HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Художественный смысл

Повод для сарказма

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за июнь 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

У меня есть такой грех: я, отрываясь от искусствоведения, включаю телевизор и смотрю новости, а иногда и что-то похуже. А в центральном российском телевидении полно пошлости и оболванивания масс. Одно из таких свежих – муссирование выставок коллекционеров Морозова и Щукина. И никто-никто при этом никогда не опускается (или не воспаряет?) к вопросам, ЧТО хотел выразить такой-то деталью такой-то картины такой-то художник. (За что – по-хорошему – можно было б ожидать, Морозов или Щукин картину приобрели. Имея каким-то чудом образование, достаточное, чтоб указанное ЧТО постигать. Чудо при этом, я понимаю, в том, что у богатых-то людей много времени занимают дела, богатство обеспечивающие. Когда ж они научились некоему искусствоведению?)

А Интернет всё знает. И, оказывается, что эти двое действительно отличались от других коллекционеров. Другие покупали современную французскую живопись (от которой все шарахались) для того, чтоб потом, когда живописец войдёт в моду, подороже продать. А эти – нет.

«…относительно московских купцов злые языки говорили, что Щукин тронулся. И сам Щукин, мы знаем по воспоминаниям, не без гордости показывал новоприобретённого Гогена, говоря собеседнику: «Сумасшедший писал – сумасшедший купил». Это тоже характерный мотив – это скорее мотив растраты денег на непонятные вещи, а не спекуляция».

Или это – трёп барина. А на самом деле у них стихийно прорезался вкус. Та загадочность, которая требует, чтоб её не разъясняли. (Что лично меня, человека очень низкого происхождения и прожившего всю жизнь в провинции, бесит. Ибо, получается по такому воззрению, что такому мне дорога «ко вкусу» закрыта.)

Я согласен, что на свете имеет место быть такое явление как вкус, что он появляется от окружения и что он безотчётен у большинства, кто его обрёл.

Но тогда у меня претензия к искусствоведам, рекламирующим упомянутые выставки из собраний меценатов: ну вы хоть скажите, что хотел сказать автор и что невнятно почуял коллекционер.

«Сергей Маковский вспоминал, что на стене коллекции Морозова долгое время было пустое место, и на вопрос, а почему вы его держите так, Морозов говорил, что «я вижу здесь голубого Сезанна». И однажды эта лакуна заполнилась совершенно выдающимся полуабстрактным поздним Сезанном – картиной, которая известна как «Голубой пейзаж» и находится сейчас в Эрмитаже. Если мы перевернём эту вещь, то, в общем, мало что изменится, потому что только очень большое усилие зрительное заставит нас разобрать в этой череде мазков контуры дерева, горы, дороги и, может быть, домика там в центре. Это Сезанн, который уже освобождается от фигуративности. Но здесь важно именно то, что Морозов собирает по-другому: у него есть некий идеальный образ мастера, идеальный образ коллекции, и он готов сидеть в засаде для того, чтобы получить нужную картину» (Там же).

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.06.2019
Сезанн. Голубой пейзаж. 1906.
Сезанн. Голубой пейзаж. 1906.

 

Что б устроило меня? По максимуму.

Чтоб было признано, что, с постимпрессионистов начиная, началась во французском модерне полоса выражения ницшеанского идеала (как крайней реакции на скуку прогресса, сытости, благополучия и позитивизма). Что в связи с тогдашним триумфальным подъёмом науки был упадок христианства, отчего крайнее разочарование в действительности не могло спасаться на христианском том свете, а уповало на иное, принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Образом чего у Сезанна сперва были всякие нарушения пространства, а дошёл он, вот, до образа этого иномирия в «череде мазков», почти освобождающих «от фигуративности». Что Морозов невыразимо, но чуял эту тенденцию анти-«фигуративности». Ждал её проявления. И, гений своеобразный, дождался.

Ну и чтоб показали на экране этого «голубого Сезанна».

Я б был в восторге.

Но этого ж нет!

«Исторический момент: «Танец» лавирует между колонами самого большого Белого зала Пушкинского музея.

 

 Иллюстрация. Художественный смысл. Повод для сарказма (критическая статья)

 

Это настоящее соло Матисса. Несколько минут, и картина занимает своё по праву центральное место на выставке. Щукин, Марк Делок Фурко [потомок того Щукина] аплодирует. Символ всей коллекции, "Танец", написанный Матиссом по заказу Щукина специально для его московского особняка, встречать гостей будет почти как когда-то в доме Сергея Ивановича ровно напротив просторной лестницы. "Танец" и парное ему панно "Музыка", – говорил Щукин, – помогают ему взбираться по лестнице. Сам собиратель всегда шёл к вершине художественного вкуса.

"Музыка", второе панно, которое эквидистантно стояло на лестнице щукинского особняка, оно тоже не может перемещаться. Технологические особенности позволяют ему остаться только в своих стенах. Но время от времени вещи, конечно, должны соединяться.

Беспрецедентная и долгожданная выставка действительно соединит части щукинской коллекции, разделённые в 1948 между Москвой и Ленинградом, и воссоздаст уникальную обстановку щукинского особняка в Знаменском переулке.

Великолепный иконостас Поля Гогена, композиция, которую создал в своём доме Сергей Щукин самостоятельно. Он, человек инициативный, взрывной, увлекающийся. Я

 

 Иллюстрация. Художественный смысл. Повод для сарказма (критическая статья)

 

думаю, что это была взрывная, очень быстрая, но всё-таки эволюция. А вот для остальных, для окружающих, для современников это, несомненно, была революция вкуса» (Полина Ермолаева. Марина Лошак. Алексей Петухов. «Россия 24»).

А что б хотел услышать я?

Что усталость Гогена от импрессионистской суеты мелких мазков чистого цвета (то же отчаяние от скуки Этого мира) породило убегание этого художника от цивилизации путём... [...]

 

 

21 июня 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июня 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

434 читателя получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 10:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Главная Автокрепеж krepdetal.ru. . https://bettingcafe.ru/bookmakers/
Поддержите «Новую Литературу»!