Художественный смысл
Цикл статей
На чтение потребуется 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Оглавление 1. Не читайте про Нечитайло, правды не напишут 2. Колобок, который ото всех ушёл 3. Вот это уж точно не пойму? Колобок, который ото всех ушёл
Ксения Нечитайло не всегда включала приём «примитивизм». Он у неё был для выражения отрицания (революции, например, или славной Советской армии – см. тут). И превращал её в нехудожника, в изопублициста. Она это, наверно, чувствовала.
Чувствовала, и стала выражать своё «фэ» (к высоким идеалам) образом идеала низкого (семьи, домашнего уюта) – гиперреализмом. В пику тому гиперреализму, который, наоборот, ужасался погружению в вещизм.
Натуралистичный мрак у Вессельманна ужасает (хоть именно такое, тёмное, безоблачное небо в высокогорье; зато не зря выбрано для изображения именно высокогорье). А у Нечитайло мрак – просто глубокая тень того в комнате, что не освещено прямым солнечным светом из окна. Зато КАК сияет до блеска вытертая посуда. Один умница мне возражал, когда я противопоставлял дух и тело. Он считал, что тело – это тоже такая одухотворённость. И был прав. А я просто неловко выражался. Так вот Нечитайло, во избежание подобной ошибки, дала в названии ещё и слово «Ожидание». Чтоб одухотворить свой натюрморт. Но голландским старым мастерам не нужно было прибегать к такому, словесному, в своих натюрмортах. Все и так понимали, что их борьба за низкое – одухотворена (страна воевала за свою независимость от Испании, с её высокими католическими и феодальными ценностями). Голландский плебс понимал, что его, плебса, ценности – антифеодальные и протестантские – не менее одухотворены, хоть и прямо противоположны. А Нечитайло считает, что ей, в омещанившейся стране, где десятилетиями идёт лживое официальное опорочивание мещанства, нужно намекнуть и словесно (а не только потрясающим натурализмом блеска посуды) на духовность её идеала, объективно низкого. Художница против того, о чём теперь, через треть века, в порядке реакции на снижение 90-х годов, говорится так: Россия может быть или великой, или не быть. Похоже, как и в СССР говорили (правда, лживо). – Вот Нечитайло и восстала против лжи. Но всё-таки дурновкусие её предшествующей изопублицистики сказалось: она не понадеялась на чуткость своих зрителей и дала и словесный намёк. Из этого я делаю вывод, что она усилила знаемое ею переживание ценности мещанства, обычной жизни. То есть это – произведение прикладного искусства, а не неприкладного, вдохновляемого подсознательным идеалом. Она просто осознала, что предыдущие её картины вообще её из искусства выводили. Что-то подобное «Белому натюрморту» и тут:
Никакого примитивизма и словесная подсказка: мир. Что-то большое. Плевать молодёжи на это телевизорное большое. Девушка смотрит свысока, а средний из парней вообще не смотрит. Год – ещё 1984-й. Гласность ещё не началась. Смотреть нечего. Они, вообще-то, сидели, что-то читали. Может, самиздатское. Ну отвлёк их телевизор. Помешал, в сущности. – Тут тоже усиление знаемого. Должен признаться, что кое-что меня смущает.
Смущает в «Девочке с фарфором», что тарелка поставлена так, что она б упасть должна, и что не понятно, как кофейник не падает. Он тот же, что и в «Белом натюрморте», но там мизерность опоры маскируется бутылочкой. Если б ещё и края столешницы, тут заслонённые девушкой и посудой, не совпадали по-сезанновски, я б уверился, что передо мной произведение ницшеанца, у которого идеал иномирие, например, в виде абсурда (подсознательный идеал такой). А осознаваемый – красота, и гори огнём всё остальное. Впечатление голости правого бедра это б подтверждало. Неожиданная чернота пробки графина – тоже. Но. Абсурда в столешнице нет. И я просто смущён. Неужели постмодернизм? А что? Надо всем посмеяться… Над красотой в «Белом натюрморте» и в «Девочке с фарфором», не так уж и заметно, но посмеяться… Этими волшебно не падающими кофейником и тарелкой. Над неприкаянной молодёжью – за её раздрай, неединство. Над непотопляемостью Чубайса…
А почему нет? Чубайс рыжий? – Рыжий. Похоже это у Нечитайло на Чубайса?
Похоже. Ельцин, за которого был Чубайс, в 1996 проиграл выборы (сам Медведев сказал, что Зюганов выиграл). А кто в итоге считается выигравшим? Чубайс спас пойманных тогда с коробкой из-под ксерокса, «содержавшей 500 тысяч долларов»? – Спас. Вот такого несокрушаемого назвать флюгером – это и есть насмешка. Ни за советскость Нечитайло, ни за антисоветскость, ни за красоту, ни за абсурд.
Ну и такая хитрость автора выдаёт предумышленность изображений, которая не допускает мысли о замешанности тут подсознательного идеала, пусть и постмодернистского, отрицающего существование любого идеала. Нечитайло просто иллюстрирует постмодернистскую идею.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2021 года, оформите подписку или купите номер:
Оглавление 1. Не читайте про Нечитайло, правды не напишут 2. Колобок, который ото всех ушёл 3. Вот это уж точно не пойму? |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Купить чеки . Магазин запчастеи и шин для грузовых: магазин грузовых автозапчастей. . Детское кресло автомобильное москва: супермаркет детских автокресел торговая сеть москва. |