Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Читатель не поймёт, что у меня за поиск, если не рассказать обстановку, среди которой я ищу. А это – нудно: читать про обстановку… Хочется-то – сразу о картинах. Поэтому я сдамся пока и сразу расколюсь, что меня, в частности, поставило в тупик. Это – такая фраза: «В этой обнажённой… ![]() …Гоген как нельзя более полно выразил то, что отличало его от импрессионистов. В самом деле, трудно найти что-либо общее между женщиной, сидящей на краю дивана и склонившей безрадостное лицо над тканью, которую она штопает, и обнажёнными женщинами Ренуара, с их цветущей и сверкающей плотью!» (http://impressionnisme.narod.ru/GOGEN/epizode_gogen6.htm). Сперва отвлечёмся: в самом ли деле – безрадостное? ![]() Ну да. И губы опущены. И аж синяя она. И фон серый. И всё – бледно. И штопает что-то, а не получает удовольствие от собственной наготы. Если я прав (а всегда раньше получалось, что прав), что импрессионисты воспевали абы какую жизнь, то тут, да, жизнь абы какая. Но она, похоже, не воспевается. Но абы ли какая жизнь – у Ренуара, у которого она явно воспевается даже и без обнажения женщин?
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() В тупик я попал из-за того, что показанная жизнь у Ренуара не абы какая, а весёлая и беззаботная. Нет, я могу, конечно, поупрямиться. Не ахти какая одухотворённая жизнь. По сравнению с недавним социально-критическим уклоном это всё же сниженное существование. Но… У других импрессионистов несчастность изображаемого более акцентируется. Несмотря, мол, на воспевание. У Мане, например, «Бар Фоли-Бержер», 1882. Ладно. По крайней мере, вполне представимо было бы, чтоб материально настрадавшемуся Гогену такая лёгкость в мыслях необыкновенная была не по сердцу. Но. Это страдание на него свалится только через несколько лет. А пока ему может ли больше не нравиться суета по поводу преуспевания в качестве брокера? Можно ли узреть, что у него от этого порыв в символизм был, в мечтаемое счастье, что сбудется когда-нибудь в сверхбудущем? В несчастности и бедности «Обнажённой» можно такое узреть? За бледность… Вообще где-нибудь ещё – можно? Ни в одной картине 1970-х годов (http://поль-гоген.рф/1870.html) этого не видно. Даже в самой странной (с жёлтым снегом). ![]()
Хоть тут есть по-импрессионистски несмешиваемый чистый цвет, не по-импрессионистски положенный широкими мазками. А в 1880-х до переломного 1885-го? Вот. ![]() Не из-за беднейшей занавески, общей с «Обнажённой», а из-за широких мазков и несмешивания цвета. – Это ведь начало последовавшей, на экзотических островах, особенной странности Гогена. И – с натяжкой – такое вот. ![]() В смысле – Тут – нехороший хаос. Значит, Там – хорошая благодать. Ну и со сверхнатяжкой – такое. ![]()
И только тут ![]()
из-за обобщённости, наконец, чувствуется какая-то заворожённость в пейзаже. Которую (из-за подчёркнутого перспективного удаления вдоль улицы) можно подвести под благое сверхбудущее – типовой идеал символизма. А тут
![]()
такой же эффект улёта Куда-то достигается не столько обобщённостью, сколько странностью света. Или светящейся тени… И тут
![]()
странность освещения (вместе с перспективным удалением) дают то же ощущение ухода Куда-то… В зарю на небе… Надо, правда, признать, что ощущения миража Гоген достигал иногда какой-то дробной, что ли, обобщённостью, а не широкими мазками.
![]()
И, наконец, апогей улёта. ![]()
Теперь я могу раскрыть, что я целенаправленно искал и почему. Когда-то (см. тут) у меня получилось, что, уплыв на острова, Гоген – от скуки суеты – впал в некий пробуддизм. Это индивидуалистского рода идеал. Прочитав, что Гоген впитывал и иных заражал символизмом, я был озадачен. Потому что символизм – идеал коллективистского рода. Как такой разнобой мог быть с одним человеком, я, в общем, догадывался. Это как в математике… В цилиндрическом мире прямая, продолженная бесконечно налево и направо, сходится в этой бесконечности сама с собой. И пробуддизм, и символизм – экстремистские мироотношения. Как бесконечно продолжающаяся в + ∞ и в - ∞ прямая. И там, в бесконечности, они сходятся. Вот так и символист Гоген превратился в пробуддиста Гогена. – Сработал голод. «В Париже стоит холодная зима 1885-86 года, жена с детьми уехала к родителям, в Копенгаген, Гоген голодает. Чтобы хоть как-то прокормиться, работает за гроши расклейщиком афиш. «Что действительно делает нужду ужасной – она мешает работать, и разум заходит в тупик, – вспоминал он позже. – Это прежде всего относится к жизни в Париже и прочих больших городах, где борьба за кусок хлеба отнимает три четверти вашего времени и половину энергии». Именно тогда у Гогена возникла идея уехать куда-нибудь в тёплые страны… он полагал, что там почти не надо будет зарабатывать на хлеб» (http://www.peremeny.ru/blog/11656). Там можно впасть в отчуждение вообще ото всего. А оно похоже на бесчувствие…
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки для шапок оптом - купить вешалка для шапок. |