Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Я не раз отступал от своего правила – открывать скрытый художественный смысл произведения неприкладного искусства. И обращался к произведениям и неискусства даже, если о них гремело в средствах массовой информации. А вот это прошло как-то мимо меня. Два с половиной года прошло с установки этого памятника. Я даже с некоторым трудом нашёл фамилию скульптора.
В июле 2014-го трёхлетняя (!) девочка заблудилась в тайге, и её нашли по следам собаки лишь через 11 суток. Собака её грела собою ночами. Памятник силе человеческого духа и собачьей преданности. – Конечно, это – произведение прикладного искусства. Никакой подсознательный идеал скульптора не вдохновлял. И я не должен был, вообще-то, пускать это произведение в разбор. Но. Я столько подлецов вынужден был обсудить из-за шума вокруг них, шума с притязанием на то, что они шедевры искусства сотворили или из-за заблуждения, что это к высотам искусства относится… Чоччасов тоже явно претендовал на то, чтоб и его произведение числили по высшему разряду. Он ушёл от сходства с оригиналом. Карина в момент спасения была такая.
Замученная, не с якутским разрезом глаз и с недетским их выражением.
Но зато скульптор уловил мужественную пластику её лба и надбровия. А глаза сделал вообще экзистенциально отстранёнными, по ту сторону Добра и Зла.
Оп-па! Неужели… Неужели я ошибся? Не обратил внимания?.. Что Чоччасов спрашивает зрителя такими глазами: «И что: жизнь стоит того, чтоб за неё ТАК драться?». Что он совсем не тому памятник сделал, чему все от него ожидали…
Кто меня неоднократно читал, может счесть, что я умом тронулся на этом своём доморощенном и никем в таком качестве не признаваемом ницшеанстве… Мол, Эта жизнь безмерно скучна, переполнена Злом и не стоит того, чтоб чувствовать привязанность к ней (а к чему тогда привязанность? – к принципиально недостижимому и потому сладкому иномирию метафизическому в виде какой-нибудь Вневременности или тому подобной химеры).
Проверить бы. Ведь подсознательный идеал, да и сознательный, если искренний, быстро не превращается в другой. Да и ницшеанский – вроде, тупиковый, улётный, экстремистский: из него обычно не возвращаются к тем типам идеалов, которые могут изменяться от изменяющегося духа времени, от хода истории. Ну-ка! Что там у него ещё есть?
Великой сибирской реке никто не откажет в качестве исключительности. А такое необходимо для ницшеанца. И это таки чувствуешь даже в простой репродукции. Потому что высота с постаментом – 2,7 метра. Это не монумент, и потому «рост», на метр больший, чем человеческий, у человека вызывает переживание исключительности. Больший размер установил бы дистанцию между зрителем и скульптурой. А так – вот она, красавица Лена. Можно ли у неё в лице увидеть это знаменитое «над Добром и Злом»?
С такой точки зрения – нет. Обычная смазливая девка, смотрящая больше в себя, чем в бесконечность. А так?
Далеко до той Карины… Но уже что-то…
Тут – ещё лучше. Потому что зритель вышел из поля зрения персонажа. Наконец, с обратной стороны – Стихия. С большой буквы.
Чем не ницшеанская вседозволенность?!. Но не исключена и натяжка. Надо ещё проверить.
Что-то не гарантировано. Хоть осёл – один из трёх девизов в «Так сказал Заратустра». Символ выносливости. Пробуем последний шанс. Сравним статуэтку обычного «Оскара» с чоччасовской. Лица.
Обычный – добрый дядечка, смотрящий на вас с одобрительной улыбкой. А у Чоччасова…
И тут – момент моего торжества. – Что этому Эллаю до вас, людей… Это почти Будда. А Будда – это бесчувствие как идеал. Это пассивный демонизм. В отличие от активного – ницшеанского. – Почти попадание.
Нет. Я признаю, что это некоторое притягивание за уши и высасывание из пальца. И много можно найти плохих слов для шельмования такой сомнительной затеи, как приискивание подсознательного идеала, да ещё и ницшеанского, к таким заказным вещам, «прилагаемым» к очень далёким от ницшеанства нуждам, как чествование героического поступка, или великой реки, или любимого киноартиста. Но. Какие великие есть примеры!.. Разъярённый на разврат католической церкви и всего руководимого ею мира Микеланджело разве не выразил это вполне, исполняя заказы пап и других церковников? А такое прикладное искусство, как песня, призванное усиливать знаемые переживания, разве в случае с авторской песней левых шестидесятников, с хрипом и надрывом Высоцкого, в первую очередь, разве не выразилась там попытка спасти заболевший социализм от смерти в вещизме, попытка разбудить нашу, пассивного народа, гражданскую активность, так недавно спасшую страну в страшнейшей войне… – Почему б Чоччасову не разъяриться на весь Этот мир, так плохо показывающий себя и в последнее время, и всегда? А мы, большинство, живём себе и не замечаем – годами и столетиями, – что именно хотели... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов 02.12.2024 Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо! Тима Ковальских 02.12.2024 Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь. Alex-Yves Mannanov
|
|||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Металлические вешалки: купить вешалки. . Масло gazpromneft hydraulic hlp 32 205л газпромнефть hydraulic hlp 32 205л. . Накрутка живых подписчиков накрутка подписчиков в инсте hyperlike.ru. |