Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Есть патриотизм, который… вообще нельзя такое слово произносить. Только можно про себя чуть-чуть подумать. Борис Хлебников
Хлебников православие в качестве значимого фактора не рассматривает вообще (и этим выдаёт в себе всё того же благодушного, нерасторопного, классического интеллигента). Шадронов
…желание бунта «абсолютно разлито во времени», отмечает Хлебников: «У нас агрессия – это часть жизни». Основной исток его творчества. Рашит Ахметов
Я посмотрел фильм «Аритмия» (2017) и, наконец, – так редко теперь я на такие фильмы натыкаюсь, – ничего не понял. И вот делаю эксперимент – начинаю писать до того, как мне что-то шепнёт, что надо начинать – получится в процессе писания. Что, по-моему, должно получиться? – То, что я пойму, что хотел сказать автор или – так только я ставлю вопрос – каким подсознательным идеалом движим был художник, когда вот это творил. С последним – беда. И даже не в том, что подсознательное – муть недоказуемая много кому. Это меня не смущает. Мне важно, чтоб я чуял свою правоту. Беда в том, что у меня выработался набор типов идеалов, которых на всю историю человеческую всего-навсего несколько. И я каждый раз должен именно из них что-то иметь в виду, чтоб хотя бы подозревать. А с «Аритмией» я не могу даже начать подозревать. – В совершенной растерянности. И я сделал вот что. Идеал для меня – штука много что определяющая. И нравственность, и любовь… Что если и политические предпочтения? А в «Википедии» пишут об общественной позиции известных людей. Я посмотрел – «В марте 2014 года подписал письмо российского «Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений» своим коллегам с Украины, осуждающее российскую военную интервенцию на Украину». Открыл это письмо. Оно – в ответ на письмо украинских кинодеятелей. Открыл его. То от 5 марта 2014 года. А там… Уши вянут… Прошло 4 года. Можно сравнить их слова с делами на Украине. «И уж совершеннейшей неправдой является утверждение об ущемлении и даже преследованиях русскоязычных людей» (http://kinosoyuz.com/news/?pub=2282). А ведь ещё 23 февраля (меньше чем за 2 недели до 5 марта) Верховная Рада какой закон приняла? – Отменила закон о статусе русского языка от 2012 (по которому русский имел статус регионального в 13 из 27 административно-территориальных единиц Украины). Хорошо, 5 марта он был ещё не подписан президентом. Но какой закон об образовании принят в 2017-м, в год выпуска фильма? – Такой, что его оспорила даже Венецианская комиссия, и осудили Венгрия, Румыния и Польша. А про ««фашиствующих молодчиков» и «воинствующих националистов»» (Там же) теперь, после сжигания 48 человек в Одессе 2 мая, после батальонов типа «Айдар» и после 10.000 погибших на Донбассе, можно уже признать российскую правду? Я уверен, что теперь автор «Аритмии» (2017) бумагу, поддерживающую письмо кинематографистов Украины, не подписал бы. Да и они б такое письмо теперь не написали бы. Сужу по этой «Аритмии».
В частности, не подписал бы Хлебников ещё и потому, думается, что ему теперь должно быть видно, что Украина – пропадает, а Россия – нет. В общем, старая история… Оттого, что я стал писать статью о фильме Б. Хлебникова, что-то в моей душе активизировалось, и я определился с подозрением, к какому типу идеала мне «Аритмию» отнести – к идеалу трагического героизма. Я, правда, не тогда определился с подозрением, когда писал то, что вы видите выше большого пробела, – «в этом» пробеле я определился. – Что я делал? – Я искал какого-то намёка на православие Хлебникова. Поиски мои отразились в эпиграфах. Я ничего не нашёл, но в подозрении утвердился: раз нет православия в сознании Хоебникова, значит оно есть в его подсознании, в том самом патриотизме, о котором нужно молчать даже во внутренней речи. И вот смею огласить конкретику. Хлебников «думает» (потому в кавычках, что подсознанием «думает»), что Россия спасается чудесным образом раз за разом потому, что Бог её спасает. Это раз за разом, – исторически подразумеваемое как Смутное время, две революции ХХ века (1917 и 1991) и Великая Отечественная война, – образно означено, – подсознанием, – как отдельные случаи по спасению людей от смерти бригадой скорой помощи, состоящей из Олега, фельдшера и водителя. (Один случай опоздания – не в счёт; вина там не на бригаде, а на бесчеловечной организации труда.) Совершенно из ряда вон выходящие меры приходится принимать. – Дать сосать пулю под видом немецкого-де средства (женщина изводила, наверно, мнительностью – часто вызывала скорую помощь)… Очень сильно (аж испугал) пришлось толкнуть дочку больной плюс пригрозить пришлось, что и хуже будет, если та продолжит мешать, ибо мать умрёт, если её не забрать на переливание крови (те обе были в какой-то секте, и им нельзя-де делать переливание крови)… Скальпелем разрезал не раздевая тело девочки, наступившей на оборванный высоковольтный провод (играли роль секунды и как-то кровопускание спасало)… – Так это врач. А водитель! Два раза смог вырваться из автомобильной пробки. Один раз – по тротуару, второй раз фельдшер (с мегафоном, что ли?) сумел уговорить нескольких автомобилистов подвинуться вправо, и получился проезд. Это финал фильма. А на эти случаи наложен сюжет двух полных циклов непонятного отчуждения-притяжения между мужем, этим Олегом, и его женой Катей. И всё вместе наложено на фабулу усугубляющейся бесчеловечности режима работы врачей скорой помощи. В общем, чудо, что хороший конец. Как чудо некое, что Россия – пока, по крайней мере, – выдержала это внешнее давление, которое началось с переворотом на Украине. Премьер-министр ведь сказал – может, не врал – что СССР бы такого внешнего давления не выдержал (имея в виду, что СССР-то пал из-за себя).
Хочется закончить ссылкой-оправданием, что я не натянул: «…реалистичные истории предпочитают выглядеть локальными и бытовыми, позволяя зрителю самому делать глобальные обобщения» (Алексей Филиппов).
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
||||||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Купить плечики вешалки. . Крепеж иномарки купить автомобильный Крепеж. |