Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]()
Было дело (см. тут), что я оценил декаденткой современную поэтессу. Соображение, что декадентство – прикладное (о, в общем-то, знаемом) искусство, я вывел (см. тут) из разбора брюсовского «Декадента» (1894). Там эстетизация Зла «в лоб» преодолевает любовь. Самоцитата: «…как же это хорошо, что царствует в Этом мире Зло. Переживание, прямо противоположное ницшевскому: как плохо, что царит на Этом свете Зло». – Позитив, мол. Но там же я и сбивался на «так сладко-нейтрально это [Зло] описано!..». И там у меня колебания. Вот и с Пикаловой у меня колебания, надо ещё раз проверить. Смотрим (или даже слушаем) Пикалову. – Её слова – жирным шрифтом, интонация чтеца – косым жирным в скобках и около текста.
Закат
(голосом, близким к шёпоту)
Закат разлился за окном (задумчиво) Волной багряных сновидений. (понемногу увлекаясь) Огни реклам тонули в нём, (ускорено) Как обескровленные тени. (но тут же споткнувшись)
(И вдруг торжественно) И валом в мареве дрожа, Умчала колесница Феба. (с тоном окончательности) А город – (возврат к задумчивости) город всё бежал. (трагическим шёпотом) А город не смотрел на небо. (всё более замедленно)
В звуке – это волна. Нахлынула и схлынула. – Очень изящно. А что со смыслами? Мещанство и потребительская ценность цивилизации неколебимы перед преходящей поэтической ценностью. Низменное абсолютно. Вопрос: это приемлется или нет лирическим героем стихотворения? По замыслу чтеца – нет. Но есть подозрение, что себя накрутил. И потом его интересует проявить богатство интонаций. Одну он явно запустил неверную: чего было поэзии жалеть с точки зрения поэта о поражении прозы-рекламных-огней. Или это – отзывчивость богатой натуры? И всё равно. Какая-то победа чувствуется в свершении акта реализованного вдохновения. И ведь чтец соотнёс это стихотворение с первой багателью op.119 Бетховена. О ней написано про редактора её Ханса фон Бюлова: «В первой багатели редактор смело добавляет к имеющимся в бетховенском тексте немногочисленным динамическим указаниям целый ряд своих: p, mf f, fp, cresc., dim., а также «вилочки», обосновывая свою позицию так: «Так как в оригинале почти нет обозначений нюансов, а композитор наверняка не предполагал бестеневого, неяркого исполнения, то редактор позволил себе в соответствии со своими собственными представлениями сделать необходимые добавления». То есть добавил яркости. На самих нотах к разным местам багатели есть такие: «играть просто, не слишком быстро», «Выразительно, с теплотой», «осторожно, неприхотливо». Есть такое соображение о первой багатели: «Первая Багатель, помеченная как Аллегретто, представляет собой очаровательный менуэт, возможно, восходящий к началу девятнадцатого века». То есть первый период творчества. Он тогда ещё классицист. Грубо говоря, моим, без музыкального образования, языком, он в первой багатели выражает, что всё в порядке «…в ритме и характере менуэта. Подчёркивая лирическую природу обеих тем, пианист, тем не менее, противопоставляет их друг другу, даже несколько утрируя, особенно в репризе, состояние тревожного ожидания в первой из них, по контрасту с темой среднего, Es-dur'ного раздела, звучащей мягко, певуче, в полном соответствии с авторской ремаркой con anima [с душой]». Та самая прелесть выражения волны интонацией чтеца стихотворения «Закат». Но что если чтец натянул своё благорасположение к волне, изображённой им интонациями? Он ведь и звукопись натянул на стихи Пикаловой (временная метка 2:44). А есть ли она вот в этом стихотворении? – Если и есть, то только три «з» в первой строчке и три «в» в пятой... Не знаю… Если натянуть, то что: гр – кр – др – тр? «багряных», «реклам», «обескровленные», «дрожа», «город», «смотрел». Они ж смысла ни расширяют, ни подчёркивают, как «з» заката и «в» марева. Мне картина в музыке представилась не такая благая. Солнце шло-шло по небу среди безразличной к нему природы. У горизонта оно заволновалось, не хотя уходить с неба. Но – бесполезно, не за что уцепиться. И оно скатилось. А природе по-прежнему всё – равно. – Трагедия. Но есть ли трагедия вне музыки? Троекратное «город» выражает постоянство. В период поздней античности Феб олицетворял солнце. А само упоминание античного означает… «В античных взглядах содержатся суждения о том, что любое явление – от отдельного человека до государства – развивается в соответствии с «порядком природы», причём в процессе развития проходит одни и те же этапы: зарождения, зрелости, упадка, что отражает основную идею теории циклов». И что такое цикличность? «город всё бежал» – Постоянство. – Какова и тема стихотворения «Закат». – В смысле: всё нормально. Плохо, но нормально. – Приятие Зла. То, что и есть декадентство. Соответствует приятию Зла и отсутствие каких-либо... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2021 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Купить вешалки плечики металлические оптом. . Самая актуальная информация масло gazpromneft hydraulic hlp 32 20л у нас на сайте. . Специализированное оборудование: специальное оборудование. |