Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]()
– А почему «Петербург Достоевского»? – спросил Т. – Что это у вас, то Толстой, то Достоевский? – Ревнуете? – усмехнулся Ариэль. – Напрасно. Главная культурная технология двадцать первого века, чтобы вы знали, это коммерческое освоение чужой могилы. Трупоотсос у нас самый уважаемый жанр, потому что прямой аналог нефтедобычи. Раньше думали, одни чекисты от динозавров наследство получили. А потом культурная общественность тоже нашла, куда трубу впендюрить. Так что сейчас всех покойничков впрягли. Даже убиенный император пашет, как ваша белая лошадь на холме. И лучше не думать, на кого. Чем Достоевский-то лучше? Тем более что это такой же Достоевский, как вы Толстой. Пелевин. «Т».
Нечего читать, хоть застрелись. Что я последнее читал? Пелевина «Т». До половины дотянул. Поскольку сразу помногу нет сил читать, прерывался. И – стало невозможно продолжать после перерывов: не запоминалась предыдущая галиматья. Впечатление, что Пелевин так ненавидит бумагомарателей, что решил их продёрнуть… притворившись одним из них и даже пуще их галиматнийским. Надо отдохнуть на классике. Возьму Гоголя. Правда, в «Сорочинскую ярмарку» и «Вечер накануне Ивана Купала» я недавно вник. Не получилось бы самоповторения. Но деваться-то некуда. Да и злободневность даже выискалась в связи с нынешней антироссийскостью Украины. Итак, следующая повесть «Вечеров на хуторе близ Диканьки» – «Майская ночь, или Утопленница». Какая сласть с самого начала – моя любимая неопределённость, недопонятность: «Звонкая песня лилась рекою по улицам села***. Было то время, когда утомлённые дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая всё в неопределённость и даль». А я, признаюсь, падок на ницшеанство. Оно настолько необычно, что сразу думается, что его и в сознании-то автора нету, а – только в подсознании. Ницшеанец ценит преходящесть мгновния, потому что есть на свете Зло – смерть и другое всякое, оттого из Этого мира бежать хочется, а куда? – не в религию ж, вот уж две тысячи лет обманывающую. Значит – в иную Вечность, принципиально (в отличие от христианства) недостижимую, но как-то сладко похожую на краткий Миг беспричинного счастья, а тут: «неопределённость и даль». Но это, наверно, ложный ход. (Не может быть, чтоб я как-то не знал, что там дальше произошло, но я не помню. А читаю, не исключено, вообще в первый раз.) И – я совершенно огорошен. Вот уж второй раз является какое-то наваждение в повествование: каким-то волшебством обнаруживаются много парубков и кричат. Какие-то противоестественные это парубки. Первый раз они появляются после прощания Левка со своею Галею (Ганной), второй раз – после ухода от Гали отца Левка (головы этого села, что ли, но до того рассказано, что у головы никого не было, кроме свояченицы). Полная каша. Тем более что голова, вот, сидит себе дома и разговаривает с гостем, винокуром. Далее галиматья простая. Ругавший голову пьяный, Каленик, пришёл к голове в хату, думая, что это – его. И продолжает голову ругать. Уже в того присутствии. Потом влетает в окно камень, разбивши стекло. Это материализовавшиеся парубки пришли по наущению Левка голову наказывать за то, что лез к Ганне. Голова одного поймал и посадил в тёмную камору, но… тот оказался свояченицей. А раньше, чтоб осудить пойманного, голова пошёл к писарю, но встретил его на полдороге. Тот рассказал, что тоже поймал хулигана и запер в хате для колодников. И вот, обнаружив у головы запертой свояченицу, а не хулигана, они пошли к писарю, и там – то же: свояченица оказалась вместо хулигана… (А я ещё жаловался на Пелевина.) Так. Её чуть не сожгли как ведьму, да она перекрестилась. Следующий выбрык – поймали десятские одного хулигана. Но на них налетели другие и подменили пойманного на пьяного Каленика. Ладно. Загадочным всё выглядело с точки зрения головы и его окружения, и так и было подано в текст. А зачинщик всего реального, Левко, пошёл отдохнуть около того старого господского дома, про который, как про легендарный, он рассказывал Ганне. И сказка та была, что от преследований мачехи утопилась девушка и мачеху утопила и не может теперь среди подруг-русалок найти мачеху, чтоб наказать. Левко у дома, видно, заснул. И снится ему про ту русалку. И во сне он получил записку от русалки своему отцу, чтоб разрешил жениться на Ганне. Но, проснувшись, он видит в руке своей… записку. И тут парня поймали десятские. Но он предъявил отцу записку. А та оказалась от комиссара. И писарь почерк этого комиссара признал. И как теперь быть мне, читателю? – Левко всю ночь бедокурил и грамоты не знает. Сам написать записку не мог… А отцу сын сказал, что был вечером (отца у Ганы он увидел позже) в городе и там комиссар ему записку дал. И, мол, устно сказал, что обедать приедет. Или вообще всё этому Левко, может, снилось, начиная с разговора отца с Ганной? И не было никакого приставания отца к Гане и мести ему хулиганством, и сна во сне про русалку… «И чрез несколько минут все уже уснуло на селе; один только месяц так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так же торжественно дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно догорала. Так же прекрасна была земля в дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: всё погрузилось в сон. Изредка только перерывалось молчание лаем собак, и долго ещё пьяный Каленик шатался по уснувшим улицам, отыскивая свою хату». То есть что-то вроде сна наяву с Левко случилось. Но. В том сне или где, заглянув в окно избы Ганы, произнёс пришедший к ней и увидевший её спящею Левко, – во сне ли он произнёс то, что написано перед процитированными авторскими словами финала? «Спи, моя красавица! Приснись тебе всё, что есть лучшего на свете; но и то не будет лучше нашего пробуждения!». Да и Левка ли эти мудрые слова? А они – о том, что реализм лучше романтизма. Какой бы сомнительной реальность ни была. Скажете: чудные картины украинской ночи, чем не реальность? Нет. Они – пейзажи души, а не реальные пейзажи. Пейзажи прекрасной души романтика, гонимого в реальности. Гонимого той же глухотой отца Левка, когда Левко заговаривает с ним о Ганне. Но как ни горька гонимость, лучше от неё не убегать в столь соблазнительную внутреннюю жизнь. Со снами наяву. А как же тогда чудные пейзажи, когда сна наяву ещё не было – при прощании Левка и Ганны в первой главе: «Огромный огненный месяц величественно стал в это время вырезываться из земли. Ещё половина его была под землёю, а уже весь мир исполнился какого-то торжественного света. Пруд тронулся искрами. Тень от деревьев ясно стала отделяться на тёмной зелени». А это есть предварение соблазна убежать от мира. Ведь мир плох. Вон, и отец Левку жениться не даёт, и в легенде мачеха – злая ведьма, и житья от неё нету. Гоголь и сам недавно был преисполнен романтизма и писал в его духе. Через наоборот дан идеал трезвого реализма: красотой романтизма. – А как с актуальностью темы Антироссии? – Можно усмотреть и её. Но как бы через лупу. Среди бед реальности висит какая-то антипатия в воздухе в виде поношения головы села, поставленного головою царицей Екатериной Второй. Он многим чем-то нехорош: и Каленику и парубкам. И нехорошими людьми окружён. Что писарь говорит голове: «– Хлопцы бесятся! бесчинствуют целыми кучами по улицам. Твою милость величают такими словами... словом, сказать стыдно; пьяный москаль побоится вымолвить их нечестивым своим языком». У москаля статус, ой, какой. А романтическая прелесть дана при неоднократном воспоминании об украинскости: «…где необъятно синело тёплое украинское небо, завешенное снизу кудрявыми ветвями стоявших перед ними вишен». «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!». «Сыплется величественный гром украинского соловья…». «И чрез несколько минут всё уже уснуло на селе; один только месяц так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба». Но трезвость, к которой уже отходит от романтизма Гоголь, смотрите, как заставляет его охарактеризовать хулящего москалей писаря – тут же, немедленно, в скобках: «(Всё это худощавый писарь, в пестрядевых шароварах и жилете цвету винных дрожжей, сопровождал протягиванием шеи вперёд и приведением её тот же час в прежнее состояние.)». Действительность, да, не ахти что, но она лучше, чем витание в нереальности. А реальность состоит в том, что ... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
https://prosbyt.ru лукойл гейзер лт 32 цена - лукои зер 32. . Реле давления Bieri. Седельные клапаны wv700 Bieri. |