HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Художественный смысл

Пощёчина? – Или я отвечу?

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за декабрь 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

На днях я впервые столкнулся с Веронезе (см. тут) и истолковал его как представителя Позднего Возрождения, трагического героизма,  надеющегося на скорейшую победу над клириками и на торжество идеи тела, скажем так (как тогда же – поздний Тициан, а в недавнее время было с Галичем, мечтавшем о скором возвращении капитализма в СССР, да простится мне такое огрубление). Как вдруг я читаю, что он – прямая противоположность этому, будучи по-прежнему представителем Позднего Возрождения. Но – за скорейшую победу духа (как тогда Микеланджело, а в недавнее же время был Высоцкий, хотевший спасти социализм от вещизма, да простится мне и это).

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.12.2018
Веронезе. Обращение Савла. 1570.
Веронезе. Обращение Савла. 1570.

 

«Центром композиции является упавшая на землю лошадь Савла. Кажется, будто луч с небес обладает мощной силой, разбросавшей все вокруг – деревья отклоняются в сторону, как от взрыва, лошади вырываются из рук всадников и стремятся прочь, люди бегут и падают. Сам же Савл распростёрт на земле, поражённый обращением Бога. Его тело выписано в таком же ракурсе, который любил применять в своих полотнах Микеланджело.

В картине нет присущей Ренессансу чёткости, выверенности и нарочитой театральности сюжета – персонажи перекрывают друг друга, сталкиваются между собой, а некоторые из них выписаны лишь частично, как будто выходя за рамки полотна. При этом зрителю как бы предлагается самим домыслить всю полноту изображения картины.

Все эти приёмы были в то время новым словом в живописи и являли собой разительный контраст с полотнами эпохи Возрождения, где все персонажи имели свои места, а место действия четко ограничивалось рамками картины».

В «реальности» 1-го века новой эры Савл был против чувственности христиан, человека сделавших Богом,  и был за духовность иудаизма, не признававшего за человеком, пусть и мессией, божественного ранга.

Но за полтора тысячелетия после превращения гонителя христиан Савла в Павла и устроителя Церкви чувственность самого первого христианства позабылась. Христианство с его на небо улетевшим Иисусом стало воплощением духа (и умерщвления плоти). И по ассоциации получалось, что Савл – раз он враг этого – враг духа и друг плоти.

Поэтому слова «упавшая на землю лошадь Савла», «деревья отклоняются в сторону, как от взрыва, лошади вырываются из рук всадников», «люди бегут и падают», «Савл распростёрт на земле, поражённый», «персонажи перекрывают друг друга, сталкиваются между собой, а некоторые из них выписаны лишь частично» кажутся образами поражения плоти, а слова «луч с небес обладает мощной силой», «Микеланджело» – образами победы духа. И, мол, перед нами картина победы духа над плотью.

И я получил пощёчину.

Потому что не может большой художник писать то в одном, то в противоположном духе. И, если прав только что процитированный искусствовед, то не прав был я, и я должен признать это.

А я не хочу признавать. И вёрткий ум мне шепчет…

Что Микеланджело привлечён для толкования зря.

 

 Микеланджело. Обращение Савла. 1542-1545.
Микеланджело. Обращение Савла. 1542-1545.

 

Ибо тот мышечной утрированностью тел (для того он их раздевал), где б они ни были, на земле или на небе, издевался над чувственностью католической церкви.

А Веронезе своё отношение к жизни выражал цветом. Он – за чувственность Савла. – Вот потому и сияет его голубая одежда. Он против духовных перегибов клерикалов. – Вот и бледен аж сам луч с неба.

А надругательства над телами в виде «выписаны лишь частично, как будто выходя за рамки полотна»… Так «По сохранившемуся на изнанке холста оттиску старого подрамника выяснилось, что картина была обрезана с левого края примерно на 40 см». Если эту величину к длине холста (329 см) прирастить,

 

 Веронезе. Обращение Савла. 1570.

 

получится, что описанного издевательства (в понятиях XVI века) над телом Веронезе не делал. Он был ЗА чувственность.

Микеланджело во имя всё-таки духовного преображения, уважаемого Микеланджело, с Савлом кое-что сделал: его лицо сделал уже начавшим изменяться в сторону духовности.

 

 Микеланджело. Обращение Савла. 1542-1545. (фрагмент)

 

Тогда как у Веронезе этого заметить нельзя. И не только потому, что ничего о лице нельзя судить из-за его перевёрнутости для зрителя. Мы теперь имеем возможность перевернуть на 180º.

 

 Веронезе. Обращение Савла. 1570. (фрагмент)

 

Видим лицо пострадавшего от Бога.

Такой момент, да, есть в самой Библии:

« 4 Он упал на землю…» (Деян. 9).

Но там есть много больше этого. А Веронезе именно этим негативом и ограничился. Что тоже за себя говорит.

Думаю, я хорошо постоял за честь Веронезе. А заодно и за верность мысли, что идеал художника – инерционен. Если художник не конъюнктурщик, он не станет рисовать то, что ему душепротивно.

Громкость имени Веронезе говорит, что он – не конъюнктурщик. Что и подтвердилось вот.

Но дадим голос адвокату и дьявола, как говорится.

Есть текст, пытающийся доказать, что тут не обрубленное действие в духе трагического героизма борьбы сторонников чувственности с превосходящими силами клерикалов и с безумной надеждой тем не менее вот-вот победить духовное, а попытка действие длить, наоборот, в сверхбиблейском и клерикальном духе: как обращение всех присутствующих в христианство.

«Прежде всего бросается в глаза динамическое разнообразие пространственных положений действующих лиц. Это разнообразие подчинено, однако, достаточно строгому порядку: если фигуры в центре картины ориентированы головой к небу и ногами к земле (за исключением главного героя), то по мере приближения к периферии изображения оси фигур становятся все более наклонными, тяготеют к горизонтали,

 

Веронезе. Обращение Савла. 1570.

 

[Почти можно согласиться]

и как бы итогом последовательного их преобразования воспринимается «обратная» пространственная ориентация Савла – головой к земле и ногами к небу. В этом смысле всех героев картины Веронезе можно рассматривать как «обращающихся», как участников одной метаморфозы – её завершает буквально перевёрнутый Савл.

Слово, воплощённое в луче света, и здесь производит «величайшее движение». Стремясь максимально выявить динамику, Веронезе прибегает к резко асимметричному перспективному построению, так что правая часть композиции оказывается сильно «перегруженной» относительно левой, а вся группа воинов представляет собой стремительно уносящийся от зрителя поток тел.

 

 Художественный смысл. Пощёчина? – Или я отвечу? (критическая статья)

 

Однако пристальный взгляд без особого труда найдёт в композиции две точки, через которые проходят линии зеркально-симметричного членения плоскости. Композиция обнаруживает «веерообразный» характер.

 

 Художественный смысл. Пощёчина? – Или я отвечу? (критическая статья)

 

В центральной части формы образуют «водоворот», служащий признаком поворотной симметрии.

 

 Художественный смысл. Пощёчина? – Или я отвечу? (критическая статья)

 

Совмещение симметричного членения плоскости с асимметричным перспективным построением создаёт эффект драматического напряжения атмосферы, в которой совершается «обращение»… Духовный переворот, испытываемый Савлом, выражен здесь переворотом пространственным, динамика которого охватывает изображение в целом и отзывается в самых малых его частях» (Даниэль. Язык живописи).

Теперь вернитесь к цитате, чтоб посмотреть, какие слова я подчеркнул. – Даниэль давит на подсознание читателя, внушая ему идею обращения, которой у Веронезе нету. Драматизм, да, есть. Но его вполне можно понимать как... [...]

 

 

13 октября 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в декабре 2018 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению декабря 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

474 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 25.04.2024, 14:52 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Вешалки для одежды напольные. Купить напольную вешалку для верхней одежды. . Автоклипсы оптом купить автокрепеж оптом. . Лазерное Лечение варикоза цена kst27.ru. . Актуальные новые букмекерские конторы в России
Поддержите «Новую Литературу»!