HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 г.

Художественный смысл

«Фэ» Булгаковой

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за январь 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

Это – второй заход в попытке «понять» художницу Булгакову.

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 21.01.2019
Булгакова. Гоголь. 1980. Холст, масло.
Булгакова. Гоголь. 1980. Холст, масло.

 

 Булгакова. Гоголь. 2008-2009.
Булгакова. Гоголь. 2008-2009.

 

В первом я сам себя стращал, что безнадёжно такое «понять». Даже если что-то нафантазируешь, будто видишь. Когда каждые две точки (на неуменьшенной копии) мерещатся глазами.

 

 
 
 
1  2
 
 

 

Узнал я о существовании Булгаковой из книги Манина «Русская живопись XX века» (2007). То есть о последнем «Гоголе» Булгаковой он не знал. Но в его писаниях о ней есть одно слово, которое мне представляется верным – абсурд. Я понимаю так: абсурд у художницы из-за абсурдной жизни.

В 1980-м был абсурд лжесоциализма, в 2008-9-м – абсурд (с оставшейся советской точки зрения) капитализма (в 2008-м мировой кризис начался). Только раньше, в СССР, надо было не впадать в абстракционизм или что-то подобное, чтоб иметь хоть какую-то карьеру, а теперь – можно.

Соответственного она себе подобрала и персонажа – Гоголя. Тот – под конец жизни особенно – тоже, наверно, считал жизнь поворачивающей к абсурду, ибо она не подчинялась его попыткам как-то людей удержать. Конкретнее: Россию – от скатывания в капитализм. Вспомните сарказм его по отношению к своему персонажу, предпринимателю Чичикову. Вспомните, что он сжёг второй том «Мёртвых душ», где Гоголя потянуло заразить людей позитивными примерами (см. тут).

Дальше Гоголь стал доходить до абсурда. Проповедовать христианские доблести стал, что было чуть не сумасшествием с точки зрения прежних своих как бы единомышленников. Да ещё и своим примером – постами. От одного из них и умер. Считал, что в прежних своих, художественных, произведениях развращал молодёжь (он же, уходя из романтизма к реализму, давал безбожному романтизму полную волю, зная, что своим реализмом фантазию поставит всё же на место, место ерунды).

Вот Булгакова в 1980-м и нарисовала Гоголя самим собою спелёнутым и внутренне отвергающим аморальные образы, им порождённые. Плохо ему, бедному. Неустойчива его фигура. Чуть не падает. Подлокотники кресла аж подталкивают. Свеча потухла. Аморальные образы лезут через окно, и уже один пробрался в комнату. Гоголь бессилен. Зелёный и фиолетовый цвета внушают тоску. И сам себя довёл!

И правильно сделал! Это лучше, чем, как Окуджава, приспособиться и из левого диссидента стать правым, дело которых – капитализм – есть шанс вот-вот продавить-таки. Лучше смерть!

А в варианте 2008-9 годов – лучше сумасшествие, чем благополучие в таком аду. Что лучше, «говорит» преобладание красного.

Интересно, можно ли увидеть замеченную Маниным самонеустойчивость Гоголя 1980-го года в более ранней работе Булгаковой?

 

 Булгакова. Гоголь. 1978.
Булгакова. Гоголь. 1978.

 

Тут другой оттенок – тупик. Сам себя загнал в тупик. Своей моральной взыскательностью. – Вот куда он идёт, удирая от своих развращающих молодёжь персонажей?  Лоб же сейчас разобьёт, святой человек.

 

 Булгакова. Страшная ночь. Памяти Гоголя. 1981.
Булгакова. Страшная ночь. Памяти Гоголя. 1981.

 

Тут Гоголь это, наверно, удирающий человек слева. Он в ужасе, кого породила его фантазия. И тоже мимо двери устремился. Цвет всего – отвратительный. И всё какое-то… приближающееся к абсурду. Как всё в действительности и того, и этого веков.

 

 Булгакова. Гоголь. 1984.
Булгакова. Гоголь. 1984.

 

А вот тут неустойчивость выражена как-то совсем по-детски – Гоголь на высоких каблуках. Это при том, что «нездоровое увлечение «высокой модой» осуждала православная церковь». – Наверно, по недоразумению нарисовано. Или это момент грехопадения Гоголя изображён?

В любом случае – какая-то убогая образность. Понятно, что от такой потянуло в абстракцию.

Но вряд ли там Булгакова переменила своё отношение к Гоголю, как к трагически желающему спасти Россию от надвигающейся стихии низкого, корыстного. Оно неодолимо в обозримом – и даже далее – будущем. И я против такого мнения:

«Современной художнице удаётся передать почти невозможное – трагедию несения чудовищного дара творчества, прозревающего адовы круги и освобождения во имя божественного путём очищения от плодов своего творчества» (Ольга Томсон).

Оно какое-то «лобовое»: «фэ» художницы налицо, значит, автор о Гоголе скорбит как о свихнувшемся, предавшем художественное ради «высшего». Словно Булгакова – Белинский. – А ей жить не хочется ото всего вокруг, как и Гоголю тогда.

Насколько принципиально настроена против индивидуализма Булгакова, говорит одна абстрактная картина.

 

 Булгакова. «Гравитация III. Из серии «Архаизмы». 2004. Холст, масло.
Булгакова. «Гравитация III. Из серии «Архаизмы». 2004. Холст, масло.

 

Вот нет, мол, чтоб слиться в одно, раз тянет друг к другу – людей, народы – нет. Каждый границу другому ставит. Двойная получается граница. А что это – плохо, говорит неприятный цвет объектов. А что здесь инерция из, пусть и лже-, но социалистического прошлого, говорит название серии.

Правда, абстрактный стиль, в принципе на индивидуума ориентированный, как-то не подходит для выражения коллективизма. Другие абстракции Булгаковой я понять не могу.

 

 Булгакова. «Гравитация II. Из серии «Архаизмы». 2003. Холст, масло.
Булгакова. «Гравитация II. Из серии «Архаизмы». 2003. Холст, масло.

 

Горе несовместимости, что ли, тянущихся друг к дугу… – Не знаю.

Вообще, абстракционизм как-то не вяжется с... [...]

 

 

29 декабря 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению января 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

453 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.03 на 22.04.2025, 13:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Детские вешалки цена - купить вешалки в наличии 51 предложение по отличной цене. . Клапаны Maximator: каталог Maximator.
Поддержите «Новую Литературу»!