Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 5 манут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
В скульптуре – со «Святой Сусанны» (1630–1633) Дюкенуа.
Меня этот факт заинтересовал тем, что я что-то не могу от репродукции этой скульптуры испытать что-то позитивное – чувственно или умственно. А стиль-то – знаменитый. Безобразие. Меня даже абстракционизм пробивал. Умственно, конечно. Даже христианские иконы – за метафизический Абсолют. А тут… Чем плох «интеллектуальный эзотеризм, обращённый в себя» (Якимович. Формирование барокко и классицизма в итальянской скульптуре XVII века. В кн. Советское искусствознание ʻ74. М., 1975. С. 171)? Эзотеризм – «совокупность знаний, сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям, особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение» («Википедия»). Неужели мой в кровь проникший демократизм (точнее, анархизм – без центральной власти) меня отвращает от такого субъективизма? Но романтизм-то, тоже супериндивидуалистичный-то меня ого как пронимает… Надо, наверно, в рассмотрении себя перейти от стратегии к тактике. Анархист-то я – стратегически. Когда наступит коммунизм, тогда и воцарится анархия-самоуправление. И Россия – со своим менталитетом недостижительности (как его уничижительно называют либералы) – для коммунизма (с его «каждому – по разумным потребностям») очень годится. Почему? – В качестве примера имущественным, так сказать, народам в их трудной работе по отказу от их привычек эры Потребления (ведущей человечество к смерти от перепроизводства). Но такую, годящуюся для будущего, Россию нужно суметь ПОКА сохранить от уничтожения, которое очень даже возможно в окружении более конкурентоспособных народов. А сохранить можно ровно так, как она сохранялась больше тысячи лет – авторитаризмом, государственностью в самом менталитете народа. И оттуда у меня благоговение перед авторитаризмом. Тактическое. Нельзя ли мне его-то и использовать для более-менее вчувствования в классицизм? Да, у Контрреформации и инквизиции католиков в XVII веке была в отношении масс политика «насильственного блага», а у Реформации – политика «абсолютного предопределения», обращённая к личности каждого в массах. Но для самой-то инквизиции (католической) годилась же личностная политика протестантская! – В виде «идеологии "государственной пользы"» (Якимович. Барокко и духовная культура XVII века. В кн. Советское искусствознание ʼ76. Том 2. М., 1977. С. 105–109), усвоенной на личностном уровне! Для духовной элиты Контрреформации. А? Назову себя представителем духовной элиты Русского мира – и могу рассчитывать, что вживусь в статую «Св. Сусанна», а? Она ж против чего «восстаёт»? – Против бурного барокко. Потому бурного, что оно разрывается между Контрреформацией и Реформацией и исходит нудой от нескончаемой столетней религиозной войны с её идейными крайностями для масс католиков и протестантов. – Смотрите, какая бурность, экспрессия, вовлечение в восприятие скульптуры пространства вокруг скульптуры.
Ведь вы ж рядом с Голиафом себя можете почувствовать на секунду и забояться, как бы и вам не попало от этого яростного Давида. Чем не образ для несистемной оппозиции в России, желающей революционным путём свергнуть кровавый путинский режим, раз мирно это не удаётся? Чем не образ для мальчиков, по призыву Навального вышедших на несанкционированный митинг и вышедших не совсем безоружными? Нет. В «Святой Сусанне» ещё тоже есть след влиятельного барокко. «"Св. Сусанна" первоначально занимала в церкви Санта Мария ди Лорето первую нишу нефа справа от алтаря, так что своей левой рукой она указывала на алтарь, глядя при этом на верующих» (Якимович. Формирование барокко и классицизма в итальянской скульптуре XVII века. В кн. Советское искусствознание ʻ74. М., 1975. С. 169–170). Это было даже и против Евангелия. «1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, 2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лука. 8). Жёны-мироносицы, – ну Сусанна точно, только здесь и упомянутая, – ничего не проповедовали. Они только ШЛИ ВМЕСТЕ. Но гораздо важнее, что фигура была... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки плечики лайма вешалка плечики металлическая. |