Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Недавно прочёл объяснение своей настырности: «Наиболее катастрофичен для судьбы конкретного человека и порочен для повседневной жизни феномен незаметной трансформации привычек, верований, концепций и заблуждений в индивидуальную форму социальных инстинктов. Каждому приходилось сталкиваться с непоколебимой убеждённостью стариков… Мозгу человека легче и удобнее пользоваться своим или чужим убеждением… чем растрачивать драгоценную энергию на рассудочный анализ» (Савельев). За десятки лет я привык к тому, что передо мной раскрываются ранее непонятные произведения искусства или того, что так называют. И вот – абстрактные картины Ольги Булгаковой… Загадка. А мне случилось понять первое абстрактное произведение Кандинского (тут) и одно-два, на выбор, произведения Поллока (тут). Поллок живописал тогда, когда марксизм в советском изводе стал всё больше демонстрировать свою беспомощность в объяснении перспектив общественной жизни, перед смертью Сталина, пусть и победившего фашизм, но, похоже, не столько из-за веры народа в коммунистическое будущее, сколько из-за менталитета народа, которого веками невозможно победить. До войны перспектива оказалась ясной из-за краткосрочности: ожидалась война, и надо было к ней приготовиться. Это не то, что предвещал марксизм. А после войны почти ничего не изменилось – теперь надо избежать ядерной войны. А где ж коммунизм? Теоретическая книга Сталина «Экономические проблемы социализма» что-то не указывает пути к нему. Надо, мол, совершенствовать то, что названо социализмом. Отказываться от колхозной собственности, переходить с денежного обращения на продуктообмен. Сталин «нацеливал на сдерживание авантюрных призывов немедленного перехода к отношениям высшей фазы коммунизма, на всемерное использование сложившихся отношений, но и без отката "назад"». – Это было мерами местного значения, а не перспектива человечеству. – Всего этого Поллок не думал и не знал, но чуял, что с наукой о социальной организации дело швах, и сосредоточился на организации пятен краски. Например, нечто одно и то же, а… бесконечно разнообразно. Организован… хаос. Он предчувствовал всплеск новой, тонкой организации… рынка (который стихиен же). Как факт, до 2008 года такого большого кризиса, как в 1929-м, не было. Абстракционизм Поллока был оптимистическим. Такой оптимизм не мог нравиться Ольге Булгаковой после ужаса реставрации капитализма в России в 90-х. А вот абстракционизм Кандинского, левый, так сказать, ей больше годился. Почему левый? Потому что Кандинский истошно кричал своим абстракционизмом против воинствующего капитализма, сделавшего валютой даже живопись. В ненависти своей он стал рисовать беспредметность, да ещё и такими красками, которые сами по себе не привлекают внимание. (Это я говорю о первой абстрактной картине Кандинского, 1910-го года, без названия.) Не мог он предположить, что мерзкий капитализм и этакую каляку-маляку сделает ценностью, и по-прежнему это будет аналогом валюты. Но это было «фэ» обществу. И Ольге Булгаковой, ужасавшейся в 70-х лжесоциализму (победившему левое шестидесятничество), а теперь ужасающейся лже-, что ли? капитализму, захотелось вернуться к началу ХХ века. Пока она ужасалась лжесоциализму, требовалось обращение к народу, требовалось в картинах СОДЕРЖАНИЕ. Теперь, получалось, нужно наоборот. Признаюсь, что всё вышенаписанное у меня зародилось от таких слов художницы: «"Архаизмы" – это серия абстрактных холстов, над которой я работала в течение нескольких лет. Человек всегда меняется на протяжении жизни, потому что мир вокруг нас очень изменчив. Моё субъективное восприятие, представление о творчестве, выбор тем, конечно, подвержены изменениям – этот процесс неизбежен. В какой-то момент содержание, которое мне было очень интересно в ранние годы моей работы, вдруг показалось излишним. Захотелось работать с другими категориями – не в категории сюжета, а с более вневременным. И тогда появились «Архаизмы». Отчасти это действительно обращение к первоосновам, вечным содержательным моментам жизни. Кроме того, само отношение к абстрактным формам в наше время изменилось. То, что было революционно в начале XX века, сейчас стало, вольно или невольно, архаизмом». Но совсем от содержания Булгакова отказаться не смогла, что выражается в том, что своим опусам она стала давать содержательные названия. Первой по дате создания является (из найденных мною в Интернете) такая картина.
Из-за преобладающего красного я, бывший стихийным левым шестидесятником, какой была б и Булгакова, родись она раньше, ассоциирую красное в картине с ностальгией по прежнему обществу, неконтрастному всё же. Надо было просто из купели вылить воду-тоталитаризм, а выплеснули с водой и ребёнка – неконтрастное общество. И потому я по былому тоскую, хоть называл его Империей Лжи. И Булгакова, думаю, как-то тоскует. – Вон и греческую «сигму» (Σ) вставила. Этой буквой в математике обозначают сумму. Коллективизм, понимай. – Не ахти какие красивые оттенки красного. – Ну так это ж был всё-таки лжесоциализм, а не социализм… Второй по дате и названию является картина такая.
Красных сменили как бы белые. И – с воодушевлением. Я, например, не мог противостоять (слушать тут) прелести песни «Всё теперь против нас» (подставляя под уход белых уход своих, «дравшихся» в 60-х за спасение социализма, будучи левыми шестидесятниками). А без подставления… – Как-то блекло. С намечающейся чернотой. (Раньше-то право на труд было обеспечено железно… А что будет?..) А чёрное взойдёт солнце рынка, совсем не организованного, как на Западе, через почти 4 века после первичного капитализма там.
А чтоб не было похоже на иллюстрацию заранее знаемого, облакам приданы линейные очертания.
Красное не было побеждено совсем («социальное государство» вписано в Конституцию, и Путин старается придерживаться этого курса). Белое тоже не победило (дерьмократией стало называться, а предприниматели понимаются как злодеи). – Чёрно от этого. – Прямоугольники как смесь непримиримых субстанций в расколотой стране. Но вообще я подозреваю, что всё обращение к абстрактности... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
http://magazin-veshalok.ru вешалка плечики дешево оптом. |