HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Художественный смысл

Насилие

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за август 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за август 2018 года

 

На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 24.08.2018
Художественный смысл. Насилие (иллюстрация к критической статье). Источник: http://www.renegadebroadcasting.com/media/fantasy_girl_woman_knight_picture_image_digital_art.jpg

 

 

 

Насилие – над собой. Я не имею музыкального образования. Но умею слушать музыку. Мне удаются длинные связные ассоциации, происходящие синхронно со слушанием. Так насилие над собой – это записывание этих ассоциаций. А в данном случае мне и не пришлось записывать, так сказать, самому. Ассоциации в записи дала Виктория Левина в интернет-издании «P.S.» №76, июль 2018.

 

Плач по погибшим
конникам
Виктория Левина

 

Вариации на тему трио Сергея Рахманинова «Lento lugubre» («похоронный слышен звон»), 1892 г. И как написано в «Житие Александра Невского», «и бысть сеча зла, и треск от копий ломления и звук от сечения мечного, яко же и озеру промерзшию двинуться. И не бе видети льду покры бо ся кровию». Немецкие рыцари потерпели полное поражение. Вопрос о потерях сторон до сих пор является спорным. О русских потерях говорится туманно – «много храбрых воинов пало»...

 

Похоронный слышен звон

«Lento lugubre»

то ли крик а то ли стон

сомкнуты губы

 

запредельной скрипки плач

вторят аккорды

там казнённый и палач

конские морды

 

кони Невского во льду

склеены гривы

там виолончель в бреду

несуетливо

 

нот фортепианных лёт

смерть подступала

уходили все под лёд

подняв забрала

 

содрогались телеса

тонущей рати

уходили в небеса

плач и проклятье

 

зал потерянно молчал

слёзы как комом

пульс у каждого стучал

мет-ро-но-мом

 

но последний звук осел

снежною пылью

тихий ангел пролетел

сломлены крылья

 

Элегическое трио звучит почти 14 минут (2-я дорожка). А вариации Левиной касаются 2-х минут 53-х секунд.

 

«Одночастное Элегическое трио начинается сумрачным и в то же время взволнованным звучанием, такой эффект создаёт тревожный ритм в сочетании с особым тембром открытых струн скрипки и виолончели. На таком фоне фортепиано излагает главную партию (Lento lugubre), в которой выделяются два элемента. Один из них устремлён вверх, но остановка на квинтовом тоне смягчает его решительность…

Сопоставление поступательного движения и терцового хода придаёт взволнованность этому мелодическому обороту. Второй элемент – «обречённая» нисходящая секвеция... Прозвучав у фортепиано, тема переходит к струнным с их «поющим», длящимся звуком и тёплым тембром» (https://musicseasons.org/sergej-vasilevich-raxmaninov-elegicheskoe-trio-1-sol-minor/).

 

Поразительный взгляд на Ледовое побоище как на поражение «тонущей рати». То есть – немцев, по Страшей ливонской Рифмованной хронике.

 

2205 Есть город большой и широкий,

который также расположен на Руси:

он называется Суздаль.

Александром звали того,

кто в то время был его князем:

2210 он приказал своему войску готовиться к походу.

Русским были обидны их неудачи;

быстро они приготовились.

Тогда выступил князь Александр

и с ним многие другие

2215 русские из Суздаля.

Они имели бесчисленное количество луков,

очень много красивейших доспехов.

Их знамёна были богаты,

их шлемы излучали свет.

2220 Так направились они в землю братьев-рыцарей,

сильные войском.

Тогда братья-рыцари, быстро вооружившись,

оказали им сопротивление;

но их [рыцарей] было немного.

2225 В Дерпте узнали,

что пришёл князь Александр

с войском в землю братьев-рыцарей,

чиня грабежи и пожары.

Епископ не оставил это без внимания,

2230 быстро он велел мужам епископства

поспешить в войско братьев-рыцарей

для борьбы против русских.

Что он приказал, то и произошло.

Они после этого долго не медлили,

2235 они присоединились к силам братьев-рыцарей.

Они привели слишком мало народа,

войско братьев-рыцарей было также слишком маленьким.

Однако они пришли к единому мнению атаковать русских.

2240 Немцы начали с ними бой.

Русские имели много стрелков,

которые мужественно приняли первый натиск,

[находясь] перед дружиной князя.

Видно было, как отряд братьев-рыцарей

2245 одолел стрелков;

там был слышен звон мечей,

и видно было, как рассекались шлемы.

С обеих сторон убитые

падали на траву.

2250 Те, которые находились в войске братьев-рыцарей,

были окружены.

Русские имели такую рать,

что каждого немца атаковало,

пожалуй, шестьдесят человек.

2255 Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись,

но их там одолели.

Часть дерптцев вышла

из боя, это было их спасением,

они вынужденно отступили.

2260 Там было убито двадцать братьев-рыцарей,

а шесть было взято в плен.

Таков был ход боя.

Князь Александр был рад,

что он одержал победу.

2265 Он возвратился в свои земли.

Однако эта победа ему стоила

многих храбрых мужей,

которым больше никогда не идти в поход.

 

Тогда как автор – не немка, а, вроде, русская. (Хотя, чего не бывает. Например, такой либерал, как Александр Николаевич Сытин, считает себя немцем по ментальности. Я тоже. Считаю себя русским потому же.) – Диво. А там, где поразительно, я подозреваю участие подсознательного идеала автора, что я называю художественностью. Сами стихи никакой необычайностью не отличаются. В печатном издании строф в 2 раза меньше. Но я подозреваю, что это не авторская, а редакторская компоновка, стремящаяся уменьшить территорию, занимаемую стихотворением. Отсутствие знаков препинания – это просто мода такая, «чтобы читатель терялся в тексте без ориентиров, как герой теряется в своем внутреннем или окружающем его мир» (http://litcult.ru/blog/17456). Правда, этому противостоит какая-то ритмическая стройность.

 

/ – / – / – /

/ – – / -

/ – / – / – /

/ – – / -

 

А столкновение потерянности со стройностью даёт итоговый катарсис – надмирность. Как у первых христиан: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). По-современному же – общечеловеческие ценности.

Которые, к сожалению, понимаются либералами практически, как отказ русских от себя ради ценностей западной цивилизации. – Как факт: ТАКУЮ победу русских воспринимать как «Плач по погибшим».

Но стихи – хороши. Автор, возможно, подсознательно, глубоко сожалеет, что тогда, при Александре Невском, утвердилась русская самобытность из-за отказа от вливания и растворения в западном христианстве. И какой я лично ни русский националист, но надо признать художественное качество стихотворения Виктории Левиной.

К какому типу идеала это стихотворение отнести? Я думаю, к ницшеанству. Для того всё – полностью безысходно, как наличие в жизни смерти. Всё. Больше не о чём говорить. Этот уход Руси от Запада при Александре Невском (с точки зрения западника) – такая же абсолютная безнадёжность, как и смерть для жизни.

Но самое интересное, что ницшеанцем-то был и Рахманинов! Это даже и не я первый сказал (если счесть неоромантизм – ницшеанством). В школьной энциклопедии, например, в статью «Неоромантизм» внесли кроме Рахманинова (я для чёткости и, чтоб не объясняться насчёт сомнительных, перечислю только тех, кого и сам твёрдо и обосновано считаю ницшеанцами): Ницше, Шопенгауэра, Гамсуна, Гумилёва, Ахмадуллину.

Или вот:

«…трагические мотивы, тревожные предчувствия грядущих социальных потрясений в музыке его сверстника С. В. Рахманинова» (Щербакова. Ницше и музыка).

Всё Элегическое трио от начала до конца вовсе не элегическое, а про скуку безнадёжности принципиально плохого мироустройства. – Там даже слышна альтернатива (тут). То же дрожащее звучание эфира, собственно, и в самом-самом начале. Это образ метафизического иномирия, антагониста христианского того света с его благим для всех в виде бесплотных душ сверхбудущим в Царстве Божием на небе.

Скажете, какая ж альтернатива христианству у Левиной, если у неё в конце «тихий ангел пролетел». А я отвечу: так ведь у него «сломлены крылья».

 

 

6 августа 2018 г.

 

 

Наверно, нужно продолжить насилие над собой – проверить ницшеанство Виктории Левиной. Я ж могу сам себя подозревать в самообмане, в подгонке под готовый результат. И метод катарсиса (если его так назвать) способствует же подгонке. Третье переживание (надмирности) ведь не логически вытекает из столкновения двух противочувствий (растерянности и стройности). Это вам не образность у Рахманинова (дрожание → иномирие).

Нет, можно, конечно, вспомнить, что трудно что-то иное, чем надмирность, помыслить от столкновения и иных реалий стихотворения: русскости с нерусскостью, победы со смертью. Такое совпадение, да, не может быть случайностью. Но. Кто его знает… Может, какой-то чёрт самообмана во мне сидит и не даёт помыслить что-то иное, кроме антихристианской надмирности.

Я захотел себя с этой надмирностью поймать: ведь на христианство ж по словосочетанию похоже. И что-то знакомое вообще словосочетание… – Спросил Интернет. – Ответ: «Устар. О внезапно наступившем глубоком молчании среди общего разговора. – Она к вам пишет? – Нет, никогда, к нам через людей вести доходят. Сделалось внезапное, глубокое молчанье: «вот тихий ангел пролетел» – подумали все (Тургенев. Дворянское гнездо). Он вздохнул из приличия и помолчал. Пролетел тихий ангел (Чехов. Рассказ неизвестного человека)» (Академик). – Так парадокс в том, что мною доказано, что и Тургенев, и Чехов – тоже ницшеанцы. Нелогичное «внезапно» уж что точно доказывает, так это нелогический скачок в цепи причинностей, логичностей. И да, такой ход лишь ассоциативно подсказывает про Алогизм, Апричинность, характерные для ницшеанского иномирия. Катарсисов столько по типу, сколько есть в мире типов идеалов. Зато идея о превращаемости идеалов из одного в другой (с одной стороны) и (со стороны другой) наличие инертности в идеале даёт же возможность проверять тип идеала: его нахождением для соседнего по времени произведения. Совпадут – значит всё верно.

Наверно же, соседнее в издании стихотворение Виктории Левиной недалеко отстоит по времени создания от разобранного.

Смотрим.

 

«Детский уголок». Клод Дебюсси.

 

Ребёнок Клода Дебюсси – его дочурка Шушу[1].

Фортепианных мук этюд. Затрачен целый день!

А солнце золотит в саду и яблони, и груши.

И бабочки на лепестки отбрасывают тень.

 

Затем – свобода! Поскорей к слону – и убаюкать.

И серенаду кукле спеть, хоть кукла и нема.

Потом – январь. Танцует снег. А птицы все – на юге,

и только маленький пастух смеётся, что зима!

 

Ещё есть друг – полишинель. Секрета не нарушу,

если скажу, что от него всё в доме – набекрень!

Ребёнок Клода Дебюсси и ученица – Шушу.

Фортепианных мук этюд. Затрачен целый день.

 

Сюита состоит из следующих пьес: 1) «Doctor Gradus ad Parnassum» (лат. – Степень доктора Парнаса – «ирония Дебюсси по адресу Клементи [пианист, педагог], а заодно и по поводу всевозможных упражнений»); 2) «Колыбельная слонов» («слоновые нежности», но несколько монотонно»); 3) «Серенада кукле» («сквозят и черты равнодушия»); 4) «Снег танцует» («удивительная тонкость оттенков и свойственная всей музыке щемящая печаль»); 5) «Маленький пастух»; 6) «Кукольный кэк-уок» («дань американским остро ритмованным танцам, которые он высмеивал»).

Дебюсси музыкальный импрессионист. А весь импрессионизм в общем выражал позитив по отношению к абы какой жизни, при том что сама жизнь довольно негативна. Живописцы брали при изображении случайные компоновки и ракурсы, не гнушались изображать отбросы общества и краткие миги переменчивых состояний природы. Позитив абы какого – это довольно радикальное мнение, но я не знаю, можно ли его опровергнуть. Соответственно, думаю, стоит прислушаться к «мнению Вюйлермоза, «Детский уголок» вообще не отвечает детскому восприятию (недаром, мол, поэтому Дебюсси извинялся перед Шушу)». Извинение таково: «моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями отца за то, что последует» (все цитаты отсюда).

Виктория Левина вне стихотворения это всё проигнорировала. И понятно, почему. От... [...]

 

 

7 августа 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 



[1] Сюита для фортепиано К. Дебюсси «Детский уголок» была написана и опубликована в 1908 году. Композитор посвятил её своей маленькой дочке. Наряду с высокой поэтичностью, Дебюсси привнёс в музыку цикла и шутливую иронию, и мягкий ласковый юмор. Все это показывает его отношение к дочери, к её детским выдумкам.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в августе 2018 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению августа 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Вешалки для шарфов цена: купить вешалки для шарфов. . Актуальные букмекерские конторы для профессионалов для ставок на спорт
Поддержите «Новую Литературу»!