Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
У меня есть такой грех: я, отрываясь от искусствоведения, включаю телевизор и смотрю новости, а иногда и что-то похуже. А в центральном российском телевидении полно пошлости и оболванивания масс. Одно из таких свежих – муссирование выставок коллекционеров Морозова и Щукина. И никто-никто при этом никогда не опускается (или не воспаряет?) к вопросам, ЧТО хотел выразить такой-то деталью такой-то картины такой-то художник. (За что – по-хорошему – можно было б ожидать, Морозов или Щукин картину приобрели. Имея каким-то чудом образование, достаточное, чтоб указанное ЧТО постигать. Чудо при этом, я понимаю, в том, что у богатых-то людей много времени занимают дела, богатство обеспечивающие. Когда ж они научились некоему искусствоведению?) А Интернет всё знает. И, оказывается, что эти двое действительно отличались от других коллекционеров. Другие покупали современную французскую живопись (от которой все шарахались) для того, чтоб потом, когда живописец войдёт в моду, подороже продать. А эти – нет. «…относительно московских купцов злые языки говорили, что Щукин тронулся. И сам Щукин, мы знаем по воспоминаниям, не без гордости показывал новоприобретённого Гогена, говоря собеседнику: «Сумасшедший писал – сумасшедший купил». Это тоже характерный мотив – это скорее мотив растраты денег на непонятные вещи, а не спекуляция». Или это – трёп барина. А на самом деле у них стихийно прорезался вкус. Та загадочность, которая требует, чтоб её не разъясняли. (Что лично меня, человека очень низкого происхождения и прожившего всю жизнь в провинции, бесит. Ибо, получается по такому воззрению, что такому мне дорога «ко вкусу» закрыта.) Я согласен, что на свете имеет место быть такое явление как вкус, что он появляется от окружения и что он безотчётен у большинства, кто его обрёл. Но тогда у меня претензия к искусствоведам, рекламирующим упомянутые выставки из собраний меценатов: ну вы хоть скажите, что хотел сказать автор и что невнятно почуял коллекционер. «Сергей Маковский вспоминал, что на стене коллекции Морозова долгое время было пустое место, и на вопрос, а почему вы его держите так, Морозов говорил, что «я вижу здесь голубого Сезанна». И однажды эта лакуна заполнилась совершенно выдающимся полуабстрактным поздним Сезанном – картиной, которая известна как «Голубой пейзаж» и находится сейчас в Эрмитаже. Если мы перевернём эту вещь, то, в общем, мало что изменится, потому что только очень большое усилие зрительное заставит нас разобрать в этой череде мазков контуры дерева, горы, дороги и, может быть, домика там в центре. Это Сезанн, который уже освобождается от фигуративности. Но здесь важно именно то, что Морозов собирает по-другому: у него есть некий идеальный образ мастера, идеальный образ коллекции, и он готов сидеть в засаде для того, чтобы получить нужную картину» (Там же).
![]()
Что б устроило меня? По максимуму. Чтоб было признано, что, с постимпрессионистов начиная, началась во французском модерне полоса выражения ницшеанского идеала (как крайней реакции на скуку прогресса, сытости, благополучия и позитивизма). Что в связи с тогдашним триумфальным подъёмом науки был упадок христианства, отчего крайнее разочарование в действительности не могло спасаться на христианском том свете, а уповало на иное, принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Образом чего у Сезанна сперва были всякие нарушения пространства, а дошёл он, вот, до образа этого иномирия в «череде мазков», почти освобождающих «от фигуративности». Что Морозов невыразимо, но чуял эту тенденцию анти-«фигуративности». Ждал её проявления. И, гений своеобразный, дождался. Ну и чтоб показали на экране этого «голубого Сезанна». Я б был в восторге. Но этого ж нет! «Исторический момент: «Танец» лавирует между колонами самого большого Белого зала Пушкинского музея.
![]()
Это настоящее соло Матисса. Несколько минут, и картина занимает своё по праву центральное место на выставке. Щукин, Марк Делок Фурко [потомок того Щукина] аплодирует. Символ всей коллекции, "Танец", написанный Матиссом по заказу Щукина специально для его московского особняка, встречать гостей будет почти как когда-то в доме Сергея Ивановича ровно напротив просторной лестницы. "Танец" и парное ему панно "Музыка", – говорил Щукин, – помогают ему взбираться по лестнице. Сам собиратель всегда шёл к вершине художественного вкуса. "Музыка", второе панно, которое эквидистантно стояло на лестнице щукинского особняка, оно тоже не может перемещаться. Технологические особенности позволяют ему остаться только в своих стенах. Но время от времени вещи, конечно, должны соединяться. Беспрецедентная и долгожданная выставка действительно соединит части щукинской коллекции, разделённые в 1948 между Москвой и Ленинградом, и воссоздаст уникальную обстановку щукинского особняка в Знаменском переулке. Великолепный иконостас Поля Гогена, композиция, которую создал в своём доме Сергей Щукин самостоятельно. Он, человек инициативный, взрывной, увлекающийся. Я
![]()
думаю, что это была взрывная, очень быстрая, но всё-таки эволюция. А вот для остальных, для окружающих, для современников это, несомненно, была революция вкуса» (Полина Ермолаева. Марина Лошак. Алексей Петухов. «Россия 24»). А что б хотел услышать я? Что усталость Гогена от импрессионистской суеты мелких мазков чистого цвета (то же отчаяние от скуки Этого мира) породило убегание этого художника от цивилизации путём... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 09.12.2023 Великолепная корректура и литературное редактирование! Идеально! Сергей Гурьев 05.12.2023 Рада за НЛ, что растёт число подписчиков и вы продолжаете свою миссию! Алёна Туманова 28.11.2023 Сделано на высоком уровне, как и помещённые в нём материалы. Анатолий Жариков 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
|||||||||||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Главная Автокрепеж krepdetal.ru. |