Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 4 минуты | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Вы будете смеяться, но я наконец нашёл удовлетворяющее меня описание «прибрежных» картин Клода Лоррена. У Сапронова. Меня не устраивало всеми принятое для них слово «идиллия». Идиллия никуда не влечёт. А Лоррен считается представителем классицизма. Классицизм же в моей, для себя придуманной упорядоченной систематике, является неким повторением идеала Гармонии. Идеала типа Высокого Возрождения. А такой идеал – для меня – подразумевает ожидание свершения идеала в историческом будущем. И идиллия тут не к месту.
А Сапронов мне открыл, в чём изюминка созданий Лоррена. В чрезвычайной постепенности изображения воздушной перспективы. Хоть он так и не написал. Гляньте на розовое двухбашенное здание. Дальняя башня бледнее ближней. Уж, казалось бы, как они недалеко друг от друга, и могли б быть одного цвета. – Нет! И тут – тончайшая градация. Мало того. Градация есть даже в цвете листьев дерева, что справа. Которые больше просвечиваются солнцем (где уже не густо), они бледно-зеленовато-розовые. Где чуть гуще – зелени побольше. Где ещё больше густоты – одна зелень. Где уже глубокая тень – коричневое появляется. – А гляньте на красные флаги на кораблях. Как дальний чуть-чуть бледнее ближнего! – То же с мачтами. Казалось бы, совсем не намного дальше отстоит от левого по центру корабля правый по центру. А уже мачты правого бледнее. – Или тень от них и от лодки, что между ними, на воде. Насколько тень от левого (поскольку она ближе к нам подходит) гуще, чем тень от лодки и от правого по центру корабля. Причём от лодки гуще, чем от того корабля. – То же с тенями от ступеней под двумя правыми колоннами! Кругом, кругом тончайше проработана воздушная перспектива. Это как бы приглашение, что историческое ослепительное будущее – пошагово достижимо! А так и тянет продолжать рассматривать градации… Насколько светлее левое дерево по сравнению с более близким правым. В левом по центру корабле корма бледнее носа. А как понемногу от приближения к нам темнеют уступы набережной, что в тенях. А то же с волнами. Я уж не говорю о небе. Целая бесконечность, в которой хочется не переставая купаться. И можно понять, что таких картин можно написать множество, и смотреть на них никогда не надоест. Причём, это не туман. Это воздух какой-то влажности. Я не исключаю, что такая влажность только около Рима и бывает. И это может объяснить, почему Лоррен не смог из Рима уехать на родину. Интересно, что по преданию путешествие Урсулы кончается трагически. Но Лоррен, как настоящий художник, в том числе не без того, чтоб через наоборот выразить свой оптимистический идеал. (Мог бы и иначе назвать свою картину.) Впрочем, тут работает классицистский канон. (И Лоррен ему подчинился, может, с ехидством – в одном названии, способном навести тень на этот ослепительно начинающийся день в картине.) Пейзаж тогда считался низким жанром. Высоким был исторический. Героев надо было изображать. «Ну так нате вам», – как бы сказал Лоррен названием. А изображением дал образ исторического оптимизма. Судьба абсолютизма в его родной Франции представлялась уже безоблачной. «Как ни парадоксально, но по окончании Религиозных войн Франция стала сильнее. Высшие феодалы перестали бунтовать против королевской власти. Франция превратилась в сильнейшее европейское централизованное государство и оставалось таким более двухсот лет». Достоевский не зря дал Версилову из «Подростка» плениться одной из картин Клода Лоррена, сделав своего героя бесплодным дворянским идеалистом. Сам-то Достоевский свершение своего идеала – религиозного социализма – отнёс в... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалка для вешалок купить дизайнерские напольные вешалки. . Список лучших букмекерских контор в России . Скачать с youtube видео как скачивать видео с youtube. |