Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
За какими-то непостижимыми ассоциациями я влекусь… Заглавие – от фамилии Бритов. Художник такой. Почти непримечательный. Я его картины рассматривал в интернете под завывания Первого канала российского телевидения по поводу всегдашней украинской несостоятельности (до второго тура выборов Порошенко-Зеленский оставалось 5 дней). Гнобили Мазепу, украинские причитания о сожжении Батурина, вечное предательство Украины, Хмельницким – Польши, Мазепой – России. Второсортным выглядел народ, которого и впрямь второсортным считали все, владевшие им на западе – румыны, австро-венгры, поляки. Что довело, по-моему, крайних украинских националистов до исключительной жестокости и моральной низости по отношению к чужим народам. А Бритову «на таком фоне» можно было почти ничего особого в живописи не делать, а слава России – сло́ва не нахожу… Гремит… Ну какое же гремит, когда едва ли не тишина воспевается.
![]()
Там, вон, ручей журчит – какая тишина. И вообще не про тишину думать, когда весна дышит. Не знаю. Невыразимо. А потому – сверхтонко. Что-то громадное чуется. Просыпается аж Природа. На заглавные буквы тянет. Благо – в слове «Россия» можно не стесняясь заглавную применять. – Надо же… Такая тусклятина, а такое ЧТО-ТО где-то в груди… Я такое пережил раз как раз на Украине. Я жил в маленьком городе Ромны Сумской области. Это в 80-ти километрах от злосчастного Батурина, который сжёг Меньшиков (правда, вместе с украинцем Иваном Носом). И было мне лет 8. Я был, вообще-то, послушным мальчиком, маменькиным сыночком меня называли (я был полусиротой и не хотел маму удручать плохим поведением). Но один раз весна, видно, во мне взыграла, и я удрал из школы и пошёл домой кружным путём, спустившись к речке Суле. На ней лёд ещё не начал вскрываться. Но льдины, косо торчащие у берега, я почему-то помню. И никакими словами не передать то чувство свободы, которое я переживал. Горе Украине, что её история так сложилась, что я (правда, где-то с 10 лет ставший чувствовать себя русским, тогда же перестав на Украине жить) не ассоциирую теперь журчание ручья в снегу с Украиной, а ассоциирую это с великой Россией, когда смотрю на картину русского художника. Меня 10-летнего перевезли жить в Литву. И там я озорничал покрепче – ходил по здорово широкому Неману, по потрескавшемуся льду. Но родиной Литву я не чувствовал. Родиной, как оказалось – по запаху осоки – я чувствовал Украину. Но – как такую часть СССР. Ну и того чувства свободы я больше как-то не пережил вне Украины. В общем, при рассматривании нарочито напритязательной картины Бритова я переживаю – парадокс – величие России, не Украины. Сделаем эксперимент. Посмотрим на картину украинского художника, тоже нарисовавшего раннюю весну.
![]() ![]() Васильковский. Ранняя весна. 1900-е.
Совершенно не то! Где та безмерная свобода, ассоциирующаяся с Россией (да свобода, воля, связанная с легендарной бескрайностью России; где-то читал про молчаливый договор народа и власти: кто из крепостных удрал – его не ищут, потому что не найдут в такой шири; про великие сибирские стройки вспомните, кто может; я – подумывал было уехать). – У Васильковского, наоборот, заземлённость на хозяйство, а не вольный полёт. Что и соответствует, кстати, разнице менталитетов русского и украинского. Русский я обозначаю сокращённой мною цитатой из Феофана Затворника: «Дело не главное в жизни. Главное – настроение сердца». А у украинца обратно: дело – главное. Возьмём другое полотно.
![]() ![]() Горобец. Ранняя весна. 1968.
Похоже на моё удирание из школы и поход домой кружным путём – но не то. Тут какой-то уют. Хотя бы потому, что девочек две. Нет переживания огромности происходящего. Соразмерного такой стране, как Россия. Тут – проза, хоть неба много. А у Бритова – полёт, хоть неба совсем нет. И, кажется, понятно, в чём дело. – В невнятности живописуемого у Бритова. Чуть не беспредметности. Оттого – свобода и великое. Самодовлеющее. Но – со вкусом. А украинское у русского шовинизма – это образ безвкусия. И оттого, наверно, я – а я человек интуиции – назвал статью, пусть и звукоподражательно фамилии художника, но – цитатой из «Свадьбы в Малиновке». В которой русские, авторы оперетты и фильма, ласково унижают украинское. Притом что и в самом деле Германия по-украински – Німеччина – от праславянского «němъ «немой, неспособный говорить на понятном языке» («Википедия»). Россия-де, всё-таки ушла от древности в именовании страны, а Украина нет. Что перекликалось с унижающим Украину упомянутым телевизионным «фоном» рассматривания картин Бритова.
Кажется объяснимым, что Бритов не удержался на скромности и невнятности изображаемого.
![]() ![]() Бритов. Март. Гости приехали. 1996.
Он же живописец. Почему духоподъёмность красками не прокричать. Но когда?!. Когда страна так называеморго коммуниста Зюганова в президенты чуть не выбрала от отчаяния из-за радикала Ельцина… Но... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
http://magazin-veshalok.ru производство металлических вешалок. Изготовление вешалок. . Car insurance in homestead fl - state farm insurance. . Клинки для ножеи купить клинок для ножа inetkuznec.ru. |