорию Эйнштейна подтвердили. Я тоже предложил эксперимент, как мою теорию проверить. Но провёл его сам. И тоже подтвердилось, что моя теория верна. Обе теории – ещё до проверки – оказались фальсифицируемыми (есть такое учёное слово). Что само собой – по некоторым понятиям – считается признаком научности теории. Раз теорию принципиально можно опорочить – она научна. Племя тумбу-юмбу принципиально от науки далеко. Немыслимо тамошним людям предложить себе подвергнуть проверке мнение шамана. В чём заключается фальсифицируемость?
Надо было писать так: выводим из проверяемой ложной теории [Высоцкий – не самоограничитель] некоторое утверждение [«новые левые» – хороши]. То есть устанавливается условное высказывание «если Высоцкий – не самоограничитель, то «новые левые» – хороши». Посредством наблюдения предложение [«новые левые» – хороши] сопоставляется с реальным положением дел. Выясняется, что [«новые левые» – хороши] ложно и истинно предложение [«новые левые» – не хороши]. Из посылок «если [Высоцкий – не самоограничитель], то [«новые левые» – хороши]» и [««новые левые» – не хороши»] следует [Высоцкий – самоограничитель], то есть ложность ложной теории [Высоцкий – не самоограничитель]. То есть Высоцкий – самоограничитель. А я написал коротко: если у Высоцкого любовь к «новым левым» существовала, то моя версия о его левизне-самоограничении неверна. Всё – логическая ошибка: переход «от подтверждения следствия [«новые левые» – не хороши] к подтверждению основания [«Высоцкий – самоограничитель»]». Если бы электролит был металлом, он проводил бы электрический ток. Электролит проводит электрический ток. Электролит — металл. Мой оппонент написал: «Раз ты допустил логическую ошибку, значит, нечего тебя читать».
Другая история. Она связана с нецитируемостью художественного смысла произведения неприкладного искусства. Того, помните? Которое есть общение подсознаний автора и восприемников. – Совсем муть, скажете? – Не скажите. Сам я, дитём, не заметил, что Крылов не сделал Муравья симпатичным. Но очень поверил, прочитав, что часто детям нравится Стрекоза, а не Муравей. Там сталкивается два «хорошо»: красота и трудолюбие. Так нецитируемый смысл этого столкновения (художественный смысл): не залетайте в крайности, будьте реалистами. Так вот и писал я книгу о песнях Высоцкого. Разбирал там одну песню за другой. И в каждой обнаруживал нецитируемый художественный смысл, что Высоцкий – левый шестидесятник (хотел спасти социализм от вещизма), а не правый. Разбирал я, разбирал песни (пока книгу писал) и стал дальше писать так, будто убедил читателя, и теперь можно мимоходом написать о левизне его в очередной песне. Ага! Тут как тут мой оппонент. Он мне написал, что бросил читать мою книгу, потому, например, что в «Баньке по белому» написано ж с отчаянием, что на груди профиль Сталина. Всё. За капитализм был Высоцкий. А что, раз что-то написано, то не это есть художественный смысл – не доходит? Доходит-не-доходит – оппонент книгу читать не продолжил.
Манера такая у американца: придраться к чему угодно, лишь бы не читать то, что против его политических пристрастий.
Я и сам чужих про политику и идеологию не читаю. Зачем? Идёт же информационная война. Все врут на каждом шагу. И почти нигде нельзя проверить самому. С неприкладным искусством – другое дело. Там же автор самовыражается. У него ж сердце лопнет, если не самовыразится. Причем подсознательный же идеал свой выражает. То есть его сознанию он не дан. Какие слова взять? Никакие не годятся. И он пишет противоречиями. Так, чтоб только, скажем так, геометрическая сумма противоречивых переживаний давала то, что его смутно волнует и просится наружу. Вот лафа моему американцу – можно Высоцкого своим считать, за капитализм, мол, глотку драл и против Сталина. Не зря, оппонент думает, я им в молодости упивался.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
|||||||||||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки пластиковые оптом. Содержательные обзоры стойки для платья вешалки. |