Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Лишь несказа́нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения. Вейдле
Есть шанс набрести на необычайно трудную задачу и решить её…
«Ведь сюжет из знаков не состоит, а состоит из того, к чему эти знаки за пределами языка относятся» (Вейдле. Эмбриология поэзии). «Ведь не только возможно, но и методически необходимо отличать структуру картины (painting, Gemaelde, tableau) независимо от того, изображает ли она стог сена или Мадонну, от структуры изображения (picture, Bild, image), анализируемого как изображение (т. е. в связи с изображенным)… [а зацикливание на первом] …ограничивает ссылкой на возможность превращения романа в полунемой, а то и немой фильм или замены повествования – легендарного, житийного, например – серией фресок иконных "клейм", рельефов, миниатюр; при сохранении чего? Того самого (как он [зацикленный] этого не видит?), что словесно языковому [лингвистическому] анализу одинаково недоступно в романе, как и в фильме; в тексте жития, как и в изображениях, заменяющих этот текст» (Там же). Эти цитаты я намеренно искал, посмотрев на такое изображение
![]()
и почитав такие слова: «Возникает психологически парадоксальная ситуация: чтобы лучше воспринять то, зримым представителем чего является изображение, следует отказаться от... самого зрения… И средневековый зритель, так же как средневековый художник, был настроен на этот умозрительный характер восприятия» (Даниэль. Искусство видеть). А ведь не верно! Верно: не умозрительный, а духовный характер восприятия. Расскажу о собственном опыте такого, религиозного, восприятия. Мне было лет семь. И я был подвержен влиянию религии. Дома исповедовал иудаизм дедушка, а на дворе до меня через пацанов доходило влияние на них верующих православных бабушек, потому что только что американцы взорвали атомные бомбы, и в моей дворовой компании ожидали наступления конца света, причём, начиная именно с нашего городка, и даже с нашего пригорка, что за двором. А в иудаизме Б-г (его не только по имени называть нельзя, но и писать общее понятие полным словом), – так как в иудаизме Б-г абстрактен. Чтоб крепко-накрепко отвлечь иудеев от идолопоклонства, им запрещено вообще рисовать. И даже смотреть на небо. Так, что Бог всесилен, я, наверно, почерпнул от деда, а от пацанов – изобразительность (один меня учил технике растушёвки) около религии. И вот раз во время вспыхивания зарниц (а это зрелище может быть и величественным и ассоциироваться со всесильностью и странностью – почти молния, но без грома) я увидел тот свет, с золотым Богом, по-царски, с золотой короной на голове, сидящим на золотом троне, и с поклоняющимися ему золотыми ангелами. Аж дух захватило. Я воспринял исключительное величие того, что имеет отношение к Богу. И Он мне явился. Мне до сих пор в памяти мерещится то видение. Вверху и почти до горизонта были чёрно-синие тучи. А на горизонте – как просвет в небе – золотое сияние. Так то был я, тогда ничего против религии не имевший, и умевший рисовать лучше других (меня даже в школу при Академии художеств брали). Но хорошо, что я не стал художником. Чую, что я б не ахти каким вышел. А «Деяния» (одна из священных христианских книг) писал, видно, художник с талантом намного выше. И такие выражаются в своих творениях-озарениях через наоборот, идут путём наибольшего сопротивления. Если такой обуреваем верой в Иисуса Христа… доброго в итоге итогов… А есть так называемое (Вейдлем) искусство вымысла, совсем не то, что искусство слова… И вот, что обуреваемый в своём произведении искусства вымысла, к какому персонажу прибегнет? – Если через наоборот, он прибегнет к фанатичному гонителю христианства, чтоб сделать его фанатичным же верующим в Христа. И – поначалу исповедующим иудаизм сделает. Потому что в той религии нет места Богочеловеку. Там единый, абстрактный, вездесущий, но невидимый Б-г. И чувственно понятно, насколько такому верующему противна мысль о Богочеловеке. Вот такой и должен лично пообщаться с умершим, воскресшим и вознёсшимся на небо Христом. Потому художническая душа повествователя «Деяний» от переживания парения к Богу, что невыразимо, при желании это тем не менее выразить прибегает – в искусстве вымысла – к столкновению противоречий: гонитель христиан Савл… вдруг слышит Христа. Но морализаторство в Средневековье надо всем довлело. Автор не мог на том оборвать свой вымысел. (Что теперь, через полтора тысячелетия, было б очень кстати и впечатляло б читателей – их бы охватывал катарсис от такого столкновения.) А тогда… Савл перекрестился, и стал сам проповедовать христианство. (Удовлетворяя велению времени, – технически, так сказать, – это сделано с привлечением чуда. Савл сперва слепнет от потрясения, что Иисус Христос таки Бог {люди действительно слепнут от чрезмерного волнения, я сам знаю случай резкого ухудшения зрения у девушки, брошенной своим любимым}. Когда Савл успокоился – обрёл новое мировоззрением – к нему зрение возвращается.) И вот произведение из области искусства вымысла в душе родилось (может, как симфония у Моцарта – в один миг, остаётся её только записать). И автор «Деяний» её записывает словами. 1 Савл же, ещё дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришёл к первосвященнику 2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдёт последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. 3 Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. 4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? 5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. 6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. 7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. 8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. 9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил. 10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. 11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, 12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. 13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; 14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твоё. 15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми. 16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё. 17 Анания пошёл и вошёл в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шёл, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. 18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, 19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. 20 И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. 21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришёл, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. 22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос. 23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. 24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. 25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине. 26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. 27 Варнава же, взяв его, пришёл к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса. 28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса» (Деяния святых апостолов, 9). А кто-то, через века, это повторяет рисунком в книге Индикоплова. И вот некто книгу эту читает. Он, вообще-то, слыхивал об истории, как устроитель Церкви, святой Павел, был когда-то гонителем христиан Савлом. Он становится перед книгой человеком, наподобие меня семилетнего перед зарницами. Внушаемым зрителем картинки. Надписи: «Ιερουσαλήμ», «Δαμασκό» и другие (которые я в репродукции не могу прочесть), а также четырёхкратное повторение человека с большими залысинами и нимбом – наводят его на мысль, что перед ним обращение Савла. И… Как тогда на него подействуют такие знаки, как... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалка плечики вешалки для верхней одежды. . Лукойл авангард ультра 10w 40 купить масло моторное лукои авангард ультра 10w 40. . Пневматические компрессоры Suncenter обзор и тестирование всеи линеи компрессоров. |