HTM
Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Художественный смысл

Нерастраченная сила, неразгаданная грусть

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за сентябрь 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 года

 

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 29.09.2018
Плакат к фильму «Старшая сестра» (1966 г., режиссёр Георгий Натансон). Источник изображения: https://www.kinopoisk.ru/picture/2922558/or/1/#2379290

 

 

 

Какой-то юбилей (или не знаю, что) Татьяны Дорониной. Смотрю какую-то о ней передачу по ТВ. И поражаюсь. Насколько никто не может высветить, чем её игра отличалась от игры других артисток… Все ахают. Междометиями или более развёрнуто. А за что именно, не говорят.

Ситуация точно такая, как с живописью и её освещением искусствоведами тогда, лет 65 назад, когда я возмутился и поклялся в душе: кончу учиться и займусь самообразованием, чтоб самому знать, за что именно Леонардо да Винчи считают гением.

Благо, репродукции картин существуют. С театром хуже. Спектакли что-то не снимают на плёнку и ещё на что там теперь снимают. Чтоб конкуренции не составляло, что ли. Да и критики театральной я мало читал. Элементов театрального представления я так почти и не знаю. Что такое игра, не представляю.

Может, среди артистов и нет творцов в том сверхценном смысле, как я это мыслю: подсознательное выражение подсознательного идеала автора (режиссёра) пьесы. Актёр – только краска в руках режиссёра, – слышал я сам от Мордюковой в каком-то интервью. – Правильно! Потому у меня ни одной статьи нет об актёре.

Вот это говорение Дорониной с придыханием. Фальшь же! Так говорят только в предельно взвинченном состоянии. А она почему-то всегда в фильмах так говорит.

Хорошо Натансон использовал по назначению эту фальшивость в своём фильме-насмешке над горе-социализмом (см. тут). – Получилось здорово. (Я хочу подозревать, что Натансон сам про себя не знал, что он предвидит трагический конец лжесоциализма – его просто несло горько смеяться над этим убогим общественным строем, что не может обеспечить счастья в любви двум любящим друг друга.) Вот знать бы, что Доронина сама отказалась там от придыханий, когда объявляла – стюардессой – о начале полёта самолёта… Что это не режиссёр ей запретил придыхать… Тогда б я признал её актёрское достижение в этой сцене (в ней не надо было смеяться над общественным строем – вот и нет фальши-придыханий). Но как об этом узнать?

Посмотреть, что ли «Старшую сестру» (1966)? Тем более что я кино абсолютно не помню.

Смотрю.

Хм. Неужели Натансон и тут о том же по большому счёту? О чём сейчас говорят как о полном банкротстве партии после смерти Сталина… Ну не знали, чем большим зарядить, равноценным тому, чем зарядили после революции, переродившимся в другое, но ещё более понимаемое: подготовиться и выстоять в неимоверной войне… Идиот Хрущёв взял и предложил догнать и перегнать США по производству мяса и молока на душу населения, и коммунизм, мол, будет в 80-м году… Над чем все (все!) смеялись.

Нет, я теперь знаю про «Великое отступление» Тимашева, про 1930-1940 годы перерождения строителей социализма в мещан. Ну да… Но при том инерция революции с жаждой построить новый мир всё-таки ещё жила в ком-то. Я её ещё застал. В себе, по крайней мере, точно (хоть и жил изрядно мещанской жизнью – эстетическое моё самообразование в те годы, впрочем, мещанским не было). И в Натансоне, вижу это, тоже, так он на 17 лет меня старше. И в его Наде, старшей сестре, тоже искра божья горит – задавленная страсть к театру. Вот сцена после её бунта против мещанского дяди, принявшегося её сватать за своего подчинённого, серого инженера:

«Надя (сестре): Почему всё стало теперь так сложно? Ты помнишь, мы жили в детском доме. Ты уже как-то ничего не помнишь… Там все жили, как при коммунизме. Один раз воспитатели хватились – в столовой нет корок от мандаринов. Оказывается, старшие мандарины не едят, оставляют младшим».

(Я понимаю: а сами едят корки.)

Это про ту самую инерцию энтузиазма по устройству нового мира. А какой это новый мир – мещанский если?!.

Таких придыханий, как в «Ещё раз про любовь», всё же пока нет… Но сверхчто-то есть… есть.

(Придыхания появились сразу за этой сценой.)

Так это ж – от масштаба роли, которая не от инициативы Дорониной зависела…

Ремарка автора (Володина) в пьесе (1961):

«(Всё с большим возбуждением, с тоской.)»

Что от Дорониной требовалось, то она и выдавала. Где тут гениальность? Я б понимал, если б она по своей инициативе возбуждение выдала…

Нет, если перечитать набор отрывков из статьи Белинского (я каждый из них ниже выделил абзацными отступами, чего ни в тексте Володина, ни в произнесении Дорониной нету)… Чтение, конечно, бледная тень сравнительно с тем, что послушать, как это произносит Доронина…

«Надя: "Театр?.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?

Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений!..

Вы здесь живёте не своею жизнию, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви...

Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?..

О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете!.." (И, выполнив то, что от неё просили, снова.) Прошу вас, послушайте мою сестру!»

Укорочение текста Белинского не принадлежит Дорониной, оно – Володина.

Пыл Белинского можно понять – он думал, что просвещением народа можно избежать сваливания России на путь капитализма (ему-то хотелось в социализм). Он зажигал собою будущих народников. Володин тоже в 1961-м думал спасти социализм от сваливания в мещанство. Так что: в 1966-м так же ещё думал и Натансон?

А Доронина?

Хоть бы полслова где прочесть о каком-то элементе игры…

Ну вот:

«Повседневность поглотила Надину жизнь. Но Доронина одним взглядом, проницательным и оценивающим, одной интонацией, сжатой и точной, напоминает, что внутри этой круглолицей простенькой девушки, как будто вполне примирённой с унылой обыденностью, происходит постоянная, интенсивная работа мысли.

Лида, хрупкая, изящная, юная, готовясь к поступлению в театральную студию, читает вслух отрывок из «Войны и мира». Перед этой домашней репетицией предстоящего экзамена Надя внезапно сбрасывает с себя передник. Одно незначительное движение, бытовой жест, а у Дорониной за ним — праздничность, святость всего, что связано с искусством.

Сидя в уголке стола, Надя следит за чтением сестры. Только следит. Но на её лице – отражённый свет той особенной поэтичной толстовской ночи, взволнованная тишина, тайна приобщения к первому чувству. В ней, а не в Лиде происходит то растворение в чужой жизни, то счастливое свойство «переселения» в другое время, обстоятельства, человека, которое составляет одну из главных пружин актёрского таланта и которым так безусловно владеет Доронина».

Я этого сбрасывания передника не заметил. А ну посмотрим ещё раз.

Посмотрел. Ни-ка-кого впечатления.

А ну «счастливое свойство «переселения» в другое время».

Вот – лицо до начала выступления Лиды.

 

 

 

А вот – во время.

 

 

 

Хм. Действительно…

Нет, оператор тоже подсуетился. Укрупнил план. Но и актриса… Да.

Почему я самостоятельно прежде не восхитился?

Наверно, потому что я низкий тип, и не могу отделаться от подавляющего все впечатления сумасшедшей красоты этого лица. Или не знаю…

У Володина ни одной ремарки нет о Наде в этом эпизоде. Но с фильмом же может быть совершенно иначе. Там актрису может натаскать режиссёр. Я знаю по одному случаю с собой. Мне надо было сменить фото на паспорте в связи с приближающимся 50-летием. Я пошёл в фотографию и заказал себе думать, что я являюсь явно единственным во всём обозримом мною искусство- и литературоведении, кто практически применяет для толкований произведений искусства теорию художественности по Выготскому. – Получилось фото, как сказал мне один, аристократа какого-то. А почти всегда я на фотографиях получаюсь плохо.

Так что… Верное выражение лица может и не быть актёрским достижением.

Не умеют выявлять элементы игры люди, взявшиеся это делать:

«Надя Дорониной так готовно надевает новую «одёжку», так вежливо беседует с гостем, так чинно танцует с ним вальс и поёт милый дядиному сердцу романс о калитке, что вполне соответствует представлениям об образцовой невесте. Но в её серьёзности, тщательности есть что-то и чрезмерное, настораживающее» (Там же).

А как могло быть иначе, если у самого Володина знакомство кончается так:

«НАДЯ. Ну и всё, идите».

Как можно иначе, чем чрезмерно, играть такой диалог уже у Володина?

«НАДЯ (холодно). Ладно. Начнём сначала.

 УХОВ. Что – сначала?

НАДЯ. Всё.

УХОВ. Надежда, не забывайся.

НАДЯ. Садитесь.

ВОЛОДЯ (сел). Что же, мне спешить некуда».

Как ей велят обстоятельства в тексте, так она и играет. А где её собственное творчество?

 

 

Мне кажется, я догадываюсь, зачем Натансон истошность Дорониной (а она появлялась и появлялась) решил применить в следующем фильме... [...]

 

 

10 сентября 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в сентябре 2018 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению сентября 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

1031 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.07 на 10.09.2024, 16:33 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

09.09.2024
На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова!
Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев

24.08.2024
Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу.
Валентин Попов

23.08.2024
Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов!
Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы».
Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО!
Кристина Денисенко



Номер журнала «Новая Литература» за июль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

политика аудиокниги
Поддержите «Новую Литературу»!