Художественный смысл
Критическая статья
Я могу быть собою доволен. – Я мельком увидел кусочек картины… Нет, не так. Картину-то мельком я увидел всю. Но врезался в память глухой забор. И я себе сказал, что надо вернуться к этой репродукции. Я вернулся. Увидел.
Разыскал, чей это пейзаж. Полез смотреть, кто такой Утрилло. И обнаружил, что это очень известный художник. Могу, повторяю, быть собой доволен – мой вкус меня не подвёл. Более того, сайт, где я узнал о его известности (я уж не помню, что это был за сайт), сообщал, что Утрилло импрессионист. Но у меня в душе что-то взбунтовалось. Импрессионисты, по-моему, оптимисты. А тут оптимизма не чувствовалось. И только потом, в других местах, я прочёл, что он постимпрессионист. – О. Это другое дело. Постимпрессионисты, по-моему, пессимисты. Резче – ницшеанцы. А я, извиняюсь, вычитав всё у Шалыгиной (только она боялась договаривать до конца… или я не знаю почему), считаю за ницшеанство то, что у других не вычитываю, но замечаю у всех ницшеанцев: идеал иномирия (антихристианского), принципиально недостижимого, ибо он лишь мыслим и до крайности нерационален (Алогизм, Апричинность, Вневременье и тому подобная метафизика, несуществующее). И всё – из-за крайнего неприятия Скуки Этого мира и всех-всех-всех утопий о Добре. В картине же Утрилло – какое-то приятие Скуки… Особенно – в этом глухом заборе. – Я б не удивился, если б наткнулся на какое-то доказательство, что художник с натуры срисовывал трещины на штукатурке этого забора. А подробность для меня всегда (кроме как в гиперреализме) признак приятия. Нет, это не чистое ницшеанство у Утрилло. Ницшеанство – оно как бы активное. А тут – пассивное, некий пробуддизм. Идеал – бесчувствие. Это безлюдье… Всепроникающее Ничто какое-то. Что там на небе – не поймёшь. Облака или туман. Окна домов на улицу не выходят. Зелень – нерасчленённость некая. Даже мостовая – не поймёшь: булыжная, не булыжная. Неужели грунтовая? Асфальта в 1910 году ещё не было. Такая же нерасчленённость и с черепицей. А тем не менее – впечатление подробнейшего живописания. Вкусного. Какая-то французская нирвана. Городская пустыня…
Читатель, вы согласитесь, что я не сразу нашёл слова, чтоб описать картину (я предлагаю мне поверить, что почти всегда пишу, не зная, к чему меня писанина приведёт; если к нелогичности, я, да, стираю (и то не всегда, ибо ошибки – учат, а я для обучения-то и пишу). Я как бы стенографирую свои мысли (в старину это называли, наверно, общением с богами). Вот это «не сразу» для меня и является одним из показателей того, что художник творил под влиянием подсознательного идеала, а я, зритель, сперва тоже лишь подсознанием воспринял выраженный художником его подсознательный идеал (и мне хватило доли секунды). И вот это-то я и называю в произведении – художественностью, а в зрителе – вкусом. Оба – подсознательного происхождения. Работой критика я считаю перевод подсознательного идеала автора в слова. – Такое вот химерическое занятие. Я, правда, тем лишаю своих читателей собственного их озарения. И резко понижаю действенность на вас самой репродукции. Но те, кто сам на озарение не способен, бывают мне благодарны. И потом… Есть же ещё у Утрилло картины. Попробуйте там найти образы (типа пустоты), выражающие пробуддизм автора. – У вас может произойти что-то, близкое к озарению. А не исключено, что я ошибся. И он не побуддист. Тогда вы мне напишите свой довод.
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев 24.08.2024 Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу. Валентин Попов 23.08.2024 Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов! Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы». Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО! Кристина Денисенко
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Детские плечики для одежды вешалки плечики для детской одежды. |