Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Художник Парошин рассказывал, рассказывал и вдруг говорит: «У меня что-то общее в восприятии есть, некоторое, с Тарковским. Есть что-то родственное такое. «Зеркало» или какие-то его фильмы… Просто я этот дом увидел, я не знал, что дом Тарковского. Понимаете? Я же хожу по Москве. В районе Павелецкого вокзала я ходил там, и он стоит, весь заросший, в кустах там. Потом мне сказали, что это дом Тарковского. Я пришёл и просто… Никто мне его не заказывал, ничего. Я просто написал его по-своему. Там на втором плане стояли какие-то цеха, дома какие-то производственные такие. Я их убрал, его поставил, как символ» (см. тут, временная метка 18:02 – 18:36).
![]()
А ведь так и есть (проверил по гуглокарте): «Первый Щипковский переулок, 26, кв. 2. По этому адресу был когда-то расположен уникальный дом, принадлежавший трём поколениям семьи Тарковских… Дом напоминал отчасти барак из-за длинного коридора, делящего его на две части… Дом был построен в 1870-х годах мещанином Гавриловым и крестьянином Елохиным. Нижняя часть оригинального дома была каменной (заложена ещё в 1878 году), а верхняя деревянной (надстроена в 1912-м), из-за чего дом неоднократно горел. На рубеже 1980–1990-х годов дом принадлежал Кинофонду, который снял крышу, предполагая начать реставрацию. В 1987 году после смерти режиссёра дом было решено снести, так как он пришёл в негодность… 20 июня 2004 года дом снесли полностью, даже не известив об этом родных режиссёра». Я на Парошина вышел из-за поиска, кто написал такую картину:
![]()
У него всё (см. тут, тут) шикарно-ослепительно. – Прикладное искусство, предназначенное для украшения помещений. Но в процессе поиска выплыла личность Парошина. Картины прямо противоположные. И чем-то притягивают непонятным. А когда слышишь от него такое: «И вот бывает такое состояние, когда, вот, душа просыпается… о чём мне хотелось сказать… и у тебя какое-то состояние… ты как бы вне времени, вне времени находишься в каком-то пространстве неведомом, понимаете?.. и вдруг тебя пронзает мысль, что вот это состояние и есть самая суть человеческая, которую просто человек не может понять…» (Там же, временная метка 22:50 – 23:37). «…архитектуры никакой, а состояние есть, понимаете? Вот я со своим состоянием встретился с этим состоянием. Вот так вот взаимно проникнуть. Я хватаю этюдник, пока это не ушло, я пишу, понимаете?» (14:36 – 14:47). «Каждый в природе момент – единственный. Я не говорю, там, лунные закаты последние… Или что-то. – Просто вот – пасмурный день, понимаете вот?.. Этот момент – единственный, он никогда не повторится» (15:07 – 15:20). Когда слышишь такое, то веет вообще ницшеанством. Его метафизическим иномирием. ![]()
Вот – совершенно ведь неповторимое освещение предвечернее, а… днём. Словно солнечное затмение началось. Небо уже потускнело. (У Рудника тоже становится яснее, если поймёшь, что там освещение – луной. Но больше у него экзотики освещения не бывает.) Что-то странное. И наклон к горизонту с какой-то стати не при чём. (Я клянусь, правый край картины почти совпадал
![]()
с рамой перед тем, как я её обрезал. Фотографируют же, в конце концов, наклонив аппарат.) А там, кто знает… Может, странность и наклонов воздействует. Вон, в «Доме Тарковского» тоже справа от дома стоит непокосившийся столб. Тогда дом – явно косой. А не просто тут туман, и – странно. Или вот. Лучи солнца должны б быть параллельны… ![]()
Да и левый край домика явно больше наклонён влево, чем правый… Да и на вывеске КОНД не может быть таким покрасневшим жёлтым из-за того, что попало в тень…
![]()
Тут необычно (кроме нарушенных перспективных схождений карнизов левого дома и пристройки к нему) – сияние всего, что в тени, из-за отражения солнца от освещённой стены и стёкол окон справа. И на той освещённой стене почему-то не видно тени от дерева. – А понятно, почему: она б мешала стене отражать солнце на противоположную стену, превращая ту тоже в освещённую солнцем. – Ошибка? – Нет! Странность так достигается. Образ ницшеанского иномирия. Недаром Паршину нравятся всё ницшеанцы: Тарковский времени «Зеркала» (см. тут), Левитан (тут), Модильяни (тут). Правда, и Эль Греко (тут) затесался… Ну, не всё мне-коту масленица. Надо признать, что Парошин лучше говорит, чем живописует. В его природе каждый момент как-то с трудом оказывается единственным. Хотя бы из-за преобладания изображения солнечных полдней в его видах старой Москвы. ![]()
Тут – редкое исключение: ранний вечер. И сразу лучше с единственностью мига в природе. Умом я его понимаю. Его подсознание чует в старнине какую-то возможность выразить трагизм жизни – наличие смерти. Старая Москва обречена на смерть, на снос. По крайней мере, в России, не умеющей извлекать пользу из всего, даже из старинных лачуг. Парошин инстинктом художника сталкивает предсмертие и жизнь, халупы и солнечность полдней… Но или у меня тонкости не хватает… Нет, поэтичность я чую. Она ощущается непреложно из-за указанного «текстового» столкновения. Но «текстовое» столкновение не превращается во мне в противочувствия, и – катарсиса от столкновения нулевых противочувствий я не переживаю. Как переживаю в его словах: «момент – единственный». Иными словами: исчезающе короткий миг и… Вечность. И катарсис (после его осознавания) – вневременье – я переживаю. – И это ж ницшеанство я переживаю! И – или я предвзят к ницшеанству – я Парошина в этих картинах-исключениях считаю... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Масло гидравлическое лукойл гейзер лт 46. Лукои зер 46. . Гидроцилиндр подъема телескопические гидроцилиндры. . Создание и подтверждение домена biz7.info. |