HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2021 г.

Художественный смысл

Против трёпа

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за ноябрь 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2020 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

Наткнулся на такие слова:

«Владимир Вейсберг (1924–1985) – художник  традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной программой было постижение её законов.

Связь с искусством знаменитых старших современников – Моранди, Джакометти или Николсона…».

Меня тревожат слова «традиции» и «строгими правилами классической живописи». А так же связь с Джакометти (о нём у меня см. тут). У того несколько штрихов и – человек. Исчезающий какой-то. Там ещё сравнение идёт с пессимистом Сартром, во время войны организовавшим группу в движении Сопротивления, «её деятельность сводилась, в основном к разговорам в кафе и публикации листовок абстрактно-философского содержания».

То есть тревога моя относительно «традиции» состоит в том, что в русском народе есть-таки ментальная черта, либералами называемая уничижительно недостижительностью. И такие вот

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 26.11.2020
Вейсберг. №16. 1977. Ватман, акварель.
Вейсберг. №16. 1977. Ватман, акварель.

 

картины можно-таки счесть принадлежащими такой «традиции», близкой, кажется, пробуддизму.

 

Тихомиров. Зимушка. 2000.
Тихомиров. Зимушка. 2000.
 
Соломин. Стогование. 1949. Холст, масло.
Соломин. Стогование. 1949. Холст, масло.

 

Но у русского народа такая традиция (скромность) как-то не связывается с бессилием, которая мнится у пробуддизма. Хоть, может, мнится так ошибочно. В Индии, наверно, никак не тяготятся идеалом бесчувствия те, кто такому идеалу привержен.

А насчёт «классической живописи» я вообще теряюсь: что имеется в виду?

Проще думать, что это просто безответственный трёп не ахти какого специалиста, прячущего в неопределённостях свою слабость. Трёп, кроме связи с Джакометти.

 

Джакометти. Человек идущий. 1964.
Джакометти. Человек идущий. 1964.

 

То же с Моранди.

 

Моранди. Натюрморт с вазами на столе. 1833.
Моранди. Натюрморт с вазами на столе. 1833.

 

Про какой-то буддизм Моранди и его образ жизни говорит:

«Сам образ жизни художника, дистанцировавшегося от проблем суетного мира (он практически не выезжал из Болоньи)…» («Википедия»).

Вейсберг «мог считать себя учеником Ивана Машкова».

А Машков – пробуддист (см. тут).

Тот же живописал так, что зрители впадали почему-то в оцепенение. Вот и ранний Вейсберг…

 

Вейсберг. Портрет Ани Блиновой (Гудзенко). 1958.
Вейсберг. Портрет Ани Блиновой (Гудзенко). 1958.

 

Вы замечаете необычность? – Всё ж какое-то зыбкое. – Я и не знаю, как художник это сделал… Там, где ожерелье, ещё можно подумать, что какая-то зубчатость границы между шеей и одеждой испорчена фрагментами белого ожерелья (справа от нас). Но уже слева ожерелья ж нет. Что там за пила? А граница между рукавами и руками… Там же бахрома! Вообще почти вся длина рук в бахроме одежды. С волосами и фоном та же история. Этот чёрно-фиолетовый халат весь как-то мерцает. И в фоне какой-то ультрасложный строй. Чуть не импрессионистский – из точек. Мерцает спинка стула. Почти не прописаны сияющие пальцы ладоней.

Так и хочется переписать слова, привлечённые из Сартра для толкования Джакометти:

«Сознание как свобода имеет функцию постоянного бегства от предметностей <…> Но одновременно свобода является свободой для чего-то. Если бытие-в-себе плотно, непроницаемо, заполнено и его всегда предостаточно, "слишком" (de trop), то сознание прозрачно, пусто; оно представляет собой недостаток, выражаемый в желаниях, целях и проектах, которые должны быть выполнены, "заполнены". Конечным проектом сознания оказывается стремление стать абсолютом <…> Но это невозможно и поэтому человек обречён на поражение. Здесь он обнаруживается как "тщетная страсть" <…> неизменное колебание между прошлым и будущим через настоящее, действительно, образует диалектическое противоречие человеческого духа. Отсюда и такая структура сознания, как быть в самообмане, в колебании между заблуждением и истиной, отчуждением и свободой, идеалом, трансцендентностью и фактичностью, "низменным" бытием».

Не от хорошей жизни так рисуют.

«Говорят, будто он [Вейсберг] даже резал грудь бритвой до крови, дабы вернуть себя из состояния депрессии, за что нередко был увозим в психушку».

А счесть жизнь крайне нехорошей в ХХ веке – запросто. В любой год.

Вейсберг считал себя учеником Сезанна. Почти буквально (раз, в бане, чуть не окатил товарища кипятком из шайки, раз тот это не признаёт). А Сезанн же – ницшеанец (идеал – иномирие метафизическое). И пробуддизм – всего лишь пассивная ипостась такого идеала. Тогда понятно такое:

«Вейсберг просто взял за основу сезанновский живописный метод и по наитию, но последовательно трансформировал его в собственный.

Стремясь к абсолютному воплощению световых эманаций и преодолению предметности мира, Вейсберг принялся заниматься исследованием колористических систем. Он писал теперь словно бы мерцающие световые поля со смутно проступающими в них предметами, скорее, образы предметов» (Там же).

 

Вейсберг. Композиция цилиндров (№21). 1982.
Вейсберг. Композиция цилиндров (№21). 1982.

 

Если вернуться к словам, что его искусство связано со «строгими правилами классической живописи», то я б их объяснил так. – Классика ассоциируется с... [...]

 

 

8 июня 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в ноябре 2020 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению ноября 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.



Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2021 года

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

 

Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература»
Редакция: newlit@newlit.ru, тел.: +7 960 732 0000
Реклама: reklama@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 914 699 35 47 (с 2.00 до 13.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!