HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Художественный смысл

Маюсь

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за март 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2022 года

 

На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 16.03.2022
Иллюстрация. Автор: Александр Саханов. Название: «На Волге» (1949 г.). Источник: http://www.artpanorama.su/?category=artist&id=1321&show=short

 

 

 

Мне человека два попеняли, что я эмоционально пишу статьи. Это-де не пристало учёному.

На последний выпал я ответил так:

«Без исповедальности не выйдет. А без слёз по Родине-матери – выйдет. – Потому что первое принцип, касающийся той функции неприкладного искусства, которой нет больше ни у чего на свете: функции испытания сокровенного мироотношения (по определению Атанаса Натева в книге «Искусство и общество», М., 1966). А второе – имеет отношение к конкретике этого принципа: в данном произведении испытание производится противочувствиями (по «Психологии искусства» Выготского): то смертью коллективизма в русском менталитете (1), то бессмертием коллективизма в русском менталитете (2).

Произведений неприкладного искусства мало. Для их создания требуется быть настоящим художником. Это значит, по-моему, выражать свой подсознательный идеал. (В данном произведении – победоносность России; во время её почти гибели такого содержания идеалу как раз и пристало быть подсознательным, в сознании автора отсутствующим).

А есть прикладное искусство. Оно не испытывает сокровенное. Оно усиливает чувство, заранее знаемое. Скажем, веру в непобедимость России (например, исходя из истории последнего полутысячелетия). Для такой цели настоящим художником можно и не быть, достаточно быть мастером, артистом. Такой и без личной исповедальности добьётся сочувствия у восприемника.

Я в статье просто искал, к прикладному или неприкладному искусству отнести рассказ.

Получилось, что надо к неприкладному.

Но поиск делается, держа голову в холоде. А тема – судьба России. Стеснительно иметь голову в холоде и свободе при такой теме. Так, чтоб быть свободным и холодным, надо признаться, через что переступил».

А можно и у́же объяснить исповедальность. – Тоской по открытиям художественного смысла, когда слишком долго читаешь произведения, претендующие на литературные премии, а следов подсознательного идеала всё нет и нет. И тогда бросаешься к живописи. Там хоть не надо долго-предолго с «текстом» знакомиться. Он дан мгновенно.

И вот я открываю «Русскую живопись ХХ века» Манина…

И всё во мне клокочет от негодования:

«Советская картина. Запечатлеть эпоху и передать её облик в последующие поколения – благородная и вместе с тем ответственная задача».

А устроить общение подсознаний автора и современников – меньшая задача? – Она, правда, и задачей-то не может быть в сознаниях художников… – Может, и нечего соваться в этот период, советский: там не чаще найдутся следы подсознательного идеала, чем в постсоветской литературе? – Или можно найти удовольствие в развенчивании произведений и их авторов: не художественны и не художники?..

«…от живописца требуется необыкновенное чутьё действительности…».

Так ведь это ж похоже на подсознанием обнаружение художником того нового в социуме, что ещё никто не замечает! Как Шишкин во времена всеобщего страдания по несчастному народу, освобождённому от крепостничества без земли, вдруг почуял несметную силу народную и выразил её.

А ну, а ну…

 

Саханов. Луна над промыслом. Ишимбай. 1958. Картон, масло. 
Саханов. Луна над промыслом. Ишимбай. 1958. Картон, масло.

 

Какое общее настроение было в 1958 году? В противоположном можно ждать откровения… И именно на этой картине. – Уж больно она необычна. Бледна.

Правда, не исключение у Саханова бледность.

 

Саханов. Ишимбай. Нефтяные промыслы. 1958. Картон, масло. 
Саханов. Ишимбай. Нефтяные промыслы. 1958. Картон, масло.

 

Саханов. Ишимбай. Лошадки. 1958. Картон, масло. 
Саханов. Ишимбай. Лошадки. 1958. Картон, масло.

 

Саханов. Завод «Северянин». Картон, масло. 
Саханов. Завод «Северянин». Картон, масло.

 

«...с конца 1950-х годов военные аналитики признают, что ядерная война между США и СССР становится невозможной».

Достигнут ядерный паритет. Можно ослабить и централизм, и работизм. И начинать двигаться по-настоящему к коммунизму с его всеобщей анархией (без центральной власти) и жизнью в искусстве (если не втянуться в эру Потребления, свирепствующую на Западе).

Так если этой тенденции не просматривается, то… Серо. Бледно. Начало спуска так называемого социализма к поражению.

Это на фоне всезатопляющей официальной бодрости и оптимизма.

Я в 1958 году был на третьем курсе института. 2 года после разоблачения культа личности Сталина. Моё стихийное левое шестидесятничество выразилось в том, что я, с ухмылкой и мимоходом сказавший комсоргу группы, что мы, комсомол, конечно же, не занимаемся тем, для чего мы предназначены, для коммунистического самовоспитания, был наказан. Сперва – этим комсоргом, подговорившим группу, чтоб в очередной раз комсоргом избрали меня. Потом – кем-то из группы, донёсшим про мой порыв начать с прекращения врать на собраниях. (Я в этом порыве констатировал, что надо признать, что мы ведём себя при самоподготовке на спецкафедре отвратительно, хоть приставленный к нам на это время майор Леонов и дурак.) Потом я был спасён от отчисления из института комсомольским бюро курса, снизошедшим до всего лишь объявления мне строго выговора с занесением в учётную карточку. Потом я предал дело отказа от вранья на собраниях: написал через год отчёт о работе с покаянием в своём поражении с самовоспитанием группы в коммунистическом духе (о продолжении нами врать на собраниях). Чем привёл в восторг бюро: и я звонил о коммунистическом воспитании, и я ничего не делал для него. – Передо мною перспектива дальнейшей жизни открывалась, как и Саханову, в виде бледного пейзажа работизма. От которого лично я спасся, получив диплом инженера, тем, что начал эстетическое самообразование.

То есть Саханов почуял в социуме рождение левого шестидесятничества, считающего наличный социализм заблудившимся. Не имеющим настоящей цели.

Межеумочное состояние, которое лучше всего оказалось выражено луной: ни день, ни ночь… Лошадкам, правда, в этой стоячей луже, а не реке, тоже не сладко.

Я лишь десятки лет спустя понял, что я был стихийным левым шестидесятником. Что – подсознательность – хочу распространить и на Саханова, хоть он на 24 года старше меня, и мог разочароваться в действительности раньше. Она давала поводы.

Что такое вот эта бледность?

 

Саханов. Старый амбар. 1949. Холст, масло. 
Саханов. Старый амбар. 1949. Холст, масло.

 

Тут до ядерного паритета ещё далеко, и голод недавно был, и война не так давно кончилась, восстановить хозяйство не успели… Башкирия, правда, не была под бомбёжками… Ну так непосильная индустриализация изнурила. Перед нами то, что не должно дальше быть. И в название просочилось «Старый». Так что можно эту бледность и немочь посчитать как отвергаемое прошлое? – Вряд ли. Не амбар, дом под черепичной крышей, вон, тоже не ахти какой презентабельный. – Этот Салахов, пожалуй, давно знает, что идём не тем путём.

Ох, не натянуть бы мне на него себя, считающего, что ошиблись с самого начала, выбрав силовой, марксовый путь в коммунизм, вместо мирного, прудоновского.

Не потому ли и тема с Лениным

 

Саханов. Ленин на охоте. 1947. Картон, масло. 
Саханов. Ленин на охоте. 1947. Картон, масло.

 

нарочито невнятна, нерезка, бледна, сера?

 

 Саханов. Рабочий в цеху. 1960-е гг. Картон, масло.
Саханов. Рабочий в цеху. 1960-е гг. Картон, масло.

 

Не на тот класс (рабочий) ставка. Началась постиндустриальная эпоха. А тут – ручной труд. Тяжёлый. – Прошлый, 19-й, век.

А потом Саханов, наверно, совратился.

 

 Саханов. Н. С. Хрущёв на целине. 1962. Холст, масло.
Саханов. Н. С. Хрущёв на целине. 1962. Холст, масло.

 

Радость-то какая так и светится!

«В нашей стране не принято проводить опросы общественного мнения и следить за повышением или уменьшением популярности политических деятелей. Но если бы такие опросы производились, они показали бы падение популярности Хрущёва уже в 1962 году и усиление этого процесса в 1963-м. Причины для недовольства имелись почти у всех групп населения…

Хотя популярность Хрущёва у населения страны заметно уменьшилась, именно в 1962–1963 годах стала расти идеологическая агитационно-пропагандистская кампания по неумеренному его восхвалению. На смену развенчанному культу личности Сталина приходил культ личности Хрущёва. Везде можно было читать о «великом ленинце» и «великом борце за мир» Хрущёве, портрет Хрущёва открывал страницы букварей и школьных учебников и выделялся большими размерами в общей галерее портретов членов Президиума ЦК КПСС. Фотографии и портреты Хрущёва почти ежедневно появлялись в газетах, на экраны страны вышел фильм «Наш Никита Сергеевич»»

А что тогда тут?

 

Саханов. Поле. На земле целинной. 1981. Холст, масло. 
Саханов. Поле. На земле целинной. 1981. Холст, масло.

 

Не беду ли всё-таки почуял? Так припозднился же.

% импорта пшеницы относительно собственного производства:

 

1971

1972

1973

1974

1978

1976

1977

1978

1979

1980

1981

2,5

10

14,7

3,4

14,7

7,3

7,5

7,8

10,9

15,9

21,5

 

А теперь спрашивается, какое отношение имеет декларированная исповедальность с этими неискусствоведческими цитатами с цифирью?

Признаюсь. Я хочу своей неангажированностью никаким кланом: ни искусствоведческим, ни общественно-политическим, на которые намекает исповедальность, – внушить своему читателю, что моему чутью можно верить. А оно шепчет, что бледнопись имеет шанс... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

16 сентября 2019 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в марте 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Лучшие бк для ставок на спорт . Новостройки москвы на карте: официальныи саи новостроек москвы.
Поддержите «Новую Литературу»!