HTM
Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Художественный смысл

Признаюсь сразу

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за сентябрь 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2020 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.09.2020
Иллюстрация. Название: «Тишина» (2016 г.). Автор: Юлия Главная. Источник: https://fineartamerica.com/featured/silence-yuliya-glavnaya.html

 

 

 

Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил «Психологию искусства», я получил удовольствие, читая у него самого, обиженного, намёки, что я не один его уличаю… Как это назвать покороче и хлёстко? –  В плоскости.

Она его заставляет защищаться русскостью. Та, мол, сердечная.

А это сходится с известной максимой:

«В конце концов, патриоты всегда охотно уступали Западу ум, за собой оставляя душу» (Вайль, Генис. Родная речь. М., 1999. С. 160).

Это, наверно, тянется с 19 столетия. Из-за того, что крепостничество слишком задержалось в России. Из-за того, что крестьяне были освобождены без земли. На это наложилось извечное: географическое, историческое, – создавшие ментальное – бедность. На это наложился переход революционности из 19 столетия в Западной Европе в 20 столетие и Россию (а революционность взывала к справедливости и утилитаризму борьбы). Даже Лев Толстой скатывался в толстовство, обличение и поучение. А потом – лживость социализма о похожем звонила.

Тонкость художественности (которую я эстетико-экстремистски понимаю как общение подсознаний) была в России количественно задавлена сердечными страдателями за народ, с Лермонтова начиная, когда он впадал в стихопублицистику, а потом – Некрасов (в большинстве вещей), потом народники, толстовцы, революционеры. А теперь и либералы, жаждущие революции и якобы сочувствующие народу.

Вот и Басинский – туда же:

«Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Последняя строка этой цитаты из стихотворения Тютчева «Silentium!» вспоминается наиболее часто и уже стала поговоркой. Между тем, вырванная из контекста, она мгновенно теряет изначальный смысл, приобретая следующий: мысль настолько сложна и глубока, что не может быть высказана, не превратившись в ложь. То есть проблема заключается в высказывании мысли. Между тем, по Тютчеву, проблема состоит в невозможности высказаться сердцем, что приводит к неизбежной лживости всякой высказанной мысли, высказать которую как раз не составляет проблемы. Смысл оказывается полностью противоположным или, по крайней мере, совсем не таким, как у вырванной из контекста стихотворения строки. «Как сердцу высказать себя?» – вот главный вопрос «сердечной культуры».

Плоскость Басинского не опирается на внетекстовое, которое есть, между прочим, бессердечный (потому что научный, объективный) факт. Или литературоведение не наука?! Плоскость опирается на текстовое: нет, мол, в 4-й строке слова «сердцу» из 1-й строки. И отсюда-де все беды.

В чём образный смысл этого стихотворения (для чего процитируем его полностью)?

 

Silentium!*

 

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, –

Любуйся ими – и молчи.

 

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи.

 

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, –

Внимай их пенью – и молчи!..

 

(1829), начало 1830-х годов

 

* – Молчание! (лат.).

 

Заметили, что Тютчев позволяет себе искажённые ударения? – «заходя`т», «звезды`», «разгоня`т». – Это неудачи или допустимая поэтическая вольность?

Я много стихотворений Тютчева читал, но не помню таких вольностей. – Тут это то, что Бахтин назвал срывом голоса. Когда лирическое «я» не чувствует, что будет поддержано хором. (Так, в терминах древнегреческой трагедии, выражался Бахтин.)

Если согласиться, что типы идеалов повторяются в веках, то в вечно и повторение ницшеанства, как выражения итога крайнего разочарования, большего, чем разочарование романтика. Ницшеанство и тут (хоть Ницше родился через 14 лет после этого стихотворения; и Гомер был ницшеанцем, только это признать все трусят {кроме Чаадаева}). А идеал этот не для масс, не для хора. Тютчев это чувствовал, и – срывы голоса.

С ницшеанством и другая беда. – Критики как-то недодумывают, что в последней глубине ницшеанец бежит из этого скучного-скучного-скучного мира аж в принципиально недостижимое метафизическое иномирие (антипод христианского того света). – Тут образом этого метафизического иномирия является как бы вечный, надмирный латинский язык названия. А ещё – мрачный ореол применённых слов: «в ночи», «Таинственно-волшебных», – и повелительное наклонение многих глаголов: имеем дело с Абсолютом, не зазорно такому подчиниться.

Но самым лучшим доказательством являются рассуждения Мамардашвили (только он так многословен, что я их изложу своими словами).

В горе – нужно заплакать и  выполнить ритуальный жест. Мы воскликнули «Ах!», скажем, или сделали знак горя, фактически обращённый к другим. Но сообщили мы другим что-то, не прожёванное нами самими. И если ты начал разговаривать, значит, от того, что ты увидел, ты берёшь ту часть, которая одинакова у тебя и другого. Но это несвобода. То, что ты увидел, увидел только ты. Только то – свобода. Абсолютная свобода. Её хочется. Но она недостижима, поскольку ты социален. Так даёшь асоциальное, недостижимое! Абсолютное молчание в нашем случае. И оно отдаёт метафизическим иномирием. Достижимым лишь в меру возможности поэту это КАК-ТО передать восприемнику. Не словами! Это – миг вдохновения, миг достижения Абсолюта.

Это – один из тех идеалов, которые движут художниками. И он – не сердечен. Не гуманен. Христианский идеал Царствия Божия тоже ингуманистичен. Оба: и ницшеанство, и ему противоположный тип – идеал благого сверхбудущего (маньеризмом его можно называть), - экстремистские идеалы. Все остальные идеалы (а их, типов, в общем. немного), неэкстремистские, даже такой тип, как идеал трагического героизма, – все они в той или иной мере имеют большее или меньшее отношение к гуманизму и сердечности. И довольно мало сердечности в таком типе, как постмодернистском, утверждающем, что нет на свете того, что достойно быть идеалом. Постмодернизмом его стали называть в ХХ веке. А он, как и всё, тоже в веках повторяется. И Тютчев его исповедовал.

Только отражалось это у него чаще не в конкретном произведении, а... [...]

 

 

23 мая 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в сентябре 2020 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению сентября 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

998 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.07 на 08.09.2024, 15:01 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.08.2024
Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу.
Валентин Попов

23.08.2024
Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов!
Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы».
Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО!
Кристина Денисенко

13.08.2024
В отношении июльского номера журнала «Новая Литература» – понравилось две вещи: 1) стихотворение «Поэзия» в подборке Дадаева, 2) очерки Ольги Удинской «Бабушка» и «Дочь».
Елена Ханина



Номер журнала «Новая Литература» за июль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Вешалки белые пластиковые. Купить белые пластиковые вешалки.
Поддержите «Новую Литературу»!