Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Наткнулся на такие слова: «Владимир Вейсберг (1924–1985) – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной программой было постижение её законов. Связь с искусством знаменитых старших современников – Моранди, Джакометти или Николсона…». Меня тревожат слова «традиции» и «строгими правилами классической живописи». А так же связь с Джакометти (о нём у меня см. тут). У того несколько штрихов и – человек. Исчезающий какой-то. Там ещё сравнение идёт с пессимистом Сартром, во время войны организовавшим группу в движении Сопротивления, «её деятельность сводилась, в основном к разговорам в кафе и публикации листовок абстрактно-философского содержания». То есть тревога моя относительно «традиции» состоит в том, что в русском народе есть-таки ментальная черта, либералами называемая уничижительно недостижительностью. И такие вот
картины можно-таки счесть принадлежащими такой «традиции», близкой, кажется, пробуддизму.
Но у русского народа такая традиция (скромность) как-то не связывается с бессилием, которая мнится у пробуддизма. Хоть, может, мнится так ошибочно. В Индии, наверно, никак не тяготятся идеалом бесчувствия те, кто такому идеалу привержен. А насчёт «классической живописи» я вообще теряюсь: что имеется в виду? Проще думать, что это просто безответственный трёп не ахти какого специалиста, прячущего в неопределённостях свою слабость. Трёп, кроме связи с Джакометти.
То же с Моранди.
Про какой-то буддизм Моранди и его образ жизни говорит: «Сам образ жизни художника, дистанцировавшегося от проблем суетного мира (он практически не выезжал из Болоньи)…» («Википедия»). Вейсберг «мог считать себя учеником Ивана Машкова». А Машков – пробуддист (см. тут). Тот же живописал так, что зрители впадали почему-то в оцепенение. Вот и ранний Вейсберг…
Вы замечаете необычность? – Всё ж какое-то зыбкое. – Я и не знаю, как художник это сделал… Там, где ожерелье, ещё можно подумать, что какая-то зубчатость границы между шеей и одеждой испорчена фрагментами белого ожерелья (справа от нас). Но уже слева ожерелья ж нет. Что там за пила? А граница между рукавами и руками… Там же бахрома! Вообще почти вся длина рук в бахроме одежды. С волосами и фоном та же история. Этот чёрно-фиолетовый халат весь как-то мерцает. И в фоне какой-то ультрасложный строй. Чуть не импрессионистский – из точек. Мерцает спинка стула. Почти не прописаны сияющие пальцы ладоней. Так и хочется переписать слова, привлечённые из Сартра для толкования Джакометти: «Сознание как свобода имеет функцию постоянного бегства от предметностей <…> Но одновременно свобода является свободой для чего-то. Если бытие-в-себе плотно, непроницаемо, заполнено и его всегда предостаточно, "слишком" (de trop), то сознание прозрачно, пусто; оно представляет собой недостаток, выражаемый в желаниях, целях и проектах, которые должны быть выполнены, "заполнены". Конечным проектом сознания оказывается стремление стать абсолютом <…> Но это невозможно и поэтому человек обречён на поражение. Здесь он обнаруживается как "тщетная страсть" <…> неизменное колебание между прошлым и будущим через настоящее, действительно, образует диалектическое противоречие человеческого духа. Отсюда и такая структура сознания, как быть в самообмане, в колебании между заблуждением и истиной, отчуждением и свободой, идеалом, трансцендентностью и фактичностью, "низменным" бытием». Не от хорошей жизни так рисуют. «Говорят, будто он [Вейсберг] даже резал грудь бритвой до крови, дабы вернуть себя из состояния депрессии, за что нередко был увозим в психушку». А счесть жизнь крайне нехорошей в ХХ веке – запросто. В любой год. Вейсберг считал себя учеником Сезанна. Почти буквально (раз, в бане, чуть не окатил товарища кипятком из шайки, раз тот это не признаёт). А Сезанн же – ницшеанец (идеал – иномирие метафизическое). И пробуддизм – всего лишь пассивная ипостась такого идеала. Тогда понятно такое: «Вейсберг просто взял за основу сезанновский живописный метод и по наитию, но последовательно трансформировал его в собственный. Стремясь к абсолютному воплощению световых эманаций и преодолению предметности мира, Вейсберг принялся заниматься исследованием колористических систем. Он писал теперь словно бы мерцающие световые поля со смутно проступающими в них предметами, скорее, образы предметов» (Там же).
Если вернуться к словам, что его искусство связано со «строгими правилами классической живописи», то я б их объяснил так. – Классика ассоциируется с... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Производство пластиковых вешалок станки для производства вешалок magazin-veshalok.ru. . Актуальные букмекерские конторы для профессионалов для ставок на спорт |