HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2021 г.

Художественный смысл

Лезу на рожон

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за ноябрь 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2021 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

Хочу подойти к архитектуре так, как я это делаю с живописью. Ищу в произведении следы подсознательного идеала автора.

Про сознаваемый идеал в архитектуре я читывал там и сям. Идея организации, мол, в египетских пирамидах: на самом верху – фараон, пониже – чиновники, ещё ниже – народ. Парение к Богу – от столкновения в готическом соборе противочувствий от элементов ажурных (каменных цветов и всяких вытянутостей вверх) и толщенных стен.

А на днях я видел фото дома в стиле модерн архитектора Гауди.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 8.11.2021
Иллюстрация. Дом в стиле модерн архитектора Гауди. Источник: https://newlit.ru/

 

И… Мне потом как-то понятно стало, от какой страшной скуки Этой жизни удирал Гауди на стыке XIX и XX столетий (буржуа зажирели в преуспевании, религия потерпела полный крах от науки). Но это потом.

А перед тем я, изнывая от скуки чтения одной книги о бродягах, аж решил на рожон полезть – сделать то, что в первой строчке объявил. Невероятное что-то захотелось сделать.

 

Мне вспомнилась вдруг некая противоположность. Как я себя чувствовал, когда кончил писать первую книгу. Смутно. Потому что я не знал, будет ли вторая. – Я ж как бы невольно тогда первую писал: появлялось, что писать – я и писал. Откуда это бралось – не понятно. И кто его знает, случится ли опять такое наваждение. Было беспокойно. Больно уж хорошо было быть занятым писанием книги. И страшила скука отсутствия такой занятости.

А теперь у меня бывает противоположное, немного жутковатое переживание. Кажется, что я ни возьмусь истолковать – у меня каким-то сказочным образом это получается. Причём быстро. Страшно. Оно ж не абы что получается, а встроенное во всё то, что я написал до того. Монизм какой-то. Будто провидение меня ведёт.

Такому, как видите, возможно задаться целью в аж архитектуре некой искать след подсознательного идеала. Подсознательного! Бред же. Архитектура как прикладное искусство призвана ж, казалось бы, усиливать знаемое переживание (величие организации или парения духа к Богу). А не ЧТО-ТО.

 

Колоссальная скука порождает ницшеанство. А в самое последнее время я для себя разделил его на осознаваемое и подсознательное. Сознаваемое – это исключительность, если одним словом. Или сверхчеловек – если другим словом. Если подобрать самое-самое второе его определение – это будет «на грани со смертью»… «в принципе неизбежной, а потому – не страшной, даже если немедленной».

Это соседство со смертью даёт, по Александрову, такой признак стиля модерн (разновидности ницшеанства), как омертвение живого и оживотворение мёртвого.

Вот это оживотворение мёртвого, подумалось, и явлено нам в расцветке стен дома, черепицы, что на репродукции, в этих волнистых линиях балконов, конька крыши, купола башенки.

Но вот вопрос, является ли ещё осознаваемым у архитектора «свобода воли человека, отталкивающая любые формы общественного диктата» (Александров)? Или это только искусствоведа озаряет в акте последействия искусства? А архитекторскому сознанию не дано…

Дело в том, что я позволил себе такую крайность, как считать, что подсознательным идеалом ницшеанца является принципиально недостижимое метафизическое иномирие, относительная достижимость которого для художника состоит в удаче акта образного (как с пирамидой) или противоречивого (как с готическим собором) выражения этого иномирия.

Упомянутая крайняя свобода (тут – оживление неживого дома) представляется всё же осознаваемой. Она соответствует трём девизам сверхчеловека по Заратустре: верблюд (исключительная выносливость), лев (вседозволенность) и ребёнок (забывчивость, в первую очередь о нанесённой кому-то обиде). Лев в этом здании выступает на первое место.

Так осознаваемость превращает человека в недоницшеанца – доведённого до максимума в стремлении к Личной Пользе мещанина. Создание такого дома делает и архитектора и собственника дома людьми исключительными в глазах остальных, мелочи человеческой. Тут больше переживания успеха, чем побега из Непереносимой Скуки Этого мира. Больше достижительности, чем подсознанием чаемой недостижительности.

Как-то проблематично, почуять это подсознательное. (То есть – по моим критериям – проблематично назвать произведение архитектора художественным.)

Или тут обычная трудность художественное уловить?

Можно ли как-то почувствовать «неудержимое желание отдельной личности эту цивилизацию разрушить (сотворить хаос, чтобы вырваться из пут общественного порядка к полной личной свободе)» (Там же)?

Чёрт знает… Когда вот так тебя словесно подводят, то можно согласиться, что перед тобой желание разрушить обыденность. Но что, если праздником, а не хаосом?

Или всё же дом имеет какую-то жуткую похожесть на прокажённого? Как облезшая краска или плесень эти цветы.

 

Cледы подсознательного идеала автора в архитектуре на примере творчества Антонио Гауди. Цветы как облезшая краска или плесень. Иллюстрация 1 

 

 Cледы подсознательного идеала автора в архитектуре на примере творчества Антонио Гауди. Цветы как облезшая краска или плесень. Иллюстрация 2

 

Или это всё-таки натяжка, а истина – глубже:

«Есть… одно проявление, на которое стоит обратить особое внимание, ибо оно мировоззренческое: неживое в модерне живёт активно, а живое – мертвеет и застывает.

Отсюда проистекает потаённая “жуткость” стиля, которую не сразу осознаешь» (Там же).

Его потому, наверно, и не осознаёшь, что он дан «текстовым» противоречием живого-мёртвого. Ни живое, ни мёртвое. А что? – Живое + мёртвое = иномирие.

Мне лично кажется, что в этом доме превалируют холодные оттенки фиолетового и синего, что тоже как-то коррелирует со смертью. Ещё и образно (чем выражено что).

То есть Гауди создал-таки художественное произведение этим домом, выразив свой подсознательный идеал иномирия. Которому плевать на успех в Этом скучном-скучном-скучном мире.

 

 

8 августа 2019 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2021 года в полном объёме за 97 руб.:
Банковская карта: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина» и введите ключ дешифрования: NYWBAdBO3VHk2eI5sbsnAw
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению ноября 2021 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

 

 

  Поделиться:     
 
Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.




Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2021 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2021 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за август 2021 года

 

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?

 

Эксклюзивное интервью первой в мире актрисы, совершившей полёт в космос, журналу «Новая Литература».
Эксклюзивное интервью первой в мире актрисы, совершившей полёт в космос, журналу «Новая Литература».
Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!