HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2021 г.

Художественный смысл

Наобум лазаря

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за сентябрь 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 года

 

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

 

Как я ни уверен в себе (из-за многочисленных совпадений моих мыслей с, в общем, общепринятыми), но меня угнетает непризнание больших авторитетов, и я в себе сомневаюсь. Чтоб самоутвердиться, мне нужно загонять себя в трудные ситуации и как бы наблюдать за собой: вывернусь или нет.

Один из способов себя загнать – открыть, например, искусствоведческий альманах несколькодесятилетней давности, взять оттуда какого-нибудь художника, какое-нибудь его произведение, и попробовать с ним разобраться с приложением всего арсенала «моих» приёмов, которые вовсе не мои, а набранные мною с миру по нитке, и лишь подогнанные один к другому, чтоб эстетическое мировоззрение моё приобрело монизм (единство).

На этот раз беру статью Яблонской «Новые черты в развитии современной советской станковой скульптуры. Опыт систематизации» в альманахе «Советское искусствознание ’80». М., 1981. И в статье этой беру первое же упоминающееся там произведение.

И – облом. Его репродукцию не могу найти в Интернете. Возьму подобное. (А может, теперь переименованное уже.)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.09.2018
Ю. Чернов. Портрет оператора. 1961. Известняк.
Ю. Чернов. Портрет оператора. 1961. Известняк.

 

Я уже успел прочесть, что его скульптуру «Рабочий» относят к так называемому «суровому стилю». Если верить, что так и есть, я в «Портрете оператора» могу заподозрить признак суровости в вертикальной прямо грани на правой (от меня) стороне лба. Там не кровеносный сосуд (их на лбу в этом месте и не бывает).

 

 

Да и не кость (лобная кость), и не соединение костей (венечный шов), он на боку.

 

 

Глабелла (надпереносье – 18) тоже какое-то уж больно выступающее и гранёное…

О творцах в «суровом стиле» Манин пишет так:

«Они представляли собой породу закалённых войной и жаждущих мирной жизни. Обществом они были востребованы, получив доступ к труду и образованию. Стойкость этих людей показала себя во время разоблачения Н. Хрущёвым культа личности И. Сталина. Предательство государства со стороны высшей власти в период репрессий, молчание и невмешательство многих руководителей партии вызывали возмущение. Растерянная художественная интеллигенция не знала, какую позицию занять в отношении к власти; страх вызывал смятение, неуверенность в идеалах, слов карьерных достижений, сомнения в верности идеологического пути. Единственным, кто не поддался борьбе страстей, кто являл собой невозмутимую силу, противостоящую интеллигентским метаниям, были обычные рабочие, трудяги, выстоявшие в войну и не участвовавшие в 1930-х годах и позже в политических баталиях. Именно они безбоязненно выступали на партсобраниях с осуждением руководителей, именно они поднимали голос и открыто выступали против нищенских условий существования. Достаточно вспомнить новочеркасскую трагедию, чтобы понять, кто мог в те годы противостоять антинародной политике власти. Нравственная стойкость рабочих, обычного трудового люда была отмечена и привлекла к себе внимание общественности. Искусство как бы заново осознало роль рабочего человека в действии и постаралось оценить его нравственные качества в условиях Гражданской войны, в борьбе с фашизмом, в мирной трудовой жизни, чреватой конфликтами».

В новочеркасской трагедии зачинщиками беспорядков были скорее бывшие уголовники. Те посмелее и мотивированнее материально. (При реставрации капитализма они тоже вышли на первый план.) Но истина есть и у Манина. Правда, если распространить смелость не только на рабочих.

 

И. и Ю. Александровы. Геолог Н. Дойников. 1961. Бронза.
И. и Ю. Александровы. Геолог Н. Дойников. 1961. Бронза.

 

Тут гранённость можно заметить опять в том же месте на лбу, почти на скуле, ну и на рубашке. Правда, и гранённость не гарантированный признак.

 

Д. Шаховской. Камчатские рыбаки.  1959. Кованная медь.
Д. Шаховской. Камчатские рыбаки.  1959. Кованная медь.

 

Вот только в правильности отнесения Яблонской этой скульптуры к «суровому стилю» я что-то сомневаюсь. Тут тупость в лицах, а не духовная смелость.

Я б подумал, что в этот перечень надо включить такое произведение.

 

Л. Ланкинен. Строители. 1964. Гранит.
Л. Ланкинен. Строители. 1964. Гранит.

 

Но не «сурового стиля» скульптуры, романтические, так называемые (индивидуалистские, если в терминах духа), явно отличались больше.

 

Т. Соколова.
Т. Соколова.

 

«На основе "колективного" типа видения возникло и своеобразное стилевое движение: внедрение в станковые образные структуры элементов монументального метода. И ещё одно: скульпторы "сурового стиля" – это довольно компактный, немногочисленный слой, отличающийся от массы участников основных движений в скульптуре 30-х – 50-х годов» (Яблонская).

Если отбросить три последние слова (касающиеся монументального уклона в прикладном искусстве, выражающего энтузиазм строителей социализма и героизм победителей в войне), то, понимай, редки авторы и произведения «сурового стиля». Понимай, большинство – не так привержены коллективизму.

Странно. В авторской песне сперва перевес был на стороне левых шестидесятников, взявшихся спасать заболевший индивидуалистским хапанием социализм, а не выступавших «против нищенских условий существования», как пишет Манин. (Наверно, сам Манин тяготел к правым.)

 

 

Верный своей идее-фикс, что художественно только то, что рождено подсознательным идеалом, я могу заболевание социализма считать находящимся ещё в сознании. Тогда ходил графический анекдот (ещё один представитель прикладного искусства) о теоретической немощи коммунистов.  – Это левый уклон и правый уклон. А между ними – генеральная линия партии.  То, о чём и сегодня говорят – что после смерти Сталина партия не сумела определить, на что страну нацелить. Что в 1961-м Хрущёв сказал, что нынешнее поколение будет жить при коммунизме, то всеми осмеивалось. Почему? Подсознательно потому, что не видно было ежедневного увеличения самодеятельности за счёт государства, и так – вплоть до исчезновения государства, т. е. вплоть до становления коммунизма. Наоборот, гражданская активность лишь на словах пропагандировалась, а фактически зажималась. Анархия была в подсознательном идеале. Федерация федераций по определению Прудона. Советы в их настоящем смысле. И этим тайно от себя самих вдохновлялись скульпторы «сурового стиля».

То есть они творили воистину художественные произведения.

А Яблонская считает, что это – монументализм в станковой скульптуре – было искусство «разрушения».

Она понимает разрушение станковой пластики. Но я предлагаю понимать: осознаваемое разрушение тоталитарной власти и подсознательное созидание самодеятельной власти.

Соответственно Яблонская считает прогрессом станковизма «противовес ещё столь недавнему [во время «сурового стиля»] всепоглощающему монументализму». – Что именно? – «…создаётся своя локальная среда… Это либо буквально введение архитектурных компонентов в скульптурный образ, либо особого рода объёмно-пластические решения… «своё» пространство».

 

Вахрамеев. Семья Древиных. 1975.
Вахрамеев. Семья Древиных. 1975.

 

Это – про арест в 1938 году по сфабрикованному делу авангардиста Древина (Древиньша).

 

А. Пологова. Портрет художника Кочейшвили. 1977. Дерево, левкас, роспись.
А. Пологова. Портрет художника Кочейшвили. 1977. Дерево, левкас, роспись.

 

Кочейшвили – художник ярчайшего «индивидуального художественного «я». Грех коллективистское что-то применять для его изображения.

Яблонская выводит отказ от монументализма как борьбу за «сохранение жизненного пространства для самого существования станковой скульптуры. Этот новый процесс прямо связан, как это ни парадоксально на первый взгляд, с размахом градостроительства, характерным для рассматриваемого периода. В этом процессе резко и бурно активизировалось развитие монументального и монументально-декоративного видов скульптуры. В сочетании с принципами «монументального станковизма», характерного для 60-х годов, новый скачок в развитии монументальной скульптуры создавал опасность поглощения самого вида станковой пластики, его полного растворения, вытеснения из жизни искусства».

А я, приверженный приоритету духа, думаю, что просто левизна шестидесятников... [...]

 

 

31 августа 2018 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в сентябре 2018 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению сентября 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.



Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2021 года

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

 

Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература»
Редакция: newlit@newlit.ru, тел.: +7 960 732 0000
Реклама: reklama@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 914 699 35 47 (с 2.00 до 13.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!