HTM
Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Художественный смысл

Ненацеленный ли этот поиск

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за сентябрь 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2019 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 17.09.2019
Иллюстрация. Название (предположительно): «Избушка в снегу» (1970 г.). Автор: Евгений Гарин  (1922–1994). Источник: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1701500/f96a1f73-8689-4e40-a30b-272b26a8956d/s1200?webp=false

 

 

 

Я читал книгу о Тарковском. Очень ясно вырисовывалась его элитарность в отношении эстетики. И, в общем, заблуждение о себе и народе. Он сперва («Иваново детство», «Андрей Рублёв») был движим подсознательным идеалом благого для всех индивидуалистов сверхбудущего, думая, что многие его понимают, кроме начальства. А народ – за. – Рано или поздно заблуждение это относительно народа должно было стать ему ясным. И он о простом народе мнение переменил, когда сгорела его дача. Не известно отчего, но он подозревал народ, это «специфическое русское раздражение от чрезмерно расцветавшего соседского имения, «заслуживающего» уже своего «красного петуха»…» (Суркова. Тарковский и я. 2002. С. 193). И было приведено высказывание Тарковского о рассказе Бунина «Ермил» (1912), иллюстрирующее, какой он плохой, русский народ.

Я рассказ прочёл, и он мне показался иллюстрацией, автор которой думал, что он реалист, а не иллюстратор, понимая реализм (может ли такое быть?), как его понимаю я: раньше всех происходит в процессе писания или в замысле догадка о чём-то социальном, социуму ещё неведомом, что близко по авторскому самоощущению к науке, которая тоже вскрывает поначалу невидимое. Обстановка в стране, вроде, соответствовала. Поражением кончилась революция 1905 года, и шло к её продолжению. Общественное мнение (кроме реакционного) было за народ. И увидеть народа плохие качества было неким открытием. Может, даже подсознательным (что меня восторгает; я люблю из собственных соображений доходить до оценки произведения художественным {за следы подсознательного идеала автора} у того автора, который всеми признан великим). А Бунин же – великий… И вот я-де тоже к тому пришёл… – Заманчиво!

Ермил, носитель тёмного начала в душе, убил почём зря мужика, хотевшего на святки попугать Ермила. Чего он?

«Как многие из тех, кто никогда не видали добра ни от начальника, ни от ближнего, он давно мечтал быть от людей подальше. Они его не любили, он их чуждался. Они им помыкали, думая, что он дурак и безответный. Он же, помалкивая, копил в себе утеху – злое сознанье, что далеко не так он прост, как думают. Он внушил себе, что все ему лиходеи, и жил, надвинув шапку на глаза, но сторожко…».

И – бац – непосредственное впечатление: что это просто следование длящейся в демократических кругах того времени моде на реализм. Следование, отношения к искусству не имеющее…

Вы видите: всё объяснено. Как в науке. Общий негативизм друг к другу: людей и Ермила. Это исходное. Он спровоцировал, чтоб его испугали, рассказав, как он себе это представляет. Слушатели и решили его рассказ повторить, считая, что ермилово «мне и каюк...» это «пофорсить пришёл, побрехать».  А он же пугается с превышением пределов самообороны, сам не понимая, что как раз превышает. Вот приготовился с этим превышением, испугался, когда к нему пришли, и убил. Виновато «не любили».  – Иллюстрация заранее знаемого: народ плох от темноты и грубости, с суеверием «о разгуле нечистой силы в середине зимы» («Википедия»).

Как попал Ермил в спокойное место, в монастырь, «не было человека работящее его». Обстоятельства лепят человека. Ура! – радуется-де Бунин, сумевший пройти по проторённой дороге, не понимая, что проторённое – это не искусство.

 

Я прибавил частицу «ли» в заголовок и двигаюсь далее.

 

Бунин сперва  был за народников, после их разгрома стал толстовцем. А потом…

«В 1910-е гг. Бунин усиливает ведущие линии повествования, связанные с противопоставлением точки зрения героя и общей авторской позиции» (Вантенков. В диссертации Каменецкой).

Начало рассказа:

«В наших местах есть довольно большой лес, который зовут Островами. Вот что случилось в нём несколько лет тому назад, на Святках, когда караулил его некто Ермил, малорослый, коротконогий, морщинистый мужичишка».

Автор не считает зло в народе нормой (как обиженный Тарковский).

Или я не прав и Тарковского обижаю. Тот считал: «Грабитель, конечно, приходит…» (Суркова. С. 194).

Так, может, эти двое, кому Ермил рассказал про «каюк», с такой целью и шли, мол, пугать? Умрёт, обшарим, если деньги есть – заберём. Ермил же заговаривал: «Мне, брат, шесть целковых не деньги...». Дразнил. – Так кто знает, зачем именно пришли пугать Ермила, если шесть рублей для того не деньги.

Может, неясность как раз и есть идеал Бунина? Как бы равнодействующая: 1) «авторской позиции» (повествовательской) и 2) героев. И потому «В период с 1911 по 1913-й г. произведения Бунина тяготеют к «сказовому повествованию»» (Каменецкая). Для более яркого отличия от якобы научной речи повествователя, следующего моде на реализм у прогрессивной части общества.

То есть Бунин против прогрессивной части общества. И его влечёт из предшествовавшего пробуддизма, пассивного демонизма, в активный, ницшеанский. Принципиальная неясность человеческого бытия, клонящаяся больше ко Злу – чем не дальний образ идеала метафизического иномирия?

Хм. А ведь тут для меня спасение. Этак Бунин оказывается творящим под воздействием не попадающего пока в его сознание идеала метафизического принципиально недостижимого ницшеанского иномирия, только тем и радующего художника, что удаётся дать какой-то образ его. Этак у меня Бунин становится на путь величия.

Но есть ли в тексте образ этого иномирия?

По-моему, есть. В месте перехода от текста, близкого к «сказовому повествованию», к тексту с безэмоциональной (якобы научной) «авторской позиции» (повествовательской). – Я околосказовое процитирую шрифтом косым нежирным, повествовательское – косым жирным, а между ними – не то и не то, образ иномирия – прямым жирным:

«– А ты что ж думаешь? – подхватил Ермил. – Время святошное... Кто-нибудь шутку вздумает, полушубок для смеху вывернет, да под окно, а мне и каюк...

– А! – опять сказал Махор, но уже равнодушно. – Значит, ты просто пофорсить пришел, побрехать... А я-то, дурак, с тобой зубы чешу.

И опять наклонился к гармонии. Но вдруг загоготал и подмигнул Мишке.

– Чего ты? – торопко спросил Ермил.

– А то чего же! – ответил Махор весело и загадочно.

Ермил посидел ещё минуту, чтобы не заметили его торжества, – он понял этот хохот, он уже не сомневался теперь, что Ванька придёт в вывернутом полушубке, – и, сославшись на то, что припоздал, наобещав непременно договориться «как-нибудь на гулянках» о сапогах, вышел вон, пока Махор зажигал лампочку. Была уже ночь. Мёрзлые помои у порога тускло блестели. Высоко, над самой головой, ныряли и сияли в волнистых облаках луна и какая-то яркая звезда. Сиял порою и крест церкви, когда быстро шёл мимо неё Ермил.

Пришёл он домой поздно. Кобель сидел у избы, против луны, ждал его. Дружно и быстро вошли они в избу и тотчас же, не зажигая огня, легли спать».

В околосказе торжество задуманного зла. В образе иномирия – торжество от выраженности этого иномирия (помои блестели, сияли луна, звезда и крест: иномирие не есть что-то из перечисленного ни низкого, ни высокого, но неравнодушно, раз выражено). В повествовании от повествователя луна не вызывает эмоций.

Ницшеанцы не выдерживают того, что иномирие, ими переживаемое как-то не вполне осознаваемо и явно непостижимое для обычной публики, не будет публикой как-то понято и принято. Поэтому ницшеанцы хотя бы образ этого иномирия дают восприемникам: вдруг что-то поймут.

Тот факт, с каким трудом я пробивался к такому выводу, говорит, мне, во всяком случае, что у Бунина тогда ницшеанство было точно подсознательным идеалом.

 

Любопытно, что Тарковский, будучи художником, ставшим ницшеанцем, подсознанием почуяв художественность у Бунина, так и... [...]

 

 

2 сентября 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в сентябре 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению сентября 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

998 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.07 на 08.09.2024, 15:01 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.08.2024
Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу.
Валентин Попов

23.08.2024
Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов!
Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы».
Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО!
Кристина Денисенко

13.08.2024
В отношении июльского номера журнала «Новая Литература» – понравилось две вещи: 1) стихотворение «Поэзия» в подборке Дадаева, 2) очерки Ольги Удинской «Бабушка» и «Дочь».
Елена Ханина



Номер журнала «Новая Литература» за июль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Вешалки с прищепками цена fix price вешалка с 12 прищепками.
Поддержите «Новую Литературу»!