Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Я уже признавался где-то, что боюсь разбирать произведения безвестных поэтов. В конце концов, я самоучка. Я паразитирую на том, что в парадоксальном загоне находится теория художественности по Выготскому: наличие противоречий. Да и то… В глубине души я и в ней не уверен. Пусть «Психология искусств» (1925) была засчитана как диссертация, и по ней он получил звание, «эквивалентное современной степени кандидата наук» («Википедия»). Но вдруг она была ошибочна? Он же её не опубликовал при жизни. Я придумал, что из-за неполноты. И – я ж никто, и потому мне всё можно – я её для себя восполнил. – Чем? – У самого Выготского слабо проакцентировано, что результат столкновения противочувствий (из-за противоречивых элементов) – катарсис – явление подсознательное. Я это проакцентировал сильнее: подсознательный, мол, идеал автора в катарсисе сказался. И тогда можно дополнить его теорию, что и иной образ может рождаться из подсознательного идеала. Но! Если катарсис сопровождается объективным переживанием ЧЕГО-ТО, невыразимого, то как быть с критерием для образа, рождённого подсознательным идеалом? – Сказать, что признаком такого образа является экстраординарность – можно. Однако, всё это достаточно мутно. Особенно – с образом. Скажем, достаточно ли это неожиданно:
время пришло решаться на побеги в янтарное вино в скрипичный визг
Я выбрал это двустишие за «скрипичный визг». Довольно неприятная штука скрипичный визг, чтоб быть чем-то манящим для побега туда. Или это я инстинктивно выбрал противоречие, а не странный образ: «побеги» (манящее) – «в скрипичный визг» (отталкивающее)? Что за «геометрическая сумма» от столкновения манящего с отталкивающим? – Что если, судя по бунту против принятого, это есть Абсурд? Что-то ницшеанского типа? Отрицающего общепринятое. – Сюда как раз подходит аграмматизм: отказ от заглавных букв и знаков препинания. Т. е. – образ ницшеанства, каким его понимает большинство, это мировоззрение не приемлющее. Вещь называется «август». А автор – женщина. Что если лирическое «я» это засидевшаяся в девках женщина в годах, решившая, что пора идти в разнос, а то так в девках и останешься? И скрипичный визг – образ боли потери невинности: и желанное, и болезненно-страшное… И – никакой любви тут…
август возьмёт налог на гедонизм нанизывая дни на нити неги время пришло решаться на побеги в янтарное вино в скрипичный визг
в часах запутался анахронизм а в небе облака как белые ковчеги на спелые сады готовятся набеги познавших удовольствий механизм
во взрывах бархатцев и астр и в звоне комариных каст от сна падение разбудит
ветви не смогут утаить плоды легки туманы утром у воды и смерть саму себя забудет
А – гедонизм… Тогда можно и не переспелую старую деву подразумевать, а просто созревшую девушку, «спелые сады». А «набеги / познавших удовольствий механизм» это ловеласы. И всё – во множественном числе. Что общественно не принято. И чёрт-де с ним. Но. Уж ничего ж экстраординарного не остаётся. Кроме аморальности. Разве что неуклюжесть «познавших удовольствий механизм». Да и «спелые сады» – банальность. А аморальность тоже снижается – словами: «от сна» и «утром». – Грех оргии оказывается сном, от которого будит звук падения плодов на землю и звона комаров. И только одна строчка оказывается непонятной: «во взрывах бархатцев и астр». – Может, ночью те сильнее пахнут? – Но Интернет на них не указывает. Так не высасывать же из этого Абсурд? Повторы согласных («НаНизывая дНи На Нити Неги», «и Смерть Саму Себя Забудет») эпизодические и явные. От сознания они. Нет, потребная для образов бегства от внешней во внутреннюю жизнь романтика синтаксическая и логическая невнятность («налог на гедонизм»), субъективизм, преодоление объективного («нити неги»), алогизм («смерть саму себя забудет») есть. Но редко. Позволено себе даже взять слово просто для рифмы: «астр» - «каст». Ну какие касты у комаров? Правда, алогизм со смертью вводит бесконечность (или миг) в разряд сверхценности, метафизической, что опять заставляет вспомнить о ницшеанстве. Но что точно кажется – это сомнительность высокого качества стихотворения. То есть, похоже, что прав тот, кто сказал (на российском каком-то центральном канале ТВ), что таких поэтов много, их стихи не интересны, это – графоманы. Сказано о Лизе Готфрик, которая «была внесена в шорт-лист Григорьевской премии». А та была волонтёром в антитеррористической операции (антирусской) на Украине, и речь шла ещё о том, что за стихи не арестовывают, и она может приехать в Россию на получение премии. А я люблю себя загонять в трудное положение. Но не в безнадёжное, видно. Потому что подумал, в тайне от себя, наверно, что раз Григорьевская премия… Значит, не безвестная эта поэтесса… – И правда: прочёл и почувствовал своё заветное ЧТО-ТО, невыразимое словами. Ан… Можно ли сказать, что если сомнительным оказалось первое же по списку стихотворение, то сомнительно и награждение? – Пожалуй. И тогда не требуется проверять, не исключение ли оно в плохую сторону в творчестве Лизы Готфрик. Или всё же проверить… Второе по списку лирики. – Нет. Не годится. С ним велика вероятность, что оно публицистика (что не есть искусство): называется «белое тело диктатуры» и дата создания – 2.02.2014, то есть майданная революция. Третье.
бескрайний север
Бескрайний север снился мне, Бескрайний север был во мне, Снега, снега, всё в белой мгле, Холод и лёд мир в вечном сне.
Тихо на вьюжной частоте. Всё в безмятежной чистоте. Сверкает гладь и тишь везде, Всё в безупречной красоте.
Простор безмерный и немой Тут царствует порядок мой. Замри, остановись герой Ветра споют за упокой.
Не ведом мне ни час ни день Чьи стены укрывает тень Но ведомо – таит метель Кружево мёртвых петель.
Не знаю званий я и лиц, Не знаю где рубцы границ, Но для всех падающих вниз – Сиянье северных страниц
Знаю число преображений Размах немыслимых сражений Славу побед, страх поражений Свет бесконечных отражений
И за решетками кристаллов Покой и воля для усталых. От бытия от битв от драмы, От вечного прощай вокзалов.
Молчит буранов кутерьма, Во мне свобода и тюрьма, Все ссылки приведут туда, Где спит внутри меня зима.
29 февраля 2012
Заветной недопонятности не чувствуется. Но, возможно, это так для меня, здорово любящего метафизику ницшеанства. – Мне вспомнились закадровые слова Свенельда в финале фильма «Викинг» о смерти как о ценности: «– Шум моря говорит мне о вечности. Я закрываю глаза, я вижу зимний лес, холод и белый снег говорят мне о смерти…». У Готфрик, собственно, то же, только многословно. Скучно. Нет. Сомнительная поэтесса.
Но для меня – ценно к ней обратиться. Потому что я русский националист. Из тех, которые любят русскость как особенность (что предполагает акцент, что нет общечеловеческих ценностей). И против меня те русские националисты, которые любят русскость за её лучшесть из всех наций (что молчаливо предполагает, что общечеловеческие ценности есть, и среди них одна – что русские лучше всех). Одна из черт этой лучшести – моральность русского искусства. А я стою за другое соотношение: «искусство находится в очень сложных отношениях с моралью, и есть все вероятия думать, что оно скорее и чаще вступает с ней в противоречие, чем идет с ней в ногу» (Выготский). Мой вывод из теории художественности по Выготскому, что неприкладное искусство – это общение подсознаний автора и восприемников по сокровенному поводу, аполитизирует это неприкладное искусство, выводит его из социальной сферы в физиологию какую-то. Есть проявление подсознательного идеала – художественно, нет – не художественно. И для меня факт назначения Григорьевской премии в России политическому противнику России очень соблазнителен сам по себе. Вдруг там единомышленники. (У меня нет единомышленников, кроме почему-то благоволящих главредов нескольких электронных изданий). Но… Тычок-проверка даёт, похоже, отрицательный результат. Пахнет, что Лизу Готфрик заметили потому, что она против России. То есть просто жюри этой премии изрядно оранжевое. (Так я называю людей, не додумывающих до конца, что то, за что они, приведёт в конечном итоге к исчезновению России с карты мира. Они ж не читают Каспарова, например, такое: «На самом деле людей в первую очередь волнуют их повседневные проблемы. Для этого и собираются конференции, где думают о будущем страны, разрабатывают серьёзную концепцию, которая позволила бы России пережить кризис и возможный распад. Это может произойти, когда падёт власть диктатора. Распад таких государств, как СССР, неизбежно приводит к территориальным потерям. Это не является трагедией…»
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов 02.12.2024 Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо! Тима Ковальских 02.12.2024 Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь. Alex-Yves Mannanov
|
|||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Лукойл авангард ультра 10w 40 бочка моторное масло lukoil авангард ultra 10w 40. . Газовые бустеры Haskel usun Haskel. . Упражнения лфк при сколиозе у детей bubnovskykrasnodar.ru. |