Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]()
Я обожаю социологию духовной жизни как ключ к пониманию произведений неприкладного искусства. Есть, конечно, риск впасть в вульгаризацию. Но… Берём Японию… 17-е столетие. Время становления централизованного государства. «…конфуцианство к XVII в. заняло в Японии место господствующей идеологии. В эпоху Токугава (1600–1670), т. е. в эпоху централизованного феодального государства, оно являлось средством закрепления в общественном сознании социального неравенства, орудием укоренения в умах и сердцах японцев спокойного отношения к несвободе, к личной зависимости как естественному порядку, результату выполнения «воли неба». Соответственно поэзия принялась шуткой изливать переполнявшую душу энергию.
Вернулась зима? – Куда ни посмотришь, красные Сливы носов.
Летние ливни. В кои-то веки лягушка в колодце Побывает на море.
Должны были быть недовольные таким положением? – Должны. – Какое у них с необходимостью возникло состояние духа? Оно даже не возникло, а теплилось с прежнего времени, где тоже кому-то было плохо. «В Японии получили распространение две тенденции буддийской мысли, указывавшие два пути спасения сущности человека. Первая предполагала личностную самореализацию посредством вовлечённости индивидуума в социальную жизнь и подчинения всех его интересов интересам общества. Вторая, напротив, призывала к бегству от социальных уз как неистинных и культивировала идеал отшельничества… Суть второй тенденции состоит в признании индивидуального пути спасения: освобождение достигается лишь посредством обособления усилий собственного духа, каждый идёт к истине своим путём. Отсюда крайние формы индивидуализма, например, в дзэн-буддизме, который начал распространяться в Японии с XIII в., придя из Китая. Но и в дзэн-буддизме, несмотря на настойчивое культивирование индивидуального пути спасения, человек рассматривается как органическая часть универсума; ратуя за освобождение индивида от пут социальной жизни, дзэн-буддизм всячески подчёркивает неотделимость человека от природы» (Там же). Вот Мацуо Басё, бедный, болезненный, не умеющий преуспевать, приобрётший отвращение к государственной службе, и пришёл к удовлетворению в отшельничестве и в жизни, и в поэзии. «Несмотря на то, что всю жизнь он страдал от нищеты, Басё, как истинный философ-буддист, почти не уделял внимания этому обстоятельству» («Википедия»). Это – в жизни. А вот – в поэзии – идеал и приём: «…человек не просто пассивен, но сознательно выбирает путь ухода от суетливой жизни, уединяясь в своей скромной обители. Отрешение от материального мира помогает на пути к просветлению, к обретению истинной, простой, жизни. Отсюда возникновение идеала «бедности», поскольку излишние материальные заботы способны лишь отвлечь от состояния умиротворённой печали и помешать видеть окружающий мир в его изначальной красоте. Отсюда и минимализм…» («Википедия»).
На голой ветке Ворон сидит одиноко… Осенний вечер.
_ / _ / _ / _ _ / _ _ / _ _ / _ / _
Хорей первой и третьей строчки, дактиль второй. Перелом ритма. – Ассоциация: ветка корявая. Голая и корявая – «Отрешение от материального мира». Объектов – три: ветка, ворон и фон, серое от туч (осень) небо. Строк тоже три. Цветов два: тёмно-тёмно серый ворон (не чёрный из-за воздушной влажной перспективы) и тёмно-серый (осенний, значит, дождливый вечер). – Образ «бедности». «Одинокий ворон – это сила, сила духа… Одинокий, гордый, а главное – не побеждённый жизнью…» (Александров). – Образ «умиротворённой печали». Серость цветовой ассоциации – сюда же, к печали. Возвращение хорея в третьей строчке – тоже: к умиротворению. Потом красив сам минимализм – ценность чего-то, близкого к нирване, к бесчувствию. В этом позитив, присущий идеалу в принципе. В этой связи хочется поспорить с Дмитрием Быковым (он, похоже, что ни напишет – всё невпопад): «Я должен сейчас буду сказать довольно парадоксальную и, конечно, навлекающую на меня всякие громы вещь, но дело в том, что островная культура или, во всяком случае, культура, близко граничащая с морем, со стихиями, с горами, с лавинами, она по определению очень смертоцентрична, как заметил когда-то Гребенщиков: «Японская культура построена вокруг идеи смерти, потому что вся Япония построена на идее предела». Там куда ни шагнёшь, обязательно или извержение вулкана, или море, она вся зажата вот так. И Скандинавия тоже, скандинавская культура наряду с японской самая депрессивная, самая безвыходная». Нирвана и бесчувствие это всё же про смерть. Какая уж тут депрессия, когда умиротворение.
Старый пруд! Прыгнула лягушка. Всплеск воды.
И красота, красота. Можно, кажется, анализировать бесконечное число элементов трёхстишия, и синтез анализа будет один и тот же, словами выразимый только приблизительно, хоть и определённо. – Абы что, а – прелесть, грусть, одиночество, воля. Такое могло образоваться только при вмешательстве чего-то колоссального: бога – для верующих, или подсознания – для атеистов. То есть налицо искомые мною всюду и всегда следы подсознательного идеала. Хоть странно называть подсознательным то, что именуется дзен-буддизмом и известно сотни веков. Но вот пишут: «В 1680-е годы Басё, под влиянием дзэн-буддизма, использовал в творчестве принцип «озарения» («Википедия»). То есть до него этого не было. Он его открыл. Сам я, интерпретатор, применяю слово «озарение» для... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы![]() Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки для шапок цена. Выгодная цена на вешалка. . Гидравлические компоненты нв обозначения гидравлических. . Смотрите восстановление после эндопротезирования сустава тут. |