Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Гнилой интеллигент – так я кляну себя за принципиальность, когда начинаю толковать то, что толкованию не подлежит – прикладное искусство. Особенно – произведения, призванные усиливать чувство патриотизма. Принципиальность требует от меня обязательно обозначить, что прикладное искусство – как бы второсортное по моим меркам. Так как в нём не встретишь ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, что является (для меня) следом того, что творческое вдохновение имело в последней глубине источником подсознательный идеал. Но разбор тугариновского памятника Суворову на перевале Сен-Готард (1999), кажется, не заставит меня терзаться.
Дело в том, что памятник здорово оплёван. «Сам памятник, исполненный скульптором Тугариновым, вызвал у официальной делегации из Москвы неудовольствие, но кто же будет портить себе поездку в Швейцарию за казённый счёт из-за такого пустяка, как трактовка образа Суворова? А образ и создаёт интригу: полководец изображён не суперменом, а юродивым. Скульпторы обычно направляют взгляд героя на завоёванную, вернее, на освобождённую землю, и рука, как правило, поднята в угрожающем или указующем на врага жесте. Здесь всё не так. На полуживой кляче примостилась курицей сумасшедшая старуха, в которой трудно узнать привычный молодецкий образ народного любимца-генералиссимуса. Глаза устремлены в небо, а рука вознесена в крестном знамении. Альпийский крестьянин-проводник с сожалением и сочувствием смотрит на уставшую, измождённую лошадь. Вольно или невольно скульптор создал метафору двух мироощущений: русская мессианская идея, оседлав народ, гонит его бог знает куда, а швейцарский пастух, не глядя в небо, пытается найти надёжную тропинку среди скал и пропастей» (Михаил Шишкин. Вильгельм Телль как зеркало русских революций. 2017). Что кляча полуживая, пусть останется на совести Шишкина. На самом деле рёбра её покрыты плащом Суворова и нам не видны, а голову она опустила потому, что голодная (войска голодали), а проводник её обманывает, что в пальцах он держит что-то съедобное, а сам спустился ниже её и манит её тоже спускаться, потому что ей страшно. Да и как сожаление и сочувствие в лице проводника увидел Шишкин?
Проводник просто разговаривает с лошадью. Чтоб она не боялась, шла за ним, говорит. Конечно, это «не глядя в небо». Но и не «пытается найти надёжную тропинку». Он проводник. Он тут всё знает. Не раз ходил. Просто Шишкина несёт идея противопоставления рациональности Европы и иррациональности России. Но, что верно, это что тут дано таки мироощущение русского. Что Русь – святая. Что её и её воинство Бог хранит.
Суворов крестится, потому что армия теперь спасена. В реальности тот поход был славен не только победами-наступлениями, в частности на перевал Сен-Готард, на котором и стоит памятник, но и переходом-отступлением, который вывел армию из окружения через другой перевал. Вот это второе и изобразил Тугаринов. Суворов же сам прошёл путь через перевал, перед тем, как вести через него армию (ну такую легенду себе сочинил Тугаринов). И вот Суворов на перевале. Пройти можно! Бог русских любит! Для того Суворов и показан таким тонкошеим и хилым. Ибо победа русских не в силе, а в правде. И юродивый потому и почитаем был на Руси, что один за всех выступал с правдой на устах. Не боялся. И потому показать любимого всеми Суворова юродивым – для русских не насмешка. Просто Шишкин, живя в Швейцарии с 1995 года, наверно, немного перестал чувствовать русскость. А «сумасшедшая старуха» и курица – это полемическое преувеличение Михаила Шишкина, исповедующего идеал мещанства, Личной Пользы (я это и в разборе произведений его вывел неоднократно). Впрочем, непонимания памятника полно помимо Шишкина: «И пусть сидит наш великий фельдмаршал на своей кляче, с просветленным лицом юродивого глядя на швейцарские горы, чтобы все видели – русское не только в непомерной физической силе, но и в мужестве, смекалке и находчивасти». «Щуплый фельдмаршал с просветлённым лицом юродивого, сидя на кляче, смотрит на солнышко». «Видение московского скульптора Д. Тугаринова резко разошлось с традиционным представлением о Суворове как о величайшем военном гении, Марсе войны. Тугаринов изобразил очень усталого старика, совершающего последний подвиг во славу Родины. Такое видение Суворова, наверное, куда ближе к жизни». «Скульптор изобразил Суворова немощным стариком, сидящим на лошади. Маленькое лицо, обтянутое кожей – как посмертная маска. Многие критиковали и скульптора, и памятник. Но надо помнить, что швейцарский нейтралитет не позволяет возвеличивать военных, тем более, иностранных полководцев. Возможно, поэтому Суворов Тугаринова – обыкновенный человек, борющийся с немощью, болезнями, с усталостью». «В фельдмаршале нет ничего героического. Памятник стоит не на постаменте, а прямо на голой скале. Суворов больше похож на рыцаря печального образа…». Грешен, такое неоднократное непопадание в истину шепнуло мне, а не значит ли это, что художественный смыл памятника скрыт. И, – чего ни помыслишь? – скрыт и от сознания самого автора. То есть, создано это под вдохновением от подсознательного идеала. А потом я узнал, что Тугаринов верующий. Этот факт убивает мелькнувшую было мысль. И стало ясно, что просто те, кто не понимают, или сами неверующие, или плохо у них с воображением. А вера – не то, что б предполагало руководство художника Незнанием (так обострённо можно назвать подсознательный идеал). Наоборот, верующий, выражающий какой-то аспект своей веры, благодаря ей способен её усиливать произведением в зрителе. Даже в неверующем зрителе. Например, во мне. Умеющем, надеюсь, вжиться в автора.
Памятник установили 19 июня 1999 года, а когда он начал создаваться? «…когда руководство страны [Югославии] (особенно военное руководство) в конце 1990 года обратилось к Москве с просьбой помочь, Москва ответила категорическим отказом. Ответ последовал от Михаила Горбачёва и от нашего Министерства обороны… Россия занимала очень прозападную позицию». Да и сам СССР дышал на ладан. Тугаринов, наверно, был против обоих развалов. А близилось 200-летие похода Суворова в близкие от Югославии края. Вот и не исключено, что он с горя и изобразил обратное – спасение Суворовым своей армии Божьей волей. По крайней мере, на ёрнической выставке «Антисоветская выставка, посвящённая 80-летию Великого Октября» 7 ноября 1997 года в малом размере подобие будущего памятника
уже существует. А в Международном художественном салоне «Снова вместе» в ЦДХ в 2018 году... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 12.09.2024 Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив! Егор Черкасов 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев 24.08.2024 Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу. Валентин Попов
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Плечики для одежды вешалка плечики вешалки для верхней одежды. |