Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Я надеюсь, что моя жалоба найдёт живейший отклик. – Почему? – Потому что вам ведь, читатель, многое в искусстве – за семью печатями. Мне тоже. Но мне кажется, что мне удаётся прорываться. И, если я показываю, как я это делаю, то, можно думать, и вы сможете это повторить. Так жалобы на то, что мне мешает прорываться, видятся мне помощниками вам. Жалоба связана с тем, что я себе в этой – просветительской – деятельности понабрал из науки об искусстве много догм. А они вам, отвлекусь, зачем нужны? – Затем что я ими добиваюсь узнавания самой-самой сути в деле приобщения к искусству. И я нахально думаю, что это и вам полезно, коль скоро вы что-то существенное в искусстве захотели постигнуть. Так одна из жалоб в том, что я ж догмами лишаюсь непосредственности в восприятии. И вас лишаю. Вот, да, я что-то читал об импрессионистах-живописцах до того, как впервые их увидел в подлиннике (в музее им. Пушкина в Москве), но я ничего не читал тогда об импрессионистах-скульпторах. И вот я, свеженький, впервые оказался там перед такой скульптурой.
Нет, мне не удаётся найти, то, что меня потрясло – как срослись губы. Грубо так… – Я был в восторге. Не от красоты тел обоих,
а от этого слияния губ. – Вот это была непосредственность впечатления. Я очень рад, что она – много времени спустя – оказалась совпавшей с формулой духа, так сказать, которая определяет весь импрессионизм. (Аж страшно написать так сразу эту формулу…) Это – гимн абы какой жизни. Моя память говорит мне, что до полной чёткости в этой догме я дошёл из-за Мане, Бар Фоли-Бержер. 1882. Такой ужас… Девушка наконец устроилась на работу, буфетчицей. Но ей известно, что её выгонят, если она будет отказывать в интимных услугах, которых от неё захотят посетители, этак походя. И вот он, тот первый, кто обратил на неё внимание. А такое счастье жизни вокруг… И художник, не девушка, думает: «Нет! Всё-таки хороша и такая жизнь!». И вот в этой грубости слияния губ «Вечной весны» – что-то то же… Нет, я понимаю, вживаясь, что оба персонажа, закрыв глаза в экстазе поцелуя, как-то да помнят красоту друг друга. Но что если красота ушла сию минуту из сознания. А в нём сейчас – губы, зубы, язык, что «она» вытворяет с «его» языком… Чуть ли не физиология… А не высота чувств… Неужели прав (я намеревался оспаривать) Кандель? «Если источниками вдохновения просветителей стали астрономия и физика, то для модерна таким источником явилась биология. Книга Дарвина «Происхождение видов» (1859) привела к распространению представления о том, что человек – не уникальное творение всесильного божества, а порожденное эволюцией существо, произошедшее от предков-животных… А это означало, что репродуктивная функция, то есть сексуальность, должна играть ключевую роль в поведении человека. Эти новые представления привели к переосмыслению биологической природы человека и в искусстве. На это указывает, например, картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863)» (Век самопознания). Так я сомневаюсь, что дело в науке и в Дарвине. Курбе, реалиста, никак не заподозришь в модернизме, а смотрите, что он нарисовал.
Фигура у натурщицы явно хорошая – грудь не висит, живот подобран. Но ничего красивого в волосах на лобке. Это как писал другой реалист, Флобер, в 1838 году: «И теперь, такой циничный, горько убеждённый в смешном уродстве жизни, я понимаю – та любовь, о которой я мечтал в коллеже, ещё не зная её, и пережил позднее, та любовь, что принесла мне столько слёз, над которой я часто смеялся, – она могла быть одновременно прекраснейшим и наиглупейшим явлением на свете. Два существа, случайно брошенные на землю, встречаются, влюбляются по той причине, что одно из них женщина, а другое мужчина. И вот они тянутся друг к другу, гуляют ночами, мокнут в росе, созерцают лунный свет, находя его полупрозрачным, восторгаются звездами, твердят на все лады: «Я люблю, ты любишь, он любит, мы любим», и повторяют это, вздыхая и целуясь. Затем они уединяются, подчиняясь беспримерной страсти, ведь органы этих двух душ неистово распалены, и вот они гротескно, с рычанием и стонами совокупляются, стремясь сделать ещё одним дураком на земле больше, а он, несчастный, станет подражать им. Посмотрите на них, утратив сознание, они сейчас глупей собак и мух, и старательно скрывают от глаз людских свои тайные утехи, думая, наверное, что счастье – это преступление и постыдная похоть» («Мемуары безумца»). А что с Флобером? Дарвин ещё не написал «Происхождение видов». Зато прошли две революции: Великая Французская (с последовавшим наполеоновским кровопусканием) и в 1930-м. И если первая отшатнула романтиков от ужасного действительного мира в прекрасный внутренний, то поражение второй и романтикам дало по носу. И – реалисты шатнулись обратно в действительность. Но уже холодными исследователями, мол. Мир не плох и не хорош. И то и то в нём, если трезво. А реалист – безэмоционален. Разве что собственная точность передачи мира его вдохновляет. И плевать ему на всё. И на славу. – Вон. Ту же картину Курбе больше сотни лет прятали по личным коллекциям, а Курбе хоть бы хны. Ну разве что Парижская коммуна случилась. Так не без скепсиса относившийся к действительности Курбе принял в ней участие, соблазнившись, а не нельзя ли плоховатый мир улучшить сколько-то. Так вот Мане, которого назвали – и не зря – импрессионистом, мир решил принять абы каким. Так требовала моя догма. И на картине же Мане, «Бар Фоли-Бержер», догма утвердилась. Но как это приятие увидеть в «Завтраке на траве»? Причём приятие не во имя прогресса и науки, как Кандель пишет, а приятие вопреки ужасности мира.
Я могу, конечно, принять на веру прочтённое, что на выставке мужья своих жён старались проводить побыстрее мимо этой картины, потому что именно так они и проводили время со своими любовницами из тех, что на всё готовы. (Скандал – не приняли картину на главный вернисаж – усугублялся тем, что не только не античность изображалась, а ещё и лица на картине были узнаваемыми, плюс натурщица смотрела на зрителей как ни в чём не бывало, как бы говоря: «А что вы думали: именно так с нами и поступают, и мы согласны».) – Так вот накрутить себя так я могу, но это не будет непосредственное восприятие. И – я жалуюсь. Кто меня знает, не приврал ли я, описав выше непосредственность, мол, своего восприятия «Вечной весны»… И не только потому, что я тогда был ещё нецелованным мальчиком. На меня, наверно, действовала и отполированность бронзы. Как что-то, мол, самое-самое – в смысле чувств. Однако теперь на непосредственность я могу не только жаловаться, но и хвастаться. – Смотрите. – Ведь не поленился скульптор отполировать всё-всё телесное. Даже волосы! И над фоном тоже немало потрудился – какой-то живой он. Но тела-то… Это ж сама бронза как бы являет свои максимальные возможности. Бронза, блестя в самых неожиданных местах, ведёт себя, словно живая. Даже материал – живёт. Существует. Абы какая жизнь славится! Я могу себя поздравить с тем, что правильную догму об импрессионизме заимел. А недовольство опосредованностью с «Завтраком на траве» тоже на пользу. – Думаем! Ради славы абы какой жизни Мане оголил натурщицу, а не ради скандала! Свет-то усилен от голости – на в общем тёмной картине. Технологически относящуюся к импрессионизму усиленную светоносность считают первым признаком этого стиля. Это ещё впереди, что ради неё они станут применять смешивание чистых цветов в глазу зрителя вместо смешивания красок на палитре. А сейчас – хотя бы так – оголением и ярким, мол, освещением. Плевать, что объёмность теряется. Зато светимость увеличивается. Раскованность моральная – хорошо, и ого-светимость – хорошо. Вот сталкивание двух хорошо и даёт третье – славу абы какой жизни. Я же привык думать, что противоречивость изъяснения есть первый признак художественности, а геометрическая, так сказать, сумма противочувствий – есть подсознательный идеал художника. Смею я, так всё осложнив, считать, что постиг такую неуловимость, как след подсознательного идеала в «тексте»? – Логически – не смею. А вообще – похоже, что попал. Это не выше приведённая нравоучительная сухость с жёнами посетителей и их любовницами. И на то же работает прекращение заглаживания мазков (блики не в счёт).
У мужчины тень на лбу слева (от нас), светлое на переносице, светлое на подбородке справа, тень на белом воротнике, светлое на верхней губе, тень на левой щеке. У женщины тень под левой щекой. – Краски начинают жить сами по себе, как блики на отполированной бронзе. Кто знает, как до рисования точками несмешиваемой краски дошли импрессионисты, может мне простить, если я тут и натянул. Но как мог ошибиться Кандель? – Сказался в нём учёный-естественник. Он лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (2000 г.).
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
||||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Оптовая продажа вешалки пластиковые оптом. . Компрессорное масло лукои стабио 46 купить. Масло компрессорное лукойл стабио 46 купить. . Мобильная гидравлика Wandfluh - декларации от Wandfluh. |