Художественный смысл
Критическая статья
Я начну с признаний. Хоть и говорят, что нет правила без исключений, это всё-таки плохо выглядит, если иметь в виду науку. Достаточно одного случая нарушения закона в естествознании, как это означает, что теорию надо менять, и новая должна включать старую как частность. А у меня была (есть?) собственного сочинения теория, что некоторые типы идеалов не превращаются плавно со временем один в другой, а выкатываются в экстремизм и оттуда вернуться уже не могут у художника имярек, если его угораздило в экстрему выкатиться. Увы, мне пришлось многажды убедиться в наличии исключений из этого правила. Но сейчас мне хочется притвориться перед самим собой, что я такого не наблюдал. И хочется мне это – ради работ Малевича после его «Чёрного квадрата». Не тех, что повторяют квадратную тему (то для меня отдельная беда: я не знаю, как объяснить такое самоповторение). И не тех, что повторяют супрематические геометрические фигуры (та же беда). А ради тех, в которых как бы возрождается фигуративность. Ради таких, например.
Названия и даты такие: «Крестьянка. Начало 1930-х», «Жатва. 1928–1929», «Крестьянин в поле. 1928–1929», «На жатву (Марфа и Ванька). 1928–1929».
Меня, красно говоря, взбесили такие слова (почему я и стал писать эту статью): «У Малевича кроме Чёрного Квадрата было ещё много работ ярких, жизнерадостных и вполне фигуративных. Дело было на фоне поисков идеала и веры в прекрасное будущее человечества. И появился в его картинах такой собирательный образ Человека-без-лица, человека Яйцеголового, но вполне убедительно явленного миру, уважающего себя и открыто смотрящего в лицо жизни. И происходило сие рождение Нового человека на фоне экспериментов в области формы, цвета и функции архитекторов и художников, как в России, так и в европейской знаменитой школе дизайна Баухауз» (http://www.forma.spb.ru/archiblog/2009/12/02/design-perfomance/). А в супрематизме геометрических фигур и «Чёрного квадрата» я чуял ницшеанство. Иномирие (не христианское), если конкретнее. Недостижимое в принципе. Ни на том, ни на этом свете. И советская действительность обесчеловечиванием человека лишь подтверждала малевичское мироотношение. (Я не стану доказывать, – хорошо? – как омассовление, стандартизация всего – даже и не специфически советское – приводила к столь печальному мироотношению.) Наоборот, эти крики 20-х годов про нового человека лишь обостряли боль восприятия всего окружающего (для того, может, слово «нового» есть в названии «Торса»). И, может, как раз обострение боли и заставило вернуться к какой-то фигуративности, чтоб показать этим ненавистным массам – пусть дойдёт до них – как плохо о них думает художник. – Так, по крайней мере, требует логика. Но логика трещит от даты сотворения такого произведения.
Чем это отличается от…
Но логику можно восстановить. Когда началась коллективизация сельского хозяйства в СССР? – «Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП(б) в 1927 году. Проводилась в СССР в 1928–1937 годах; основной этап 1929–1930 гг. – сплошная коллективизация» («Википедия»). Она была, собственно, принципиальным результатом победы революции 1917 года, результатом силового, централизованного перехода к коммунизму. А каков был результат поражения революции 1905 года? – Постепенное упразднение сельской общины хуторами, столыпинская реформа. В 1906 году началась. Но, главным образом, в 1911-м. Ну а что было в СССР Великое Отступление по Тимашеву? Возврат к примату мещанства над гражданством. – С 1930 по 1940. «…в 1928 – первая Всесоюзная спартакиада… В 1931 г… введён обязательный всесоюзный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»… 1934 год положил начало массовым велопробегам»
То есть, что ни делалось в стране для прогресса, как задумывалось, всё Малевич оценивал не как просто плохое, а как крайне плохое. Точнее, скучное. Зло на Этом свете неизбывно. – Ну, до этого он дошёл в своём мироощущении (совсем не новом с конца XIX века и называвшемся, в общем, ницшеанством). И, в нём пребывая, ему оставалось или «говорить» «фэ» Этому миру (безликими персонажами своих произведений), или «говорить» да иномирию, принципиально недостижимому. Например, пространству без предметов. Вы можете себе представить пространство без предметов? – Нет. А он – смог. Геометрические фигуры не предметы ж. Вот ими он и рисовал удаление и приближение.
Но такой принципиально недостижимый идеал – иномирие – требует колоссального мужества. Ибо хочется бессмертия, грубо говоря. А оно недостижимо. Даже и в искусстве. Хоть пример по имени Гомер, вроде, говорит о достижимости. Но каждый умный человек понимает же, что известность Гомера блезирная – почти никто не знает, что он такое непреходящее для человечества сотворил, что то его уж почти 4 тысячи лет не забывает. Однако, и слаб-с человек. И Малевич тоже. – Вот он и нарисовал собственный портрет.
Он, Малевич, мол, всё-таки отличается от окружающих – трезвым знанием, что всё вокруг – скука и ничего не стоит в веках и бесконечности. Логика торжествует? Нет. Эта нежелезность характера проявилась у Малевича не раз. Он и не себя, и тоже с потугами на выражение индивидуальности, не раз рисовал.
Но логика опять восторжествует, если ввести понятие «нехарактерная для данного художника вещь». И что: нет специфического – для живописи специфического – показателя качества для характерного и нехарактерного произведения? – Есть, хочется думать. Я хочу думать, что чуткий зритель должен почувствовать, что художник ему явно что-то хотел «сказать». Когда современник Малевича, российского художника (а образованная Россия чуть не сотрясалась великими живописцами XIX века; реалистами их называли; и советская власть их пропагандировала), – когда современник Малевича смотрел на безликих людей, он чувствовал, что Малевич явно ЧТО-ТО хотел этим сказать. А с вещами типа «Портрет ударника…» этого не происходило. Другое дело, когда этих безликих становится много. – Что двигает художником при, по сути, самоповторении? Неужели нужно искать смысл в отличиях, в деталях? Неужели черноликость в «Крестьянке» отличается от красноликости в «Жатве» и т.д.? – Не верю. А, с другой стороны, если он кипел от ненависти к действительности, может, он хотел довести людей до предвзрыва, и понимал в общем одинаковость своих яйцеголовых как капли на голову, зажатую и не могущую от капания убежать. Вот я, скажем, бьюсь, как муха об стекло – хочу довести до общественного сознания то, считаю ценным. Я ж тоже не прекращая пишу и пишу, по большому счёту, одно и тоже. Чем-то всё время отличающееся одно от другого, чтоб уж совсем не надоесть. И я тоже хочу, чтоб уловили не частное микрооткрытие в каждой статье, а общее, чем эти микрооткрытия обеспечены. – Или всё же нельзя сравнивать искусство и искусствоведение? Повторение, да, мать учения. Для искусствоведения оно, может, и полезно. Но искусство-то призвано испытывать сокровенное. Что это за испытание, если на знакомое натыкаешься? Понять художника, не могущего достичь понимания себя зрителем, и потому наскакивающего на него всё новыми почти повторениями, – понять художника можно. Но простить?.. Логика тут не поможет. Она не помогает и в главном: как доказать, что данная, пусть и ницшеанская, пусть и очень от других отличающаяся картина
вдохновлена идеалом подсознательным, а не осознаваемым. На неё натягивали, как и в начале процитировано, просоветское толкование, раз она, единственная, была признана в истории советского искусства. Но это не приспособленчество автора. Пусто небо и полна ерундой земля. И цель, как горизонт, лишь кажется достижимой, пусть и ценой страшенной организованности. Эта жизнь – страшна своей скукой. Но есть одно – более чем умопостижимое совершенство – отношение высоты неба к высоте картины (на моём экране 10 см к 16 см) равно отношению глубины земли к высоте неба (6 см к 10 см) – золотое сечение. И – зритель чувствует ЧТО-ТО. Так вот большой вопрос, что: 1) соотношение это выбрано художником инстинктивно (хоть когда-то о нём он и слышал: учился же), 2) им он подсознательно руководствовался, приступая к работе.
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист 12.09.2024 Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив! Егор Черкасов 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Металлическая вешалка для одежды. Напольные вешала для одежды. |