Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Пусть будет без вступления. Вы, читатель, возьмите, включите звучание «Лунного света» (1890) Дебюсси. И читайте следующие теоретические рассуждения.
«Речитатив – это вокальная форма в музыке, не подчинённая ритму и мелодии» (http://fb.ru/article/226439/po-m-ili-govorim-chto-takoe-rechitativ-v-muzyike). А речитация – это исполнение речитатива («Викисловарь»). В музыкальной же энциклопедии на «Импрессионизм» написано: «…вок. миниатюра с преобладанием сдержанной речитации» (http://endic.ru/enc_music/Impressionizm-2943.html). Как факт, вы именно это и слышите. Некую неорганизованность. Не полную, с явными повторами, но всё же. Это соотносится с мнением, что импрессионист вдохновлён идеалом абы какой жизни. Пусть и серой. – Пожалуйста, какое название: ориентирует не на мрак и не на ослепительность. «…избегаются острые конфликты, глубокие социальные противоречия» (Муз. энциклопедия). И тут. Ничего не происходит, а не скучно. Как можно долго без мыслей смотреть на огонь или текущую реку, так можно следить, как лунный свет что-то освещает или оставляет не освещённым. В видео, которое предложил я, даётся изобразительная параллель. С драматизмом, с отбиванием Арлекином у Пьеро Коломбины. С горем Пьеро и сочувствием этому горю чуть не всего окружающего. В том числе и лунного света. И… с пошлым (?) счастливым концом: Коломбина вернулась, и они, счастливые, пошли… на Луну, которая за время действия из месяца превратилась в полную луну. На самом же деле, по впечатлению от собственно музыки, никакой драмы нет. А есть – гедонистическое отношение к жизни вообще. (Мне тут пришлось перефразировать музэнциклопедию: отказаться от «восторженно» и добавить «вообще».) – Я ж провожу идею ценности абы какой жизни (что не общепринято, но я настаиваю). А вы, читатель, всё повторяйте и повторяйте звучание мелодии, пока это вот читаете. «…иск-во сдержанных эмоций и прозрачной скупой фактуры» (Музэнциклопедия). Ну правда, нет же ни особой виртуозности, на впечатляющих аккордов. Всё среднее. И темп, и громкость… «"Слушая импрессионистов-композиторов, вы по преимуществу вращаетесь в кругу туманных переливчатых звучаний…”» (Каратыгин. Музэнциклопедия). Как будто на лунную дорожку на воде смотришь. А на воде той крохотные волночки от слабых порывов ветерка. От которого листья колышутся, и их тёмные колеблющиеся силуэты видны на светящемся от луны влажном воздухе. Не туман, но и не полная ясность, вызывающая контрастность. Никаких крайностей! Можно остановить музыку.
Можно угадать, почему иллюстратор нарисовал сценки из комедии масок. Арлекин – он из Бергамо. А «Лунный свет» часть «Бергамасской сюиты». Про неё неизвестно, почему она так названа. Но иллюстратор не задумывался: комедия – весело. А в сюите, если и привлечено весёлое, то для отталкивания к грустному. На музыку «Лунный свет» Верлен написал стихи с грустинкой. Вот один из вариантов перевода Сологубом:
С изысканно-убранным садом Сравнил бы я душу твою. Я вижу в нём масок семью, Прикрытую чудным нарядом.
С собой они лютни несут, Одеты красиво и пышно, Но смеха меж ними не слышно, Хоть пляшут они и поют.
О том, что любовь побеждает, Что есть беззаботные дни, Поют беспрестанно они, Но песня их грусть навевает.
Можно, собственно, и в иллюстрациях увидеть что-то нерадостное даже в самых счастливых моментах. – Вот Коломбина увлечена Арлекином и уходит с ним.
Но такая мрачная туча висит над ними… Где-то о том говорит и социальный взгляд. Все революции XIX века в Западной Европе потерпели поражение. Но каждая всё больше освобождала буржуазию. Сперва среднюю, потом мелкую. И сам капитализм становился всё более переносимым. Бедность оставалась. Голодали иные создатели стиля импрессионизма. Но! Жить можно и абы как! И даже радоваться. Что-то вроде смеха сквозь слёзы. И даже тоньше. До невыразимости словами. Что заставляет уже заподозрить след подсознательного идеала этакой мизерности. И тогда вещь достойна названия художественной. А не просто с эстетической ценностью (ту может иметь даже иной камень).
Я это всё написал, чтоб... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
https://bettingcafe.ru/bookmakers/ . Купить квартиру от застройщика в москве. Официальныи саи застрои щика недвижимости в москве. |