HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Художественный смысл

Единственность мига

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за февраль 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

 

Художник Парошин рассказывал, рассказывал и вдруг говорит:

«У меня что-то общее в восприятии есть, некоторое, с Тарковским. Есть что-то родственное такое. «Зеркало» или какие-то его фильмы… Просто я этот дом увидел, я не знал, что дом Тарковского. Понимаете? Я же хожу по Москве. В районе Павелецкого вокзала я ходил там, и он стоит, весь заросший, в кустах там. Потом мне сказали, что это дом Тарковского. Я пришёл и просто… Никто мне его не заказывал, ничего. Я просто написал его по-своему. Там на втором плане стояли какие-то цеха, дома какие-то производственные такие. Я их убрал, его поставил, как символ» (см. тут, временная метка 18:02 – 18:36).

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 9.02.2019
Парошин. Дом Тарковского.
Парошин. Дом Тарковского.

 

А ведь так и есть (проверил по гуглокарте): «Первый Щипковский переулок, 26, кв. 2.

По этому адресу был когда-то расположен уникальный дом, принадлежавший трём поколениям семьи Тарковских… Дом напоминал отчасти барак из-за длинного коридора, делящего его на две части… Дом был построен в 1870-х годах мещанином Гавриловым и крестьянином Елохиным. Нижняя часть оригинального дома была каменной (заложена ещё в 1878 году), а верхняя деревянной (надстроена в 1912-м), из-за чего дом неоднократно горел.

На рубеже 1980–1990-х годов дом принадлежал Кинофонду, который снял крышу, предполагая начать реставрацию. В 1987 году после смерти режиссёра дом было решено снести, так как он пришёл в негодность… 20 июня 2004 года дом снесли полностью, даже не известив об этом родных режиссёра».

Я на Парошина вышел из-за поиска, кто написал такую картину:

 

 Михаил Рудник. Питерский дворик. 20015. Холст, масло.
Михаил Рудник. Питерский дворик. 20015. Холст, масло.

 

У него всё (см. тут, тут) шикарно-ослепительно. – Прикладное искусство, предназначенное для украшения помещений.

Но в процессе поиска выплыла личность Парошина. Картины прямо противоположные. И чем-то притягивают непонятным.

А когда слышишь от него такое:

«И вот бывает такое состояние, когда, вот, душа просыпается… о чём мне хотелось сказать… и у тебя какое-то состояние… ты как бы вне времени, вне времени находишься в каком-то пространстве неведомом, понимаете?.. и вдруг тебя пронзает мысль, что вот это состояние и есть самая суть человеческая, которую просто человек не может понять…» (Там же, временная метка 22:50 – 23:37).

«…архитектуры никакой, а состояние есть, понимаете? Вот я со своим состоянием встретился с этим состоянием. Вот так вот взаимно проникнуть. Я хватаю этюдник, пока это не ушло, я пишу, понимаете?» (14:36 – 14:47).

«Каждый в природе момент – единственный. Я не говорю, там, лунные закаты последние… Или что-то. – Просто вот – пасмурный день, понимаете вот?.. Этот момент – единственный, он никогда не повторится» (15:07 – 15:20).

Когда слышишь такое, то веет вообще ницшеанством. Его метафизическим иномирием.

 
 

 

Вот – совершенно ведь неповторимое освещение предвечернее, а… днём. Словно солнечное затмение началось. Небо уже потускнело. (У Рудника тоже становится яснее, если поймёшь, что там освещение – луной. Но больше у него экзотики освещения не бывает.)

Что-то странное. И наклон к горизонту с какой-то стати не при чём. (Я клянусь, правый край картины почти совпадал

 

 

 

с рамой перед тем, как я её обрезал. Фотографируют же, в конце концов, наклонив аппарат.)

А там, кто знает… Может, странность и наклонов воздействует. Вон, в «Доме Тарковского» тоже справа от дома стоит непокосившийся столб. Тогда дом – явно косой. А не просто тут туман, и – странно.

Или вот. Лучи солнца должны б быть параллельны…

 Парошин. Булочная 1994.
Парошин. Булочная 1994.

 

Да и левый край домика явно больше наклонён влево, чем правый… Да и на вывеске КОНД не может быть таким покрасневшим жёлтым из-за того, что попало в тень…

 

 Парошин. Дворик на Б. Коммунистической. 1993.
Парошин. Дворик на Б. Коммунистической. 1993.

 

Тут необычно (кроме нарушенных перспективных схождений карнизов левого дома и пристройки к нему) – сияние всего, что в тени, из-за отражения солнца от освещённой стены и стёкол окон справа. И на той освещённой стене почему-то не видно тени от дерева. – А понятно, почему: она б мешала стене отражать солнце на противоположную стену, превращая ту тоже в освещённую солнцем. – Ошибка? – Нет! Странность так достигается. Образ ницшеанского иномирия.

Недаром Паршину нравятся всё ницшеанцы: Тарковский времени «Зеркала» (см. тут), Левитан (тут), Модильяни (тут). Правда, и Эль Греко (тут) затесался… Ну, не всё мне-коту масленица.

Надо признать, что Парошин лучше говорит, чем живописует. В его природе каждый момент как-то с трудом оказывается единственным. Хотя бы из-за преобладания изображения солнечных полдней в его видах старой Москвы.

 Парошин. Рождественка.
Парошин. Рождественка.

 

Тут – редкое исключение: ранний вечер. И сразу лучше с единственностью мига в природе.

Умом я его понимаю. Его подсознание чует в старнине какую-то возможность выразить трагизм жизни – наличие смерти. Старая Москва обречена на смерть, на снос. По крайней мере, в России, не умеющей извлекать пользу из всего, даже из старинных лачуг. Парошин инстинктом художника сталкивает предсмертие и жизнь, халупы и солнечность полдней…

Но или у меня тонкости не хватает… Нет, поэтичность я чую. Она ощущается непреложно из-за указанного «текстового» столкновения. Но «текстовое» столкновение не превращается во мне в противочувствия, и – катарсиса от столкновения нулевых противочувствий я не переживаю. Как переживаю в его словах: «момент – единственный». Иными словами: исчезающе короткий миг и… Вечность. И катарсис (после его осознавания) – вневременье – я переживаю. – И это ж ницшеанство я переживаю!

И – или я предвзят к ницшеанству – я Парошина в этих картинах-исключениях считаю... [...]

 

 

24 ноября 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в феврале 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению февраля 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

448 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 11:59 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Актуальные новые букмекерские конторы в России . Boxberry маркет купить коммутатор eltex mes2408c.
Поддержите «Новую Литературу»!