Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Я не знаю, чего я хочу. Я прочёл слова Вейдле: «…вымысел как таковой всё же никакой необходимостью не прикован к слову». И вспомнился мне мой, отрока, рисунок.
Я его именно в таком, как по Пушкину в заголовке, вдруг возбуждённом состоянии нарисовал. По вдохновению. Никаких слов, разумеется… Я не помню, видел ли я к тому времени море в яви. Наверно, нет, потому что такие ряды волн бывают только у берега на глубине человеческого роста и менее. Там не плавают корабли. И, конечно же, я и через 70 лет так и не увидел в действительности парусный корабль. Наверно, с пропорциями его строения я здорово напартачил. Есть ли тут то, что Вейдле называет искусством вымысла? «Словесные, как и внесловесные, формулировки вымысла сплошь и рядом бывают от искусства далеки, чего совсем и не следует ставить им в упрёк, покуда вымысел сам не становится или не претендует стать искусством». Я умел рисовать лучше других сверстников. Этот корабль я нарисовал в альбоме. Я, наверно, претендовал, что создаю что-то от искусства. Я изображая выражал. Что? Полёт души в неизвестное благое будущее. Много-много лет позже я узнал, что такое романтизм и как его адепт, рисуя виды, на самом деле рисует пейзаж своей души. Прекрасной. В которую бежит романтик от ужасной внешней жизни. Жаль, что я не поставил тогда дату. После какого класса я впал в хандру? После 7-го? 8-го? Наверно, после 7-го. Год уже был, как я тайно любил Галку Аникину. Мне грозила плохая годовая отметка по химии, потому что мне поставила химичка двойку за то, что на последней контрольной я дал всему ряду списать решение. Той же Галке в первую очередь. Она впереди меня сидела. Или нет. Это было после 8-го класса. Потому что именно в 7-м я ощутил эту любовь. И на следующий год позаботился 1 сентября сесть за парту сзади неё. Я спасся от хандры, помню, чтением «Тихого Дона». Уж так там страдали персонажи… Что по сравнению с ихними были мои… Когда изучают «Тихий Дон»? Интернет всё знает. – В 10-м. Значит, нам было задано на лето его читать. Я и читал. Значит, хандра была после 9-го класса. Я всё ещё Галку тайно любил и всё садился за парту сзади неё, и ни одна живая душа, кроме Валерки Лебедева, не догадалась (но я и Валерке не признался, когда он спросил). Тайна была потому, что я был последним человеком в классе, ибо первыми были спортивные, а я таким не был. У меня не было никаких шансов на взаимность. А я был гордым. И я таил. – Всё-таки жаль, что я не поставил дату… Но всё правильно я вычислил, если правда, что любовь держится три года. 7-й, 8-й, 9-й… Я точно помню, что как я только совершил поступок ради своей любви – она исчезла. А поступок был после 9-го и был такой. Я по блату попал – на две смены подряд – в привилегированный пионерский лагерь, имевший отряд великовозрастных, уже не пионеров. В конце второй смены (это уже было где-то в начале августа), я почувствовал такую непереносимую тоску по Галке, что решил из лагеря удрать и вернуться в город. Я знал, что я её всё равно не увижу – ещё слишком рано. Только в конце августа все возвращались в город и начинали захаживать в школу, мол, за учебниками. Там-то и можно было на неё наткнуться. Но терпеть я не мог. И удрал. Я всё хорошо рассчитал, и меня не поймали. Но это был роковой поступок. – Когда я её таки увидел, у школы (как и ожидал), я обнаружил, что любви уже нет. Я даже испугался: а как же с моей верностью?! Я что же теперь: в какую-то другую влюблюсь? Где ж моя прекрасная душа?! Так что я могу быть теперь уверен, что, когда я рисовал парусник, я был движим именно подсознательным идеалом бегства из внешней плохой-преплохой жизни в прекрасную внутреннюю свою жизнь. То есть с этой, теоретической, стороны моё произведение является искусством. (Пусть хоть такая будет польза от моего непонятного порыва писать о своём юношеском рисунке.) Вейдле тоже позволил себе продемонстрировать свои стихотворения юношеской поры… И оправдал: «Возвышенное и гению не принадлежит, в собственность и даже в аренду никому не отдаётся; есть только приближения к нему, а в приближениях ступени; их много и начинаются они совсем внизу. Баратынский прав:
Глупцы не чужды вдохновенья; Как светлым детям Аонид, И им оно благоволит: Слетая с неба, все растенья Равно весна животворит.
Здесь только первое слово слишком резко: неудачливые стихотворцы вовсе не вербуются из одних глупцов. Вдохновенье же их и в самом деле посещает, если называть этим словом состояние души, независимо от его последствий и плодов. Пусть иные "растенья" и раздует капустой, как сказано дальше, а "лавром расцветут" лишь немногие, но в ботанике вдохновенья нет пропасти между ними, произрастают они вперемешку на той же почве, и первые их побеги не так уж разнствуют между собой». Но есть в моём рисунке искусство вымысла? Вейдле рассматривает разницу между искусством вымысла и... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.08.2024 Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу. Валентин Попов 23.08.2024 Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов! Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы». Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО! Кристина Денисенко 13.08.2024 В отношении июльского номера журнала «Новая Литература» – понравилось две вещи: 1) стихотворение «Поэзия» в подборке Дадаева, 2) очерки Ольги Удинской «Бабушка» и «Дочь». Елена Ханина
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|