Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
На днях я впервые столкнулся с Веронезе (см. тут) и истолковал его как представителя Позднего Возрождения, трагического героизма, надеющегося на скорейшую победу над клириками и на торжество идеи тела, скажем так (как тогда же – поздний Тициан, а в недавнее время было с Галичем, мечтавшем о скором возвращении капитализма в СССР, да простится мне такое огрубление). Как вдруг я читаю, что он – прямая противоположность этому, будучи по-прежнему представителем Позднего Возрождения. Но – за скорейшую победу духа (как тогда Микеланджело, а в недавнее же время был Высоцкий, хотевший спасти социализм от вещизма, да простится мне и это).
«Центром композиции является упавшая на землю лошадь Савла. Кажется, будто луч с небес обладает мощной силой, разбросавшей все вокруг – деревья отклоняются в сторону, как от взрыва, лошади вырываются из рук всадников и стремятся прочь, люди бегут и падают. Сам же Савл распростёрт на земле, поражённый обращением Бога. Его тело выписано в таком же ракурсе, который любил применять в своих полотнах Микеланджело. В картине нет присущей Ренессансу чёткости, выверенности и нарочитой театральности сюжета – персонажи перекрывают друг друга, сталкиваются между собой, а некоторые из них выписаны лишь частично, как будто выходя за рамки полотна. При этом зрителю как бы предлагается самим домыслить всю полноту изображения картины. Все эти приёмы были в то время новым словом в живописи и являли собой разительный контраст с полотнами эпохи Возрождения, где все персонажи имели свои места, а место действия четко ограничивалось рамками картины». В «реальности» 1-го века новой эры Савл был против чувственности христиан, человека сделавших Богом, и был за духовность иудаизма, не признававшего за человеком, пусть и мессией, божественного ранга. Но за полтора тысячелетия после превращения гонителя христиан Савла в Павла и устроителя Церкви чувственность самого первого христианства позабылась. Христианство с его на небо улетевшим Иисусом стало воплощением духа (и умерщвления плоти). И по ассоциации получалось, что Савл – раз он враг этого – враг духа и друг плоти. Поэтому слова «упавшая на землю лошадь Савла», «деревья отклоняются в сторону, как от взрыва, лошади вырываются из рук всадников», «люди бегут и падают», «Савл распростёрт на земле, поражённый», «персонажи перекрывают друг друга, сталкиваются между собой, а некоторые из них выписаны лишь частично» кажутся образами поражения плоти, а слова «луч с небес обладает мощной силой», «Микеланджело» – образами победы духа. И, мол, перед нами картина победы духа над плотью. И я получил пощёчину. Потому что не может большой художник писать то в одном, то в противоположном духе. И, если прав только что процитированный искусствовед, то не прав был я, и я должен признать это. А я не хочу признавать. И вёрткий ум мне шепчет… Что Микеланджело привлечён для толкования зря.
Ибо тот мышечной утрированностью тел (для того он их раздевал), где б они ни были, на земле или на небе, издевался над чувственностью католической церкви. А Веронезе своё отношение к жизни выражал цветом. Он – за чувственность Савла. – Вот потому и сияет его голубая одежда. Он против духовных перегибов клерикалов. – Вот и бледен аж сам луч с неба. А надругательства над телами в виде «выписаны лишь частично, как будто выходя за рамки полотна»… Так «По сохранившемуся на изнанке холста оттиску старого подрамника выяснилось, что картина была обрезана с левого края примерно на 40 см». Если эту величину к длине холста (329 см) прирастить,
получится, что описанного издевательства (в понятиях XVI века) над телом Веронезе не делал. Он был ЗА чувственность. Микеланджело во имя всё-таки духовного преображения, уважаемого Микеланджело, с Савлом кое-что сделал: его лицо сделал уже начавшим изменяться в сторону духовности.
Тогда как у Веронезе этого заметить нельзя. И не только потому, что ничего о лице нельзя судить из-за его перевёрнутости для зрителя. Мы теперь имеем возможность перевернуть на 180º.
Видим лицо пострадавшего от Бога. Такой момент, да, есть в самой Библии: « 4 Он упал на землю…» (Деян. 9). Но там есть много больше этого. А Веронезе именно этим негативом и ограничился. Что тоже за себя говорит. Думаю, я хорошо постоял за честь Веронезе. А заодно и за верность мысли, что идеал художника – инерционен. Если художник не конъюнктурщик, он не станет рисовать то, что ему душепротивно. Громкость имени Веронезе говорит, что он – не конъюнктурщик. Что и подтвердилось вот. Но дадим голос адвокату и дьявола, как говорится. Есть текст, пытающийся доказать, что тут не обрубленное действие в духе трагического героизма борьбы сторонников чувственности с превосходящими силами клерикалов и с безумной надеждой тем не менее вот-вот победить духовное, а попытка действие длить, наоборот, в сверхбиблейском и клерикальном духе: как обращение всех присутствующих в христианство. «Прежде всего бросается в глаза динамическое разнообразие пространственных положений действующих лиц. Это разнообразие подчинено, однако, достаточно строгому порядку: если фигуры в центре картины ориентированы головой к небу и ногами к земле (за исключением главного героя), то по мере приближения к периферии изображения оси фигур становятся все более наклонными, тяготеют к горизонтали,
[Почти можно согласиться] и как бы итогом последовательного их преобразования воспринимается «обратная» пространственная ориентация Савла – головой к земле и ногами к небу. В этом смысле всех героев картины Веронезе можно рассматривать как «обращающихся», как участников одной метаморфозы – её завершает буквально перевёрнутый Савл. Слово, воплощённое в луче света, и здесь производит «величайшее движение». Стремясь максимально выявить динамику, Веронезе прибегает к резко асимметричному перспективному построению, так что правая часть композиции оказывается сильно «перегруженной» относительно левой, а вся группа воинов представляет собой стремительно уносящийся от зрителя поток тел.
Однако пристальный взгляд без особого труда найдёт в композиции две точки, через которые проходят линии зеркально-симметричного членения плоскости. Композиция обнаруживает «веерообразный» характер.
В центральной части формы образуют «водоворот», служащий признаком поворотной симметрии.
Совмещение симметричного членения плоскости с асимметричным перспективным построением создаёт эффект драматического напряжения атмосферы, в которой совершается «обращение»… Духовный переворот, испытываемый Савлом, выражен здесь переворотом пространственным, динамика которого охватывает изображение в целом и отзывается в самых малых его частях» (Даниэль. Язык живописи). Теперь вернитесь к цитате, чтоб посмотреть, какие слова я подчеркнул. – Даниэль давит на подсознание читателя, внушая ему идею обращения, которой у Веронезе нету. Драматизм, да, есть. Но его вполне можно понимать как... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки для одежды напольные. Купить напольную вешалку для верхней одежды. . Автоклипсы оптом купить автокрепеж оптом. |