HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 г.

Художественный смысл

Опять очертя голову

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за июль 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2019 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

 

Хорошо быть непризнанным. Не связан с поддержанием своей репутации среди собратьев по цеху. В который, вообще-то, я не принят.

Что я сейчас сделаю? – Я разверну мелькнувшую мысль.

Обстоятельства этого промелька такие.

1) Чтение книги Манина «Русская живопись ХХ века», т. 3 о художнике Кабачеке. Точнее – ассоциация слов: А) «будничность» об одной картине, Б) «неожиданно» о другой и В) «стиль Малявина» – об этой другой.

2) Перечитывание, что у меня уже написано о Малявине – тут.

Мелькнувшая мысль (психологическая) такова: от скукотищи, этой вечной родительницы ницшеанства, до очумелого бросания в феерию – один шаг.

Манин писал о картине, репродукцию которой я найти не смог:

«Первая его знаменательная картина «Председатель колхоза», написанная совместно с Н. Л. Веселовой, удивила своей неожиданной, как бы случайной композицией. Председатель, разговаривающий по телефону, помещён у самого края полотна, и это неожиданное построение отражает будничность темы и её случайную выхваченность из жизни. И эта будничность, противопоставленная привычной героизации и преувеличенной значительности изображаемых персон, снижала патетику искусства того времени».

Это было, можно в статье сориентироваться, до ХХ съезда партии, до разоблачения культа личности Сталина, во времена глянцевания действительности. Что Кабачеку, видимо, настолько здорово надоело, что он рванулся сказать «фэ».

И был он, хочется думать, человек отчаянный. То, что изменилось после ХХ съезда, его нисколечки не устраивало. И его понесло во все тяжкие, как полвека назад Малявина от замирения после революции 1905 года. Во вседозволенность некую понесло. Цветовую. Выражающую его внутреннюю жизнь, жизнь экстремиста, отрицателя всего-всего.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 17.07.2019
Кабачек. Праздник в Вороново 1959.
Кабачек. Праздник в Вороново 1959.

 

Ну… Времена были не царские. Тоталитаризм советский был пожёстче. Приходилось сколько-то притворяться, чтоб совсем не загреметь. И потому «какая-то жуть» малявинского «Вихря» в глаза не бросается. Но чуткий Манин что-то уловил:

«Художник вспоминает традицию Малявина, его стихийную живописность, взвихренное изображение плясок. Он кладёт в основу своих насыщенных цветом композиций краски народной одежды Чувашии и Мордовии, обращаясь к этнографическим истокам. Народные праздники Кабачек намеренно декорирует посредством широких цветовых плоскостей, которые напоминают расхлёстанные полотнища и своим колыханием вызывают впечатление стремительного движения. Нарядная толпа, расцвеченная национальными красками, движется по диагонали полотна, как несокрушимая масса, как природная стихия. В стихии цвета лица и фигуры людей едва различимы. Художник использует принцип потока, в котором главное – движение, в совокупности с праздничными цветовыми полотнами создающее ощущение стихийной силы. В живописи Кабачека примечательны несколько моментов. Во-первых, в 1960-х годах он по-своему возрождает стиль Малявина и Врубеля (стихия красок и граненая форма). Во-вторых, образ у него формируется композицией пятен, в которой облик человека почти теряется, он только обозначен. И, в-третьих, это не суровый стиль, а декоративная живопись, вводящая невиданные ранее цветовые звучания».

Назвав этот стиль декоративным, Манин как бы остановил ассоциации с серебряным веком, не бывшим в чести в СССР, хоть в 2007 году – когда писал Манин – опасности никакой уже не было.

До идиотической фразы: «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!», – было ещё 2 года, но чуткий Кабачек это предчувствовал и издевался хоть бы тем, что «лица и фигуры людей едва различимы».

Надо напрячься, чтоб проследить фигуру правее центра во всём белом. – Правая нога её загорожена педалью велосипеда, левая – каким-то бревном (или что это?). Руки её на пояснице – большими пальцами вверх – это какая-то неестественность. Или они развязывают на пояснице тесёмку тёмного фартука? Голова в белом на белом фоне совсем теряется. Её расшифровывать надо.

Левее её в чём-то леопардовом (?) не понятно кто.

Человека по центру (второй вглубь) в коричневой рубахе и подпоясанного ремнём вообще трудно идентифицировать как человека. Наверно, он сидит и сильно наклонился вперёд.

Его заслоняет женщина с непонятно как повёрнутым лицом, что носа не видно. Что коричневое левее её юбки – не ясно. То ли нога этой женщины, то ли собака лежит. Если мыслимо представить, что собака ляжет в такой толчее.

Каша, утрировано говоря.

 

 Кабачек. Эскиз к картине «Праздник в Воронове»
Кабачек. Эскиз к картине «Праздник в Воронове»

 

Против такого, экстремистского, толкования праздника говорит то, что ещё только одна вещь приближается к такой кашеобразности.

 

 Кабачек. Победители скачек. 1959.
Кабачек. Победители скачек. 1959.

 

И она тоже замаскирована под радость…

Зато в теме не праздника хаос красок находится явно.

 
 Кабачек. Чабанская бригада Героя Социалистического Труда Малашенко. 1961.
Кабачек. Чабанская бригада Героя Социалистического Труда Малашенко. 1961.
 
 Кабачек. Этюд к картине «Портрет механизатора А. Чалого». (N 27). 1961.
Кабачек. Этюд к картине «Портрет механизатора А. Чалого». (N 27). 1961.

 

Наиболее к ницшеанству подходят такие грозные вещи.

 

 Кабачек. Блики на воде. Этюд. (N 193). 1948.
Кабачек. Блики на воде. Этюд. (N 193). 1948.
 
 Кабачек. Триптих «Блокада». Центральная часть. «Dei profundis». 1972–1975.
Кабачек. Триптих «Блокада». Центральная часть. «Dei profundis». 1972–1975.

 

Перевод с латинского – глубины.

И я не знаю, маскировка ли – правая часть триптиха.

 

 Кабачек. Триптих «Блокада». Правая часть «Возрождение». 1972-1975.
Кабачек. Триптих «Блокада». Правая часть «Возрождение». 1972-1975.
 
 Кабачек. Эскиз композиции.
Кабачек. Эскиз композиции.

 

На впечатление ницшеанского иномирия, может, влияет эскизность… А против ницшеанства говорит множество его некашеобразных вещей. А ведь ницшеанство – не то мировоззрение, какое б ассоциировалось со слабостью духа и с переходом на другое мировоззрение.

Спасением мне может быть явление мерцания. К ницшеанству очень негативно относились в Советском Союзе, Гитлер любил Ницше… Советскому человеку как бы стыдно себя засекать на ницшеанстве. И – оно сублимируется в подсознание. И оттуда прорывается всякими бурностями. А в сознании художник рисует обычное, драматичное, так сказать, реалистичное, не привлекающее даже внимания, если ориентируешься на художественность (то есть на следы подсознательного идеала).

«Картина «Год тридцатый» (1969)… Драму коллективизации Кабачек осознал едва ли не первым среди художников. Показав правду социальной политики советской власти, картина навлекла на художника гонения. Её снимали с выставок, она увидела свет тишь в конце 1980-х годов. Видимо, это обстоятельство повлияло на Кабачека. Он практически умолк и в дальнейшем не заявлял о себе какими-либо серьёзными произведениями» (Манин).

А может, понял, что злоба дня это не злоба на весь Этот мир. А осознав, он... [...]

 

 

24 марта 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в июле 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июля 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

453 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.03 на 22.04.2025, 13:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

502а золотая вешалка плечики. . Лукойл стабио 46 купить 20л компрессорное масло купить prosbyt.ru/lukoyl-stabio-46. . Самая подробная информация баллоны для пневматики на нашем сайте.
Поддержите «Новую Литературу»!