Художественный смысл
Критическая статьяПамяти Гия Канчели
![]() На чтение потребуется 4 минуты | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]()
Раз Данелия – для меня, по крайней мере, – в фильмах «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Настя» (см. тут, тут) оказался ницшеанцем, то надо проверить, не такой же ль идеал двигал им и в «Мимино» (1977). Пишу это в день смерти Гия Канчели, написавшего песни для этого фильма. Фильм начинается с такой песни:
Приходит день, уходит день Один из тыщи. Чего мы ждём, о чём грустим, Чего мы ищем? Кто в поле, кто в небе, кто в море. Себя мы ищем, мы ищем себя.
Лететь дождю, гудеть ветрам, шуметь погоде. Скажи, зачем, скажи куда мы все уходим? Уходим из детства, из дома, от старых сказок, от прошлых себя.
Это композитор так расщепил стихи. И это – образ мгновений, абсолютная преходящесть которых, каждого, – щемящая. И в этом – от противного позитивный – образ негативного, иначе чем созданием образа, принципиально недостижимого метафизического иномирия. Жизнь устроена плохо: в ней есть смерть. Смерть не только организма, но и каждого мгновения, организмом воспринимаемого. Жизнь устроена очень плохо: наличием в ней суеты. Вот она и начинается сразу после того, как отзвучит песня – оглушительное тарахтение вертолётного двигателя. Более того – вертолётом крестьяне упросили везти овец. В вертолётное окно зевает лохматая собачонка. Ноев ковчег какой-то. И – пленительной красоты Грузия: на переднем плане плоская площадка с почти выгоревшей от солнца давно не кошенной травой – ультрапровинциальный аэродром, на втором плане почти отвесная гора, как баранья шерсть, покрытая тёмно-зелёным лесом в воздушной перспективе, на заднем плане такая же гора, каждая всё дальше, лесистые горы, всё более и более бледнеющие от той же воздушной перспективы, переходящие вверху в голубое небо, отграниченное от земли цепочкой снегового хребта. – Вечность! И красота. Рядом с которыми этот быт, крестьян и пилота, – смешон.
![]()
И – опять полное удовлетворение оттого, что это – образ опять его, метафизического иномирия. Вот из переходов от образов иномирия к противоположной ему суете и обратно и состоит фильм. В этой двухминутной капле чувствуется вкус всего моря-фильма. – Дальше можно не анализировать. А тут всё перемежается с юмором на каждом шагу. И создаёт обманчивое впечатление, что это комедия. «– Лалико! – Ы. – Лалико, восемь было. Один баран куда делся? – А себя ты посчитал? – Нет. – Так восемь это вместе с тобой было. – О (удовлетворённо кивает головой, поворачивается к пастухам овечьего стада – оно тоже на аэродроме – к которому привезли на вертолёте этих восемь). Восемь это вместе со мной было». Ну где тут заметить, что это – очень горькое и мудрое произведение. Нечего, мол, суетиться. 3 минуты 10 секунд. И дальше лётчик по прозвищу Мимино, приняв на борт новый груз, летит по назначению среди гор-красот, а за кадром – бездумная песня, образ счастья в минимализме, единственном конкуренте метафизического иномирия как идеала.
Как же не петь мне – небо бессонно, ирис в долине, в счастье и в горе песня поддержит и не покинет. Как же не петь мне – маки и розы в ярком цветенье, Песня мне светит, путь освещая, как же без пенья.
Птичка, птичка, птичка-невеличка я Птичка, птичка, птичка-невеличка я
Пусть моя песня будет подарком небу и людям Сладкую память – память о детстве песня пробудит Старость увижу – песня откроет дальние дали С ритма собьётся сердце, ответив тихо печали.
Птичка, птичка, птичка-невеличка я Птичка, птичка, птичка-невеличка я
С этой песней я начал разговаривать. Как говорят, в конце жизни поёт лебедь, С песней умру, чего мне желать ещё больше.
Песню мою научили парить добрые птицы Песнею жив, и мне никогда не измениться. Жизнь завершится – уйду я навек в доброе небо и с песней умру – что прекраснее? – так же, как лебедь.
Птичка, птичка, птичка-невеличка я Птичка, птичка, птичка-невеличка я
А как кончается фильм? Вот ослепительная стюардесса Лариса Ивановна попросила у него... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за октябрь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Детские плечики купить вешалки плечики. . Гидрораспределители GPA. Купить Гидрораспределитель. . Специфическое лечение остеопороза. |