HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Художественный смысл

Всюду врут?

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за январь 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2022 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

 

И в искусствоведении.

Некий Аникин написал о «Джоконде»:

«Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры Возрождения, а именно: образ мадонны и образ Христа; Следовательно, мы имеем здесь дело, по сути своей, не с портретом, а со своего рода иконой».

– Но доказательства ж надо!

– Пожалуйста.

«Разделим условно «Джоконду» на две части, проведя вертикаль посредине фигуры Моны Лизы. Перед нами два разных образа. В правой части картины мы видим выступающую наполовину фигуру Христа, спокойно и величественно восседающего на престоле в знакомых по огромному числу религиозных композиций царственных одеждах. В том, что здесь перед нами именно мужское начало, убеждают многие детали.  Высокий мужской лоб…».

 

Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 1.

 

Видим, что как раз наоборот: слева лоб выше, чем справа.

«…мужской лоб с характерным надбровным бугром (таким же, как в этюдах кричащего всадника для «Битвы при Ангиари»…».

 

Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 2.

 

Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 3.

 

Хорошо. Согласен.

«…мужской подбородок…».

Не вижу.

«…волосы, ниспадающие так, как они изображены художником у Христа в «Тайной вечери»».

 

Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 4.

 

Согласен.

«За спиной Христа мы видим изображение гор и реки, через которую перекинут мост. Символика горы достаточно очевидна и однозначно связана с понятием высшего, небесного («Горе имеем сердца» – литургический возглас – может быть тут ярким примером)».

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 21.01.2022
Иллюстрация. Автор: Леонардо да Винчи. Название: «Джоконда». Источник: https://newlit.ru/

 

Но я вижу горы с обеих сторон Моны Лизы.

Другое дело, что тут есть явное нарушение перспективы. Горы слева резко ниже гор справа!

Хорошо, будем считать, что, раз справа горы выше, то правая сторона – Христа, как хочет Аникин. Тем более что справа река, а слева – дорога.

«Нельзя отрицать, что Леонардо знал распространённый в его время эпитет Христа: «река жизни»».

В Откровении от Иоанна:

«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (22:1)

Ладно, можно согласиться.

«Важную смысловую нагрузку несёт благословляющий знак, в который сложены пальцы правой руки, хорошо знакомый по множеству композиций, изображающих Христа за пасхальным столом».

Может, Аникин сделал описку? С правой-то стороны «Джоконды», Христовой стороны, соответствующая Христу рука левая (смотря от Него). Вот и рисуют её благословляющей.

 

Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 5.       Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 6.

1498            1568 г.

 

Впрочем, и наоборот – тоже есть.

 

Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 7. 

 

Запутался что-то Аникин.

«Рентгеновский снимок «Джоконды» подтверждает то, о чём можно судить и не прибегая к услугам технической проверки. Лик Христа на рентгене «Моны Лизы» проступает вполне отчётливо».

Неправда.

 

Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 8.

 

Гуглоперевод текста с этого сайта говорит, что рентген показывает, что ничего, кроме видимого глазом, под ним не существует.

«Левая часть «Джоконды» разительно отличается от правой. Если Христос изображён на фоне величественного, конструктивно-строгого пейзажа, то Мадонна (а в том, что это она, при внимательном рассмотрении сомнений не возникает [у меня возникают] изображена на фоне более мягкого, другого по характеру пейзажа».

Неправда. Та же гористая местность. Только что страннейшее нарушение перспективы, указанное выше. (Я это вычитал у Лифшица)

«Становится понятен «тёмный вдовий наряд», странно соединяющийся с платьем царственно-пурпурного цвета».

На обычной репродукции это не заметно. Сделаем необычную. Уменьшим в ней в тенях пурпура. Где его изначально мало было – там позеленеет, где много – там не сможет так позеленеть.

 

Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 9.

 

Таки не смогла справа самая-самая тень позеленеть.

Аникин прав.

«Соединение двух фигур в одну объясняет и ту «широковатость», о которой писал Кеннет Кил».

Беременна, мол, Мона Лиза. – Но я не понимаю, как это работает на сдвоенность.

«Особое значение приобретает орнаментальная вышивка на платье Моны Лизы – с изображением креста».

 

Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 10.

 

Но нет же никакого креста!

Или есть! И даже много! Я один из них выделю белым.

 

Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 11.

 

Да-а!

«В связи с этим высказыванием художника изображение кисти правой руки «Джоконды», в которой невозможно не прочесть основные догматы, на которых стоит многовековое здание Церкви Христовой: первые три пальца художник изобразил прямыми, а два последних слегка согнуты – Бог-Троица, и две природы Христа (Божественная и человеческая).

Мы имеем возможность видеть, в «Джоконде» Леонардо буквально следует провозглашённому им принципу, заявляя: «Живопись – удивительное мастерство, вся она состоит из тончайших умозрений...»».

 

Джоконда. Леонардо да Винчи. Аллегория. Художественный смысл. Иллюстрация 12.

 

Не могу я согласиться с различением прямых и согнутых пальцев. Прям, может быть, только большой палец.

 

 

Ну что? Много где Аникин перегнул. Но я меняю в заглавии точку на вопросительный знак. Аллегория единения земной и небесной Церкви Христовой вполне могла быть осознаваемым идеалом Леонардо. Ведь само Высокое Возрождение с его общепринятым идеалом Гармонии низкого и высокого обусловлено колоссальным развратом среди священнослужителей. Через век аж религиозная война из-за этого началась. Реформации и Контрреформации. А пока – страстный порыв к Гармонии из окружающей вседозволенности.

У меня одна проблема – моя идея-фикс, что художественно только то, что несёт следы подсознательного идеала автора. И среди следов первое место занимает противоречивость «текста». Не данность идеала в сознании, мол, рождает «муки слова», все «слова» плохи, и только «сказав» противоположное, вдруг чувствуешь, что это ТО, ЧТО, так и не понимая, хотел «сказать», словами по-прежнему не выразимое.

Подумать, что слова «гармония низкого и высокого» не приходили в гениальную  голову Леонардо, немыслимо. И всё-таки я помыслю. Хоть Леонардо впрямую написал о технике, к гармонии ведущей:

«Я говорю также, что в исторических сюжетах следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим, и тем больше, чем они будут ближе, то есть безобразный по соседству с прекрасным, большой с малым, старый с молодым, сильный со слабым, и так следует разнообразить насколько это только возможно и как можно ближе одно от другого».

Известно стремление Высокого Возрождения к иллюзионизму. Ни одного мазка в «Джоконде» не видно. Там – разобрались – 30 слоёв не толще 40 микрон каждый. Для того же Леонардо изобрёл и сфумато – рисовать без резких краёв, чтоб как бы воздух чувствовался между даже и лицом (а не только далями) и плоскостью, взятой в раму. Пишут, что впечатление, что «Джоконда» видна не как под водой даже, а в воздухе. Но мне импонирует наблюдение Чичерина: из-за этого сфумато от любого изменения прищура ваших глаз, от любого вашего движения перед картиной вы видите другое выражение лица Моны Лизы. – Живая и всё тут! И ваши мысли читает!! А они ого какие… Разные…

Все выражения её лица не чистый плод воображения зрителя, а из-за «текстовых» провокаций, нарисованных художником. То она вакханка, пишет Чичерин, то чистая. – Живой человек тоже всё время разный.

Леонардо, наверно, для того и приглашал (это известно) певцов на сеансы позирования, чтоб от разных песен было разное выражение лица, которое оставалось только изобразить. Не известно, были ли в репертуаре скабрёзные. Может, и были.

«…американские учёные пришли к выводу, что улыбка Моны Лизы содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости, и потому она воспринимается так неоднозначно».

Больше позитива. Леонардо, может, так и организовывал концерты. Высокое ж Возрождение нормативно, воспитывать хочет. Может, только во имя иллюзорности, правды, концерты с негативом и применялись. Чтоб как бы живая – воспитывала зрителя, не ахти какого праведного, какими все и являются, чтоб не сказать хуже.

Гармония могла получаться автоматически, а не по... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

22 августа 2019 г.

 

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Смотрите Пластиковый крепеж авто на нашем сайте. . Актуальные букмекерские конторы для профессионалов для ставок на спорт
Поддержите «Новую Литературу»!