HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2021 г.

Художественный смысл

Игорь Орлов

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за июнь 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2020 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью «я»-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством взрослых. Взрослые мрачны, потому что весь Этот мир ТАК плох, что хочется вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие.

Неужели и для детей окружающий мир очень и очень плох и потому хочется из него вон?

Мне лучше всего помнится в связи с такими вот картинами –

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 26.06.2020
Орлов. Летний вечер. 2005.
Орлов. Летний вечер. 2005.

 

Орлов. Летний пейзаж со стрекозами. 2009.
Орлов. Летний пейзаж со стрекозами. 2009.

 

как я, шестилетка, летал в траве боевым лётчиком. Трава была лесом с огромными деревьями. А я пролетал на бреющем полёте и бомбил прячущихся немцев. Ими были муравьи.

Это было в 1944 году в маленьком украинском городе Ромны в разбомбленном здании суда (так о нём говорили взрослые), на кучах кирпича, проросших диким бурьяном в мой рост, под впечатлением побед Красной армии и помня о нашем, семьи, бегстве из Ромен от фронта в 1941-м на подводе, когда нас догоняли немецкие самолёты и бомбили.

А я был болезненным послушным ребёнком. По ночам мне снились кошмары, как лично за мной гонятся фашисты. И я днём оттягивался на смелых фантазиях в упомянутой траве и в рисунках с наступающими на бывший на слуху какой-то Атлантический вал (окопы фашистов) советскими танками и самолётами (я умел рисовать).

Вот и у Орлова… Катастрофическое сознание.

«Когда я задумываюсь, чем же я занят всю жизнь, каковы основные мотивы моего творчества, я отвечаю себе: вероятно, это мечта о красоте, о гармонии окружающего мира и постоянная боязнь, что этот мир исчезнет, погибнет. Желание оградить хрупкую красоту, тонкое обаяние этого Божьего мира от Тёмных сил, от надвигающейся катастрофы. И я – человек, воспитанный в советском атеистическом обществе, – всё же часто про себя произношу молитву: Господи, сохрани этот чудесный мир, не дай ему погибнуть, Господи, дай мне силы славить этот мир, передать красоту этого мира! Но потом вспоминаешь далёкий летний день, журчащий ручей, россыпь звёздочек-цветов, ветер, шевелящий вершины сосен, и белые облака над ними, – и ощущение беды, катастрофы отступает. Появляется надежда. Может быть, всё образуется? Ведь мир изначально так гармоничен, так прекрасно устроен!».

О чём это? – О ядерном Апокалипсисе проще всего думать.

«…сначала война, потом «холодная война»; борьба за мир, когда камня на камне не останется, затем бросали бомбы – атомные и водородные, возникали различные кризисы, которые чудом не завершились катастрофой: то берлинский, то венгерский, то карибский…» (И. Орлов).

«Страх людей быть замеченными, “высунуться” обрекал общество за серость и застой».

Чувствительного художника это тоже могло доводить до крайности.

Но не сходится это с датами создания произведений. Что теперь?

«После 1991 года россияне обнаружили, что их тревоги изменились. Теперь они испытывают жестокий неумолимый страх главным образом из-за пороков государственной машины… Более двух третей современных россиян боятся встречи с преступниками в своей повседневной жизни».

А то, что кончилось время гарантированной занятости и, значит, материальной обеспеченности…

Но слова о гармонии у Орлова выглядят противоположными ницшеанству. Это как я тонул в отрочестве. Чуть ли не в луже. И, уже наглотавшись воды, взяв себя, наконец, в руки, я опустился на дно (а то я не знал, где верх, где низ), потом присел, сильно оттолкнулся ногами и выскочил по пояс над водой. Увидел этот бесконечно прекрасный мир… Это ослепительно-голубое небо… Эту ярко-зелёную траву… Я, так и не сумев вдохнуть (лёгкие были заполнены водой), тут же ушёл опять под воду. Но красоту Этого мира запомнил. – Я не ницшеанец. Орлов, выходит, тоже. Это идеал трагического героизма. «Вот-вот и взойдёт» Высоцкого.

Разве что это у Орлова не характерное, идущее от сознания. Тогда как в подсознании – всё-таки ницшеанство с иномирием, досягаемым только в творческий миг.

 

Орлов. Пейзаж с букетом и интерьером. 1996.
Орлов. Пейзаж с букетом и интерьером. 1996.

 

Орлов. Валдайский пейзаж. 1998.
Орлов. Валдайский пейзаж. 1998.

 

Орлов. Вечерний интерьер с красным абажуром. 2000.
Орлов. Вечерний интерьер с красным абажуром. 2000.

 

Орлов. Натюрморт с грушами. 2003.
Орлов. Натюрморт с грушами. 2003.

 

И теперь словам художника уже верить нельзя:

«Полотна последних лет отличает глубокая внутренняя умиротворённость, тишина, благодарная радость. «Я часто мысленно произношу молитву: Господи, благодарю Тебя за то, что Ты мне дал ещё один день – такой неповторимо прекрасный. Благодарю за то, что я могу видеть, слышать, передвигаться, осязать, обонять, думать, вспоминать. Я начинаю день, и у меня нет уныния. Господи, помоги мне славить этот мир, передать его красоту и неповторимость. Я – частица этого мира. Капля воды сливается с океаном, а океан сливается с каплей. Так и я соединяюсь с окружающим миром, и мир входит в меня, образуя неразделимое целое», – пишет художник» (ссылка на журнал "Юный художник" №6, 2006).

Он же Абсурдом вдохновлялся. Иномирием таким.

 

Ницшеанству одновременно повезло и не повезло. Не повезло с... [...]

 

 

28 апреля 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2020 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июня 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.



Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2021 года

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

 

Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература»
Редакция: newlit@newlit.ru, тел.: +7 960 732 0000
Реклама: reklama@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 914 699 35 47 (с 2.00 до 13.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!