HTM
Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Художественный смысл

Словами обманывающая Юстина Копаня

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за июнь 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2018 года

 

На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

 

Я когда-то стал писать об искусстве (самообразовавшись, конечно) из-за возмущения искусствоведами. В первую очередь теми, кто убегал в биографию художника, только бы не обсуждать детали его картин. Давно это было, полвека назад. Теперь если б я начинал, и что б меня возмутило – это смакование стоимости картин.

И вдруг – уж и не знаю, каким образом (может, от того, что я надоел сам себе) – мне захотелось поискать в первую очередь что-то биографическое, чтоб так, «низко», подпереть то смутное, что мне захотелось написать о картинах Юстины Копаня, аж пучащихся от переизбытка масляных красок на холсте.

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 20.06.2018
Художественный смысл. Словами обманывающая Юстина Копаня (критическая статья)
 
Художественный смысл. Словами обманывающая Юстина Копаня (критическая статья)
 
Художественный смысл. Словами обманывающая Юстина Копаня (критическая статья)

 

Мне вспомнился один случай от этого переизбытка. Тоже почти полувековой давности.

Я только что женился. Еле уговорил выйти за меня. Она хотела от меня обещания, что мы уедем жить в глушь, в Сибирь, на Север, чтоб не было комфорта. Потому что комфорт – это предательство коммунизма. Наверно, она имела в виду формулу «каждому – по разумным потребностям!». Которую стоящие у власти коммунисты заменяли обратным лозунгом: «Догоним и перегоним США по потреблению мяса и молока на душу населения!». Всех совращала царящая кругом эра Потребления. А я свою жену, привезя к себе в город, вырвал из деятельности по воспитанию в людях мужества, нужного в общественных битвах за коммунизм. Она воспитывала… туризмом. Физическими трудностями. Опасными для жизни походами для себя и не без трудностей – для организовываемых ею других. Они её там, в её городе, называли Мать. А тут она – после работы – оказалась без дела. И я, жалкий тип, чтоб унять её тоску, организовал воскресный пикник на озеро, куда было сколько-то проблемно добраться. – Добрались. Мои знакомые, две пары, и две её сослуживицы – 8 человек. – Наелись, напились (в меру), наигрались, назагорались. Один придумал пить чай по горло в воде. Извне холодит, а изнутри греет. – И вдруг мне стало так противно. От пресыщения. Что захотелось ото всех убежать.

Это я вспомнил от переизбытка масляных красок на пейзажах. И полез искать биографию Юстины Копаня. И обрадовался от первого же, на что наткнулся:

«Искусство это моё убежище…» (http://infoglaz.ru/?p=36086).

Значит, я правильно почуял…

Но то, что я почуял, мне стыдно называть. Я собственно потому, наверно, и захотел подпереться чем-то более материальным, так сказать, чем вытягивание из своего подсознания словесного намёка на то, что я почуял.

Мне легко стало вытягивать из подсознания. У меня в сознании есть целая сложная схема идеалов. И мне достаточно перебрать их (их, если типов, немного), как мне почти сразу становится ясным ответ на внутренний вопрос, чем вдохновлён был художник, создавая то-то или то-то.

У Юстины Копаня ж не только избыток краски, а и какая-то заворожённая тишина. И обездвиженность.

Согласитесь, что даже взметнувшиеся вверх брызги прибоя как-то замерли. И волны, хоть и с пенными барашками, замерли. И чайки не летят, а висят. И лучи, как ни рвутся сквозь тучи – бессильны. И как ни всклочена трава на морском берегу, она словно окаменевшие узоры. То же и с красными кустами над водой во второй репродукции. И даже узоры струй в воде какие-то не изменяющиеся. Они как потёки масляной краски, засохшей. Не образ текучести, вода, а сама высушенность краски образ чего-то. И то же со многими сотнями листьев в третьей картине. Они все – отдельные и не шевелятся. Как загипнотизированные луной. И как-то оцепенели волны лунной дорожки. – Иномирие какое-то. Все художники считают достижением как-то передать движение. А Копаня – наоборот. Выставляет вперёд засохшие массы масляной краски. И от такой неожиданности представляешь себе довольно неожиданное мировоззрение, этому соответствующее. Что-то среднее между пассивным и активным демонизмом, между чем-то буддистским, бесчувственным, и метафизически посмертным, ницшеанским. Не пейзаж своей прекрасной души, как у бегущих от плохого-преплохого внешнего мира романтиков, а нечто гораздо более разочарованное действительностью, и даже красотой своего внутреннего мира не утоляемое.

Парусник и играющие волны свободы всегда был любимым образом бегства из общества для несчастных романтиков.

 

Художественный смысл. Словами обманывающая Юстина Копаня (критическая статья)

 

Так Юстине, наоборот, повисшие паруса и какая-то остекленевшая вода стали образом, далёким от романтизма. – Это сколько ж времени должно было быть так безветренно, чтоб морская поверхность стала зеркальной? Остались последние случайные крохотные волночки на зеркальной глади воды. А чайки – не птицы, а какие-то бесплотные символы. И небо какое-то очень нехорошее. Тяжёлое. Хоть там и не тучи, а какой-то сгущающийся мрак.

Ближе всего к некой нирване, по-моему, это:

 

Художественный смысл. Словами обманывающая Юстина Копаня (критическая статья)

 

Тут, правда, нет этой тяжести мазков, столь характерной для художницы.

А когда она есть – застывает всё движущееся.

 

Художественный смысл. Словами обманывающая Юстина Копаня (критическая статья)

 

И этому иномирию можно не давать названий. Они тяготили б. Наводили б, разные, на какие-то оттенки смысла. А какие могут быть оттенки в иномирии? Будь к земному без участья…

Моя жена разочарованием в провале левого шестидесятничества во времена после хрущёвской оттепели не была побеждена – она в глуши хотела отлежаться, залечить раны, передать свою душу детям. Я ей всё испортил. Юстина тоже не побеждена, хоть Польша вложила очень большой вклад в провал лжесоциализма, хоть поляки первыми бросились в Рынок и в западную ипостась общества потребления. Солидарно бросились. Во главе с Валенсой. – А вот Юстина оказалась исключением. Правда, не коллективистским, как моя жена, а индивидуалистским. Но – исключением.

И надо совсем не обращать внимания на то, что о своём творчестве она... [...]

 

 

9 июня 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2018 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июня 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

123 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.08 на 12.09.2024, 13:42 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

12.09.2024
Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили.
Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист

12.09.2024
Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив!
Егор Черкасов

09.09.2024
На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова!
Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев



Номер журнала «Новая Литература» за август 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Деревянные вешалки купить оптом вешалки деревянные оптом. . Крепеж автомобильный. Крепление обшивки разновидности Крепежа.
Поддержите «Новую Литературу»!