Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Хочу подойти к архитектуре так, как я это делаю с живописью. Ищу в произведении следы подсознательного идеала автора. Про сознаваемый идеал в архитектуре я читывал там и сям. Идея организации, мол, в египетских пирамидах: на самом верху – фараон, пониже – чиновники, ещё ниже – народ. Парение к Богу – от столкновения в готическом соборе противочувствий от элементов ажурных (каменных цветов и всяких вытянутостей вверх) и толщенных стен. А на днях я видел фото дома в стиле модерн архитектора Гауди.
![]()
И… Мне потом как-то понятно стало, от какой страшной скуки Этой жизни удирал Гауди на стыке XIX и XX столетий (буржуа зажирели в преуспевании, религия потерпела полный крах от науки). Но это потом. А перед тем я, изнывая от скуки чтения одной книги о бродягах, аж решил на рожон полезть – сделать то, что в первой строчке объявил. Невероятное что-то захотелось сделать.
Мне вспомнилась вдруг некая противоположность. Как я себя чувствовал, когда кончил писать первую книгу. Смутно. Потому что я не знал, будет ли вторая. – Я ж как бы невольно тогда первую писал: появлялось, что писать – я и писал. Откуда это бралось – не понятно. И кто его знает, случится ли опять такое наваждение. Было беспокойно. Больно уж хорошо было быть занятым писанием книги. И страшила скука отсутствия такой занятости. А теперь у меня бывает противоположное, немного жутковатое переживание. Кажется, что я ни возьмусь истолковать – у меня каким-то сказочным образом это получается. Причём быстро. Страшно. Оно ж не абы что получается, а встроенное во всё то, что я написал до того. Монизм какой-то. Будто провидение меня ведёт. Такому, как видите, возможно задаться целью в аж архитектуре некой искать след подсознательного идеала. Подсознательного! Бред же. Архитектура как прикладное искусство призвана ж, казалось бы, усиливать знаемое переживание (величие организации или парения духа к Богу). А не ЧТО-ТО.
Колоссальная скука порождает ницшеанство. А в самое последнее время я для себя разделил его на осознаваемое и подсознательное. Сознаваемое – это исключительность, если одним словом. Или сверхчеловек – если другим словом. Если подобрать самое-самое второе его определение – это будет «на грани со смертью»… «в принципе неизбежной, а потому – не страшной, даже если немедленной». Это соседство со смертью даёт, по Александрову, такой признак стиля модерн (разновидности ницшеанства), как омертвение живого и оживотворение мёртвого. Вот это оживотворение мёртвого, подумалось, и явлено нам в расцветке стен дома, черепицы, что на репродукции, в этих волнистых линиях балконов, конька крыши, купола башенки. Но вот вопрос, является ли ещё осознаваемым у архитектора «свобода воли человека, отталкивающая любые формы общественного диктата» (Александров)? Или это только искусствоведа озаряет в акте последействия искусства? А архитекторскому сознанию не дано… Дело в том, что я позволил себе такую крайность, как считать, что подсознательным идеалом ницшеанца является принципиально недостижимое метафизическое иномирие, относительная достижимость которого для художника состоит в удаче акта образного (как с пирамидой) или противоречивого (как с готическим собором) выражения этого иномирия. Упомянутая крайняя свобода (тут – оживление неживого дома) представляется всё же осознаваемой. Она соответствует трём девизам сверхчеловека по Заратустре: верблюд (исключительная выносливость), лев (вседозволенность) и ребёнок (забывчивость, в первую очередь о нанесённой кому-то обиде). Лев в этом здании выступает на первое место. Так осознаваемость превращает человека в недоницшеанца – доведённого до максимума в стремлении к Личной Пользе мещанина. Создание такого дома делает и архитектора и собственника дома людьми исключительными в глазах остальных, мелочи человеческой. Тут больше переживания успеха, чем побега из Непереносимой Скуки Этого мира. Больше достижительности, чем подсознанием чаемой недостижительности. Как-то проблематично, почуять это подсознательное. (То есть – по моим критериям – проблематично назвать произведение архитектора художественным.) Или тут обычная трудность художественное уловить? Можно ли как-то почувствовать «неудержимое желание отдельной личности эту цивилизацию разрушить (сотворить хаос, чтобы вырваться из пут общественного порядка к полной личной свободе)» (Там же)? Чёрт знает… Когда вот так тебя словесно подводят, то можно согласиться, что перед тобой желание разрушить обыденность. Но что, если праздником, а не хаосом? Или всё же дом имеет какую-то жуткую похожесть на прокажённого? Как облезшая краска или плесень эти цветы.
![]()
![]()
Или это всё-таки натяжка, а истина – глубже: «Есть… одно проявление, на которое стоит обратить особое внимание, ибо оно мировоззренческое: неживое в модерне живёт активно, а живое – мертвеет и застывает. Отсюда проистекает потаённая “жуткость” стиля, которую не сразу осознаешь» (Там же). Его потому, наверно, и не осознаёшь, что он... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Чтобы прочитать в полном объёме все тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в ноябре 2021 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
https://prosbyt.ru лукойл авангард ультра 10w 40 купить: лукои авангард ультра 10w 40. . Фитинг гидравлический: несколько типов гидравлических фитингов. . Как получить бесплатный домен как получить бесплатныи домен. |