Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Подписаться на журнал
И в искусствоведении. Некий Аникин написал о «Джоконде»: «Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры Возрождения, а именно: образ мадонны и образ Христа; Следовательно, мы имеем здесь дело, по сути своей, не с портретом, а со своего рода иконой». – Но доказательства ж надо! – Пожалуйста. «Разделим условно «Джоконду» на две части, проведя вертикаль посредине фигуры Моны Лизы. Перед нами два разных образа. В правой части картины мы видим выступающую наполовину фигуру Христа, спокойно и величественно восседающего на престоле в знакомых по огромному числу религиозных композиций царственных одеждах. В том, что здесь перед нами именно мужское начало, убеждают многие детали. Высокий мужской лоб…».
Видим, что как раз наоборот: слева лоб выше, чем справа. «…мужской лоб с характерным надбровным бугром (таким же, как в этюдах кричащего всадника для «Битвы при Ангиари»…».
Хорошо. Согласен. «…мужской подбородок…». Не вижу. «…волосы, ниспадающие так, как они изображены художником у Христа в «Тайной вечери»».
Согласен. «За спиной Христа мы видим изображение гор и реки, через которую перекинут мост. Символика горы достаточно очевидна и однозначно связана с понятием высшего, небесного («Горе имеем сердца» – литургический возглас – может быть тут ярким примером)».
Но я вижу горы с обеих сторон Моны Лизы. Другое дело, что тут есть явное нарушение перспективы. Горы слева резко ниже гор справа! Хорошо, будем считать, что, раз справа горы выше, то правая сторона – Христа, как хочет Аникин. Тем более что справа река, а слева – дорога. «Нельзя отрицать, что Леонардо знал распространённый в его время эпитет Христа: «река жизни»». В Откровении от Иоанна: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (22:1) Ладно, можно согласиться. «Важную смысловую нагрузку несёт благословляющий знак, в который сложены пальцы правой руки, хорошо знакомый по множеству композиций, изображающих Христа за пасхальным столом». Может, Аникин сделал описку? С правой-то стороны «Джоконды», Христовой стороны, соответствующая Христу рука левая (смотря от Него). Вот и рисуют её благословляющей.
1498 1568 г.
Впрочем, и наоборот – тоже есть.
Запутался что-то Аникин. «Рентгеновский снимок «Джоконды» подтверждает то, о чём можно судить и не прибегая к услугам технической проверки. Лик Христа на рентгене «Моны Лизы» проступает вполне отчётливо». Неправда.
Гуглоперевод текста с этого сайта говорит, что рентген показывает, что ничего, кроме видимого глазом, под ним не существует. «Левая часть «Джоконды» разительно отличается от правой. Если Христос изображён на фоне величественного, конструктивно-строгого пейзажа, то Мадонна (а в том, что это она, при внимательном рассмотрении сомнений не возникает [у меня возникают] изображена на фоне более мягкого, другого по характеру пейзажа». Неправда. Та же гористая местность. Только что страннейшее нарушение перспективы, указанное выше. (Я это вычитал у Лифшица) «Становится понятен «тёмный вдовий наряд», странно соединяющийся с платьем царственно-пурпурного цвета». На обычной репродукции это не заметно. Сделаем необычную. Уменьшим в ней в тенях пурпура. Где его изначально мало было – там позеленеет, где много – там не сможет так позеленеть.
Таки не смогла справа самая-самая тень позеленеть. Аникин прав. «Соединение двух фигур в одну объясняет и ту «широковатость», о которой писал Кеннет Кил». Беременна, мол, Мона Лиза. – Но я не понимаю, как это работает на сдвоенность. «Особое значение приобретает орнаментальная вышивка на платье Моны Лизы – с изображением креста».
Но нет же никакого креста! Или есть! И даже много! Я один из них выделю белым.
Да-а! «В связи с этим высказыванием художника изображение кисти правой руки «Джоконды», в которой невозможно не прочесть основные догматы, на которых стоит многовековое здание Церкви Христовой: первые три пальца художник изобразил прямыми, а два последних слегка согнуты – Бог-Троица, и две природы Христа (Божественная и человеческая). Мы имеем возможность видеть, в «Джоконде» Леонардо буквально следует провозглашённому им принципу, заявляя: «Живопись – удивительное мастерство, вся она состоит из тончайших умозрений...»».
Не могу я согласиться с различением прямых и согнутых пальцев. Прям, может быть, только большой палец.
Ну что? Много где Аникин перегнул. Но я меняю в заглавии точку на вопросительный знак. Аллегория единения земной и небесной Церкви Христовой вполне могла быть осознаваемым идеалом Леонардо. Ведь само Высокое Возрождение с его общепринятым идеалом Гармонии низкого и высокого обусловлено колоссальным развратом среди священнослужителей. Через век аж религиозная война из-за этого началась. Реформации и Контрреформации. А пока – страстный порыв к Гармонии из окружающей вседозволенности. У меня одна проблема – моя идея-фикс, что художественно только то, что несёт следы подсознательного идеала автора. И среди следов первое место занимает противоречивость «текста». Не данность идеала в сознании, мол, рождает «муки слова», все «слова» плохи, и только «сказав» противоположное, вдруг чувствуешь, что это ТО, ЧТО, так и не понимая, хотел «сказать», словами по-прежнему не выразимое. Подумать, что слова «гармония низкого и высокого» не приходили в гениальную голову Леонардо, немыслимо. И всё-таки я помыслю. Хоть Леонардо впрямую написал о технике, к гармонии ведущей: «Я говорю также, что в исторических сюжетах следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим, и тем больше, чем они будут ближе, то есть безобразный по соседству с прекрасным, большой с малым, старый с молодым, сильный со слабым, и так следует разнообразить насколько это только возможно и как можно ближе одно от другого». Известно стремление Высокого Возрождения к иллюзионизму. Ни одного мазка в «Джоконде» не видно. Там – разобрались – 30 слоёв не толще 40 микрон каждый. Для того же Леонардо изобрёл и сфумато – рисовать без резких краёв, чтоб как бы воздух чувствовался между даже и лицом (а не только далями) и плоскостью, взятой в раму. Пишут, что впечатление, что «Джоконда» видна не как под водой даже, а в воздухе. Но мне импонирует наблюдение Чичерина: из-за этого сфумато от любого изменения прищура ваших глаз, от любого вашего движения перед картиной вы видите другое выражение лица Моны Лизы. – Живая и всё тут! И ваши мысли читает!! А они ого какие… Разные… Все выражения её лица не чистый плод воображения зрителя, а из-за «текстовых» провокаций, нарисованных художником. То она вакханка, пишет Чичерин, то чистая. – Живой человек тоже всё время разный. Леонардо, наверно, для того и приглашал (это известно) певцов на сеансы позирования, чтоб от разных песен было разное выражение лица, которое оставалось только изобразить. Не известно, были ли в репертуаре скабрёзные. Может, и были. «…американские учёные пришли к выводу, что улыбка Моны Лизы содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости, и потому она воспринимается так неоднозначно». Больше позитива. Леонардо, может, так и организовывал концерты. Высокое ж Возрождение нормативно, воспитывать хочет. Может, только во имя иллюзорности, правды, концерты с негативом и применялись. Чтоб как бы живая – воспитывала зрителя, не ахти какого праведного, какими все и являются, чтоб не сказать хуже. Гармония могла получаться автоматически, а не по... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Чтобы прочитать в полном объёме все тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2022 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев 24.08.2024 Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу. Валентин Попов 23.08.2024 Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов! Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы». Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО! Кристина Денисенко
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Смотрите Пластиковый крепеж авто на нашем сайте. |