HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2021 г.

Художественный смысл

Амикошонство?

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за сентябрь 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2020 года

 

На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 11.09.2020
Иллюстрация. Название: «Лев Толстой, обнимающий Христа». Автор: Ян Стыка. Источник: https://svnesterov.blogspot.com/2016_06_01_archive.html

 

 

 

Не амикошонство у меня, а раж. Я заметил, что, если загоняешь себя в тупик, то находится выход.

Я страдаю от того, что мне мало попадается произведений, которые я б назвал художественными. (У меня особый критерий: должно быть ЧТО-ТО, словами невыразимое. Иначе – только эстетическая ценность может быть {неожиданное или только так и больше никак не выразимое}.)

Оттого я беру книгу какого-нибудь литературоведа и читаю до появления в тексте названия произведения знаменитого автора. Вдруг оно будет художественным. – Я взял Басинского и дочитал до такого:

«Но что было «соблазном и безумием» с точки зрения литературной среды того времени? А вот как раз проповедь христианства как последней истины.

На этом, по мнению писателей, помешался перед смертью Гоголь, это было пунктом «безумия» Достоевского, и от этого же самого «сошёл с ума» Толстой. И Толстой, не медля, принимает эстафету «безумия». Случайно или нет, но именно после смерти Достоевского с маленького рассказа «Чем люди живы» Толстой, взгляды которого на жизнь, на религию, на искусство совершенно противоположны тем, которые приняты в «нормальном» обществе и которые сам же Толстой недавно принимал» (Скрипач не нужен. М., 2014. С. 37).

Я и стал читать этот рассказ.

И зацепился за предложение:

«Вылезает из возка в шубе барин».

Получается, возок в шубе… Корявая речь.

Это зачем? Ведь Толстой – классик. Он, да, известен, как коряво пишущий. Но (см. тут) до «безумия» своего, в «Войне и мире», ему корявость была нужна для выражения (он в это верил, что поделать, и даже в какой-то мере угадал) того, что первочеловечество – крестьянство, что оно делает историю, что оно, во главе с хорошими дворянами, пустит Россию не по капиталистическому, а по социалистическому пути. И он корявость в «Войне и мире», подтекстово имеющей в виду крестьян, почти отсутствующих в тексте эпопеи, сотворял длинными предложениями и каким-то немецким построением фраз (так меня уверяла знакомая, отлично знавшая немецкий язык).

Но тут-то – короткое предложение…

Неужели это от перемены мировоззрения: крестьяне, да, повернут Россию (да и весь мир) от капитализма прочь, но не силой (с хорошими дворянами во главе), а моральным примером: любовью, как первоначальное христианство предлагало?..

Ладно. Однако в «Войне и мире», где крестьян почти не было, нужна была корявость. А зачем она тут, где, пусть и не крестьянин главный герой, а ремесленник, сапожник?

Впрочем, и длинное и запутанное тоже есть в рассказе (мне аж два раза перечитать потребовалось):

«Я понял, что бог не хотел, чтобы люди врозь жили, и затем не открыл им того, что каждому для себя нужно, а хотел, чтоб они жили заодно, и затем открыл им то, что им всем для себя и для всех нужно».

Казалось бы, тавтология. Еле усёк, что первое – «каждому для себя» (индивидуализм), а второе – «всем для себя и для всех» (коллективизм, собственно – коммунизм).

Вот только вопрос: какое ж это «не открыл»? Что Матрёне смерть, если индивидуалисткой останется? Что барину смерть за вздорность? То есть какое-то далёкознание индивидуалистическое не открыл. Далёкознание даётся только как коллективистское. Но ведь и не знание ж оно, не рациональность, а… иррациональность.

То есть передо мной акт нарочитого искажения смысла! Написано не совсем то, что внушается! – Ура: я наткнулся на вожделённую мною (для чуяния подсознательного идеала) НЕДОПОНЯТНОСТЬ.

Или это часть так называемой градации. – За этой недопонятностью следует уже более понятное:

«Понял я теперь, что кажется только людям, что они заботой о себе живы, а что живы они одною любовью».

И рано мне радоваться. (Я ж художественным не назову этот рассказ, хоть он и Льва Толстого, если не найду хоть одного следа подсознательного идеала. А называть нехудожественным – страшно. Вон, Басинский тоже не посмел {в первом из двух эссе о Толстом}.)

Дело в том, что градация – это одна из фигур речи. А те призваны в прикладное искусство для усиления заранее знаемой эмоции или мысли. Или для лучшего внушения знаемого же. Тут – любви, как главного принципа жизни с Богом.

А есть же ещё произведения неприкладного искусства.

Значит, перед нами произведение прикладного искусства – притча поучительная. То, что рождено от сознания. Образчик тех произведений искусства, которые НЕ «приняты в «нормальном» обществе».

У Басинского нет смелости от себя прямо заявить, что Толстой пал в художественном отношении.

Я могу Толстого оправдать, только касательно упомянутой краткой корявости речи. От неё до крестьянства, как примера всем людям, – далековато. Такой нюанс отдалённо указывает, что идея всеобщей любви пропитала всего Толстого. Его подсознание тоже. Оно и породило ту корявость.

Но её слишком мало – даже для такого короткого рассказа – чтоб назвать его художественным.

Амикошонство это по отношению к великому? – Думаю, нет.

 

А Басинский сработал на пользу людям, неприкладного, первосортного, скажем так, искусства не чувствующих. Он даже несколько извратил для того историю русской литературы. Смерть Достоевского... [...]

 

 

15 мая 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в сентябре 2020 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению сентября 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.



Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2021 года

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

 

Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература»
Редакция: newlit@newlit.ru, тел.: +7 960 732 0000
Реклама: reklama@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 914 699 35 47 (с 2.00 до 13.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!