Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Я нашёл много ответов на вопрос «почему» об элементах в новгородской иконе «Чудо Георгия о змие» (конец XIV в.).
![]() Почему в пасть змея колет Георгий. – «Поскольку бесы узнавали и, признавая за Судию, боялись Сына Божия, то рискнем вымолвить, что и они хранят богозрительные уразумения, которые им были ведомы до низвержения с неба. Потому копьё и попадает не в глаз, а в пасть. Главное духовное предназначение рта у человека – возвещать Слово Господне, быть орудием Логоса, но пасть змея – «транслятор» богохулений и лжи. Георгий бьёт в самую сердцевину зла…». Почему змей с… крыльями. – «Согласно учению Отцов, и у бесов остаётся свобода воли, дарованная Творцом людям и ангелам. У змея мы видим и крылья, и голову, и ноги, но всё в нём искажено до уродства: крылья стали не ангельские, а как у летучих мышей». Почему у змея ноги соединены с крыльями. – «Многократно высказанная святыми Отцами мысль в устах аввы Дорофея прозвучала так: «зло само по себе есть ничто, ибо оно не есть какое-либо существо и не имеет никакого естества». Поэтому и змей – не реальное биологическое пресмыкающееся, а именно лжесущество. Свобода воли, повторяем, сохраняется и у бесов, но она обращена на движение к небытию. Соединение воедино крыльев и лап основывается на потенциальной возможности: «Куда хочу, туда ползу и лечу». Почему змей бесхребетный. – «Символика хребта, по Дионисию Ареопагиту, указывает «на совокупность всех живительных сил». Какая может быть живительная сила у лжесущества, лишённого Божественной благодати? Разумеется, никакой. Отсюда у него нет ни «совокупности живительных сил», ни самого хребта за ненадобностью. Осознание представителя ада не имеющим спинного хребта и диктовало иконникам писать не а-ля диснеевского динозавра с крыльями, а крылатого змея без позвоночника, трактовать его как лжетело». Почему инакопь
![]()
(графическое выражение световых бликов (пробелов) тонкими линиями, листиками сусального золота, положенными на асист {клеящий состав для наклейки листового золота и серебра на поверхность живописи тонкими линиями}) на крыльях змея. – «К дару свободы следует прибавить, по крайней мере, ещё один: способность мыслить. Вот дары Бога, оставленные падшим ангелам, и отображены живописными средствами: обычно цветом, имитирующем золото, реже – белым, красным или каким-нибудь другим, но обязательно световидным, иногда даже и упомянутой инакопью, горящей на окрылённых ногах-лапах». Почему змей создаёт впечатление пустого тела. – «В Чине погребения литургическое богословие свидетельствует: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений». Змей же – самое большее – личина». Почему у змея красный язык. – «Георгий бьёт в самую сердцевину зла – в жало смерти, которое почти всегда прокомментировано по-адски огненно-кровавым языком, торчащим из оскаленной пасти. То же самое мы видим и на древней керамической иконе из Македонии». Почему Георгий кудрявый. – Потому что Георгий при жизни был мученик.
![]()
«Характерная округлость прядей невольно вызывает в памяти старинное славянское слово вълна – «волна» (овечья шерсть). В ветхозаветной Церкви человек, приходя к Богу, наряду с другими жертвами, приносил Ему и шерсть закланного животного, которая возлагалась непосредственно на жертвенник и сжигалась. В мученическом подвиге св. Георгия изографы видели, безусловно, самопожертвование во имя Божие; и курчавостью волос заостряли на этом внимание. Что, впрочем, не следует воспринимать как норму, требующую от изографов всех мучеников писать курчавыми. Речь идёт об одном из многочисленных концептуальных приёмов». Почему у Георгия намёк на красоту лица. – «…святость великомученика просвечивает сквозь лик, чем и открывается в человеке образ Божий». Почему у Георгия не меч, а копьё. И почему оно такое тонкое. А также, почему держит его без усилия. – «Надо знать порядок применения оружия в средневековом сражении. Пояснение к такому порядку даёт академик Д. С. Лихачёв: «копьё было оружием первой стычки и почти всегда ломалось в ней». Георгий побеждает молниеносно, причём, не ломая копья, ибо побеждает не столько своей силой, сколько Божией». – Это вполне соответствует русской редакции конца XII или начала XIII в. легенды: «…и с рёвом пошёл на святого и на девицу. Но тотчас, знамение Христово начертав на земле, святой Георгий сказал: «Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною». И сразу же силою Божьей и великого мученика и страдальца за веру Христову Георгия рухнул к ногам его страшный змей». Почему Георгий на белом коне и скачет вправо. – «…показывает нам, Чья сила движет змееборцем. По Дионисию Ареопагиту, образ коней означает «покорность и послушность, причём белые указывают на светлость и как бы особую родственность божественному свету…». Почему в правом верхнем углу мандорла (нимб с изображением). – «…змей здесь выползает не из воды [как по легенде], а из пещеры; по диагонали от пещеры к мандорле выстраивается хорошо прочитываемая антиномия: «небытие (тьма пещеры) – бытие (битва Георгия со змием) – сверхбытие (мандорла с Руцей Божией)». Композиция оказывается от угла до угла под сенью креста, типа «Андреевского», образованного пересечением мысленной диагонали от пещеры к мандорле с диагональю копья. В центре иконы сокрыта монограмма «X», означающая имя Того, Чьей силой побеждается зло». На этой ноте духовности Виктор Кутковой заканчивает анализ и переходит к критике тех, по сути неверующих, кто превращает Георгия в преимущественно змееборца. А я, неверующий, ополчусь на Куткового, как на представившего автора иконы иллюстратором. Смотрите выше, на кого он только не сослался: на Дионисия Ареопагита, на учения Отцов, на авву Дорофея, на Чин погребения, на икону из Македонии, на знание о копьях, ломающихся первыми. А в тексте статьи – ещё на русские сказки, поговорки, иконы. – Ну ничего самостоятельного. Полностью лишил его свободы воли. А я смотрю на репродукцию иконы издали и меня восхищает контраст белого с пурпурным. Именно с пурпурным. Очень тёмным цветом. Очень выгодным для контраста с белым. Меня восхищает сама красота этого пурпурного. И из-за того, что сюжет с человеческими жертвами змею доказывает теорию Поршнева о происхождении человека, я вообще прихожу в восторг. Это ж как бы генетическая память торжествует в лице творца этой иконы! Ведь те трупоеды, из которых произошло человечество, были, казалось бы, обречены на вымирание. А – как чудо – выжили в виде уже людей! Ведь тупоеды дошли до того, что в связи с изменением климата стали поедать членов своего же стада. Там были – упрощённо – шерстистые внушатели и мутанты, бесшёрстные внушаемые. Внушаемым внушатели внушали отдавать ребёнка на съедение стаду. А МЫ (стадо) было настолько авторитетным, что выступавшему от его имени было невозможно противиться. С другой стороны, невозможно ж отдавать на съедение ребёнка. – Стресс. Невроз. От этого все животные не выживают. А эти внушаемые стали выживать благодаря ультрапарадоксальным реакциям. Те были способны ввести в ступор самого внушателя. И дитё оказывалось возможным сохранить. Появилось у внушаемых контрвнушение. Плюс они удрали от шерстистых внушателей. И это уже были люди. А оставленные – вымерли. Так как-то устроено в природе, что трупоедам было как бы суждено выжить – людьми. Образно я это воспринимаю как торжество пурпурного цвета. Он тёмный, но очень красивый. Очень, может, потому, что редкий. И я с удовольствием читаю такие откровения святых отцов: «Из «Бесед на Шестоднев»: «Мир есть художественное произведение, подлежащее созерцанию всякого, т. к. через него познается премудрость Творца»… «Сотворил, – говорил Вас. Великий, – как Благий, полезное, как Премудрый – прекраснейшее, как Могущественнейший – величайшее. Пророк показал тебе в Боге едва ли не художника, К-рый, приступив к сущности вселенной, приноровляет её части одну к другой, производит само себе соответственной, согласное и гармоническое целое», и далее «Восславим наилучшего Художника, премудрого и искусно сотворившего мир и из красоты видимого, мы разумеем превосходящего всех красотою и из величия сих сделаем наведение о бесконечном». Т. о., Вас. Великий как бы возводит на богослов. уровень в док. бытия Божия аргумент «от красоты»: поскольку мир прекрасен, то есть и художник этого мира, есть Бог – Творец». Впечатление моё, атеиста, от иконы оказывается созвучным словам Василия Великого. И когда я читаю, что пурпурный цвет в христианском искусстве символизирует царственность, то, видя образ мироустройства в иконе «Чудо Георгия о змие», видя преобладание там пурпурного цвета, я переживаю что-то вроде восторга от антропного принципа. (При рождении нашей Вселенной 13 млрд лет назад физические параметры её, – например, трёхмерность пространства и др., – оказались такими, что они дали возможность потом образоваться атомам, молекулам, звёздам, планетам, жизни и сознанию. Вот что значит антропный принцип.) – Вот так устроено, что всё в итоге хорошо. А по православному это – Христос Всеблагий. Потому что если: «По вере и по делам их [в городе Гевале «все поклонялись идолам, почитая их согласно преданиям и по царскому повелению, отвернулись они от Бога»] воздал им Бог: появился огромный змей в этом озере и, выходя из озера, жителей города этого поедал»… То в итоге-то всё кончилось хорошо. И вспомнив, что белый цвет – символ чистоты и невинности, я бдительно замечаю, что в русской редакции легенды отданная на съедение царская дочь не связана и 5 раз просит Георгия уйти от озера, чтоб не быть съеденным. 5 раз! И эта покорность судьбе… Совсем по тексту не известно, как поступали с предыдущими жертвами. Но раз написано так, как написано, то надо из этого и исходить. Девица оказалась не только царской дочерью, но и исключительных нравственных качеств. Что Всеведущий Бог заметил. Всё. После этого всё стало наперёд решённым. – Спасение пришло из-за нравственной чистоты девушки. И потому тут доминируют два цвета: пурпурный и белый – отношения Иисуса и девушки. А цвета Георгия и змия… какие-то землистые… не бросаются в глаза. Они ничего тут не определяют. Змий – вечно побеждаемые в итоге Добром силы Зла. А Георгий, «который жил и по смерти», уже не имеет свободы воли. Он не живой человек, а простое орудие Предопределения, как и змий. Автомат. И тогда не надо накручивать себя, что у него «святость великомученика просвечивает сквозь лик». Иконописец проявил творческий подход. Иконописный канон, написанный через несколько сот лет, как регламентирует святого Георгия? – Всего лишь: «Святой Георгий, молод, без бороды» в главе X. Святые мученики и внешний вид их. Вряд ли урезали что за сотни лет. – Ну так этот наш художник тоже Георгия написал без бороды и молодым. Но сделать его таким же землистым, как змия!.. Я смею думать, что он увидел видение о Георгии, обуреваемый христианским восторгом перед красотой мира при всём наличии Зла в нём, и видение это он просто запомнил и зарисовал. А видение у него случилось – парадоксально принижающим Георгия, чтоб не ослабить контраст пурпурного и белого – красоту сотворённого противоречивого мира. А уж дальше, чтоб не портить эту поразившую его лаконичную красоту-контраст, он принуждён был и мандорлу сделать такой же землистой. А для симметрии – чёрное подземелье вместо озера. Он, конечно, был высокообразованным в богословии человеком. Потому все отсылки Куткового к авторитетам верны. Только слова: «занятно читать, что «белый конь выглядит как символ душевной чистоты» (кого? Лошади?!)» я, вы видели, оспорил. Но, надеюсь, верно. Тем более что царской дочери-то на изображении нету.
Моя обожаемая идея-фикс, что художественно только то, что имеет следы подсознательного идеала, по-моему, в этой иконе находит своё подтверждение. Очень уж самобытна эта икона по сравнению с другими, по соседству и до этого иконописца сделанными.
![]() ![]() Фреска церкви Георгия в Старой Ладоге. XII в. Фрагмент Людгощинского креста. 1356. Новгород.
Где контраст в одном случае? Где отсутствие усилия в другом? А неожиданность – признак рождения подсознанием. Просто рождённое так беззаконно как красота, оказалось вполне уместным в... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки комбинированные от производителя купить вешалки magazin-veshalok.ru. |