HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Интаргико

Александр Шаганов: Это счастье, если автор на протяжении всей жизни испытывает юношеский порыв

Обсудить

Интервью

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за январь 2024:
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2024 года

 

На чтение потребуется 14 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: партнерский материал, 25.01.2024
Поэт-песенник Александр Шаганов

 

 

 

Александр Алексеевич Шаганов – легендарный поэт-песенник. Именно он написал широко известные строки: «Выйду ночью в поле с конём». И это не единственная популярная песня на его стихи. Многим знакомы его «Владимирская Русь», «Тополиный пух», «Кукла Маша», «Атас», «Девчонка-девчоночка» и другие. Творческий успех не помешал Александру Алексеевичу оставаться добрым, открытым человеком, излучающим душевное тепло. И сегодня он поделился своим секретом создания песенных хитов.

 

– Александр Алексеевич, очень много ваших песен стали хитами. Раскройте свой секрет успеха. Как рождаются хиты?

 

– Я всегда хотел сочинять именно песни, и чтобы они были напевные. Я сочиняю свои строки, напевая их. Незамысловатый мотив, часто очень похожий на один и тот же. А всё остальное очень сложно объяснить. Почему одна песня становится популярной, а другая – нет? Думаю, что в момент самого сочинения просто нужно вдохновение, и тогда всё получится.

 

– Расскажите поподробнее о своей самой первой популярной песне. Что это за песня? Кто её исполнил и когда?

 

– Это «Владимирская Русь» в исполнении группы «Чёрный кофе», написанная в далёком 1985 году. Я тогда был совсем молодым студентом. Это была рок-музыка, в то время очень популярная среди молодёжи. Песня вышла огромным тиражом, и именно она определила то, чем я и занимаюсь по сей день. Я придумал эти строчки:

 

Деревянные церкви Руси,

Перекошены древние стены.

Подойди и о многом спроси, –

В этих срубах есть сердце и вены.

 

Заколочено накрест окно,

Молчаливо, убого убранство.

Но зато старым стенам дано

Мерить душу с простым постоянством.

 

Я не думал, что в дальнейшем это станет песней, а просто сочинял книжные стихи. Но мой соавтор – Дима Варшавский, обратил на них внимание. И эта песня в исполнении ребят вошла во все хит-парады той эпохи. Вот такой был мой первый успех.

 

– Как родились эти строки?

 

– Я шёл по городу и сочинял их. Это было как воспоминание. «Владимирской Русью» я назвал, обозначая малую родину своего отца. Мой род по отцовской линии – он из-под Суздаля, а именно из Владимирской губернии. И всегда, когда я умозрительно обращаюсь к своему детству или отрочеству, передо мной зримо встают хорошо знакомые картинки, и вдохновение как-то само приходит. С этими краями связано и сочинение песни «Выйду ночью в поле с конём». Это как момент обращения. Пойма реки, поля, уходящие в горизонт.

 

– Песню «Выйду ночью в поле с конём» в исполнении группы «Любэ» многие считают народной, не подозревая, что на самом деле автором слов являетесь вы. Поделитесь своими ощущениями по этому поводу. Не обидно, что не все знают автора?

 

– Кто-то говорит: «О, это такое счастье, когда твою песню считают народной!». На самом деле счастья в этом очень мало. Что означает «народная»? Это значит, что, условно говоря, ничья. То есть автор остаётся без авторитета. А вот если бы люди знали, что эти строки придумал конкретный человек, вполне себе здравствующий, то у этого человека было бы больше возможностей. А то вечно приходиться что-то объяснять. Вот так уж укоренилось в сознании народа. Если вы у десяти человек спросите, кто автор этой песни, то все они скажут, что эта песня народная из далёких веков. Но как так происходит, не знаю. Это мистика.

 

– Александр Алексеевич, при написании текста вы можете сразу ему дать оценку: сложится ли у него хорошая судьба или же он так и останется пылиться в столе?

 

– Над нами всегда есть некое провиденье, как я говорю в сторону автора: «Улыбка небес». Если хотите удивить Бога, расскажите ему о своих планах. Но просчитать всё до конца и сказать однозначно – нельзя. Это стечение обстоятельств: исполнение, текст, музыка, которой он потом обрастёт – какая будет судьба у этих строчек. Но в целом всё, сочинённое с порывом, с вдохновением, обязательно найдёт внимание слушателей. Я в это верю. Может быть, не сразу. У одних песен долгая дорога, другие сразу «выстреливают». Нужно верить в свою звезду. Многие сочиняют – у них сразу не получается, они на каком-то этапе сходят с этого кросса и перестают верить в себя. Нужно просто понять, что там у тебя происходит. Почему ты считаешь свои стихи не такими хорошими? Почему они до сих пор не звучат? Может, что-то зависит от тебя, и просто нужно помочь своим стихам? Поискать соавторов, попробовать продвинуть эти строки. Но некоторые сразу отчаиваются: «Мои строки не поёт звезда». Ну, не поёт. Мои тоже не пели. В 90-е годы песни, которые я сочинял, звучали в исполнении групп «Чёрный кофе», «Любэ», «Иванушки», в исполнении Дмитрия Маликова – это были никому не известные, а зачастую и не нужные артисты. И мы вместе проходили эту дорогу. Так и хочется сказать авторам: вы найдите молодых ребят, и вместе увлечённо проходите этот путь. А потом успех, который придёт, будет более весом. Он будет сделан вашими руками.

 

– Что, по вашему мнению, важнее в песне: цепляющие слова, музыка, исполнение или аранжировка?

 

– Конечно же, чтобы все эти составляющие совпали. В принципе, нет «больших» песен, которые переходили из поколения в поколение с плохой поэзией. То есть у них у всех хорошая поэзия. У слушателя очень внимательное отношение к словам в песне. Поэтому важно всё. Но есть огромное количество песен в бардовской культуре – песни под гитару, где мелодия может быть совсем незамысловатой, но всё же это песня, потому что там всегда хорошие стихи. Я не знаю песен, где были бы: прекрасная мелодия, аранжировка, но какие-то, так сказать, глуповатые слова, слабая рифма, стихи с плохой ритмикой, и чтобы эти песни надолго полюбились. Всё-таки, наверное, вначале было слово.

 

– Как найти своего человека – компаньона в создании песни?

 

– Я был моложе, ходил на все концерты и каким-то образом знакомился с музыкантами, показывая свои стихи. Помню, мне было 14 лет, и к нам в пионерский лагерь на танцы приехала играть музыкальная группа. Я подошёл к гитаристу и сказал, что пишу стихи. «Не могу ли я их вам показать? Можно ли взять ваш номер телефона?» – обратился я к этому парню. И он мне дал свой номер телефона. Нужно спрашивать людей. Никто вас не укусит. Спустя время я ему позвонил. Как оказалось, на тот момент он уже был на профессиональной сцене, играл в ансамбле Игоря Иванова, исполнителя песни «На французской стороне». Это был очень популярный исполнитель в то время. У них даже состоялся концерт в Лужниках. И мой знакомый сказал: «Ты приезжай в Лужники, только пораньше, и покажешь». И я поехал. Он меня встретил на служебном входе. Был большой концерт, где выступали мощнейшие телевизионные звезды, такие, как «Земляне». Я подошёл к гитаристу из этой группы – Игорю Романову, и говорю: «Здравствуйте! Я пишу стихи». До концерта два часа – им делать нечего, они слоняются за кулисами. И я показал свои стихи. С Игорем мы дружны до сих пор. Мне тогда было 16-17 лет, а они – уже состоявшиеся артисты. Для них я был юнцом. Они проявили ко мне доброжелательность, но не более того. Никто особо там не ждёт. Тогда я переключился на самодеятельность. Мой товарищ после окончания 8 класса пошёл в техникум, и у них образовалась какая-то группа, которая тоже играла на танцах. С ними было попроще – они же сверстники. Я показал им свои стихи, и они сделали песню. Потом появились какие-то общие знакомые. Гитары друг другу одалживали, струны. Возникла цепная реакция. Так я познакомился с Димой Варшавским, тоже моим ровесником. Тут есть один очень важный момент: если ты написал песню, на которую обратили внимание, то она, как локомотив, вытащит всё твоё творчество, и тебя сразу же заметят. Ведь исполнителей огромное количество, а автор – штучный вариант. Нам нужно просто проклюнуться, как росточку, и затем поливать этот росточек каждый день. Я рассказал, как было у меня. У кого-то всё по-другому. Но, в любом случае, нужно гореть желанием.

 

Поэт-песенник Александр Шаганов и солист группы «Любэ» Николай Расторгуев
Поэт-песенник Александр Шаганов и солист группы «Любэ» Николай Расторгуев

 

– Стоит ли автору при поиске исполнителя кидаться в омут с головой, или же здесь нужен чёткий план действий?

 

– В жизни обязательно возникает какой-то случай. Он всегда даётся как в футболе. У футболиста за матч возникает как минимум два момента. И нужно быть к этому готовым. В данный момент, например, я – без предложений сниматься в кино. Но я всегда нахожусь в спортивной форме. Хожу в спортзал, чтобы организм был готов. Обязательно возникнет какой-то момент. Сейчас я перехожу из одного возраста героя в другой. Там режиссер меня ещё пока не видит. Но я готов. А то вдруг позвонят, а ты не в форме.

 

– Как реагировать на многочисленные отказы?

 

– Сколько раз мне говорили: «Приходите завтра, а лучше – никогда». Сколько раз я это слышал. Просто нужно понимать, что сейчас такое время, когда у состоявшихся артистов уже свой сложившийся репертуар, и они не очень-то хотят приобретать что-то новое. Тем более что им в это нужно вкладываться: аранжировка, запись. Также они зачастую не очень расположены к какому-то новшеству. А у молодых авторов, наоборот, нет возможности. Просто нужно искать своего человека. И если у тебя 250 отказов, то надо всё проанализировать, чтобы понять, кто именно отказал. Если это звёзды, то я уже высказал свою позицию, а если эти люди – композиторы, которые пытаются что-то найти и отказывают, то следует повнимательнее ознакомиться с их творчеством – может, они сами не очень талантливы, а ты к ним стучишься. Но если ты находишь своего соавтора, как в моём случае с Матвиенко и другими ребятами, то вы становитесь как две половинки одного целого. Таких соавторов не бывает много. Также можно самому придумать незамысловатую мелодию и попробовать записать. Песня – это самый демократичный вид искусства. Если для того, чтобы снять кино, тебе нужны актёры и так далее, то здесь тебе нужны лишь листок бумаги, вдохновение и человек, который владеет студией. Ты уже можешь записать свою песню и поделиться ею в узком кругу. Всё остальное зависит только от тебя. Конечно, кому-то везёт больше, а кому-то меньше, но в любом случае отчаиваться не нужно.

 

– Что вы посоветуете неизвестному автору: дарить свои шедевры или брать за них хотя бы незначительное финансовое вознаграждение?

 

– Дарить. Если что-то долго не складывается, а ты ещё предусматриваешь финансовую составляющую за своё творчество, то нужно понимать: мир так устроен, что ты полжизни работаешь на свою фамилию, а потом она работает на тебя. И вначале ты должен просто о себе заявить. За один миг никакой супербизнес ты не сделаешь. Ну, что ты будешь говорить: «Мои стихи стоят три, пять, десять тысяч рублей?». Может быть, это и правильно. Но если ничего не получается, и никто не купил ни за две тысячи, ни за три тысячи? Предлагаешь за сто рублей. И за сто не берут. То говоришь, что ты их даришь, но с обязательным условием – песня будет записана. А если нет, то я подарю стихи другому исполнителю, потому что мне нужно о себе заявить. А потом всё это, как снежный ком, начинает работать в другую сторону.

 

– По вашему мнению, что важнее – талант или упорство?

 

– Когда человек безусловно талантливый – талант упрощает всё. Но много ли талантливых людей, у которых абсолютно всё легко получается? Я что-то не знаю таких. В основном это упорство, старание, самообразование, поиск самого себя, воплощение. Вот это всё – важнее. Что такое талант? Когда взял и сразу всё написал. Написал – прекрасно! А если не получилось? Значит, уже нужно прикладывать усилие, переделывать. Хорошо, когда есть и то, и другое. Взять, к примеру, графоманство: люди пишут стихи на свадьбы, дни рождения. Причём такие, где нет ни рифмы, ни чего-то нового. А есть настоящие таланты, которые владеют словом и живут поэзией. Но в их жизни всё, как того хотелось бы, не складывается, и это уже момент судьбы.

 

– Вы начали сотрудничать с исполнителями много лет назад и сотрудничаете с ними до сих пор. За это время что-то изменилось?

 

– На сегодняшний день приходит новая стилистика песенного жанра, где, к сожалению, песенной поэзии становится всё меньше. У меня большие претензии к сегодняшним авторам, потому что всё это – мелкотемье. Песни рифмуют по последней букве. Мне бы хотелось, чтобы в песне было больше чувственности, больше порыва от сердца и больше техники.

 

– Если брать именно момент сотрудничества поэта-песенника с исполнителями, что было лучше в 80-е, 90-е, а что – сегодня?

 

– Это такой исторический момент. В то время я был помоложе. А дорога на ярмарку всегда интереснее дороги с ярмарки. В принципе, в написании песни я уже всё доказал самому себе. Меня сейчас больше увлекает стилистика романса, более связанная с возрастной песней. Мне кажется, тогда было больше романтизма. Сейчас же самое главное шоу – бизнес. Шоу и бизнес. Заработок. И мы раньше хотели заработать. Но артист эстрады тех лет был более исповедальный. Со сцены можно было сказать то, что не услышишь по телевизору и не прочитаешь в газете. В первую очередь я имею в виду творчество Высоцкого. Ты мог свою творческую душу воплотить через творчество. А сейчас современный исполнитель свою душу пытается всячески монетизировать, мне так кажется. Но это всё временно. Я думаю, что настанет время, когда снова придут авторы и исполнители, способные к исповедальности. Ведь зритель именно этого и ждёт. А они вышли на сцену, и ты, смотря на них, понимаешь, что люди пришли заработать на тебе и твоём внимании.

 

– Вы и сами исполняете песни на свои стихи. Как и когда пришло осознание того, что нужно петь?

 

– Я плотно занимаюсь песней, и мне хотелось понять и этот опыт – опыт человека, который стоит у микрофона. Влезть в шкуру исполнителя. Вообще я себя не готовил к тому, что выход на сцену будет большой составляющей. Всегда думал, что я буду вести уединённый образ жизни, сочинять. Но жизнь заставила. Я очень благодарен моему товарищу – Серёже Парамонову. Я плохо исполнял свои песни, вообще никак. А он со мной позанимался, и я вошёл во вкус. В этот момент я вижу проявление себя, и это очень радует.

 

– Гастролируете ли вы с концертами? Как обычно встречает вас публика?

 

– У меня нет гастрольного тура, как у большинства артистов. Это творческие встречи, которые я отражаю во Vkontakte. Их немного. Если бы люди знали, что автор песни «Выйду ночью в поле с конём» – это Александр Шаганов, то они бы приходили на мои концерты чаще и с большим одушевлением. А так в основном никто не знает. Шаганов? Ну, написал какие-то песни… Это упущение в моей жизни. Сапожник без сапог. У меня нет своего шлягера, который бы звучал из моих уст. Но у меня есть огромное количество авторских песен, и для зрителя это тоже интересно. Я всегда говорю другим: «Вот вы автор. Ну, вы попробуйте быть ещё и исполнителем. Если у вас есть хоть две песни – спойте их под минус. Пусть даже это будет небольшая аудитория в библиотеке. Но вы вступите в этот процесс».

Композитору легче – у него со школьной скамьи музыкальная школа. Поэту-песеннику сложнее – он музыке не обучался. Ну, может быть, в школьном хоре пел. Но он волей-неволей живёт песней. У него же и напевность есть.

 

– А что делать, если не у всех поэтов-песенников есть голос?

 

– Ну, что значит – нет голоса? У Есенина есть строчки: «Как лягушка, но по-свойски пой». Да, безусловно, голос важен, но есть же ещё тембр, мелодекламация. Автор свои строчки может даже не петь, а исполнять.

 

– Александр Алексеевич, вы также пишите картины. Давно ли? И как вы к этому пришли?

 

– Это моё новое увлечение, к которому я пришёл три года назад. Я, как начинающий художник, испытываю те же самые чувства, как тот шестнадцатилетний подросток, который писал свои первые стихотворения. Я заново прохожу эту дорогу сомнений. И если начинающий художник, то это не значит, что плохой. Просто начинающий. Естественно, я никогда не смогу рисовать, как выдающиеся Левитан или Саврасов. Это просто один из способов рассказать о себе. Как всякому начинающему человеку, мне интересно сразу всё. И у любого начинающего, который только взялся за какое-то творческое дело, есть самое главное чувство – он горит этим делом. В 16 лет я был готов писать сразу по три стихотворения. Ты ходишь по бульварам и паркам и сочиняешь. И мир тебя радует, потому что ты в творческом порыве. Потом, с годами, это проходит. И это счастье, если автор на протяжении всей жизни испытывает юношеский порыв. Но так бывает не всегда. В какой-то момент наступает определённая пресыщенность. Ну, напишешь очередную песню, которая станет популярной, потом ещё одну и ещё. А живопись мне даёт возможность снова вернуться к тем истокам творческого горения и порыва. У меня и выставки проходят, и другие художники благосклонны к моему творчеству, потому что этому я отдаюсь с душой.

 

– На сегодняшний день вы можете назвать себя счастливым человеком? Что именно делает вас таковым?

 

– Да, конечно. Счастье – оно такое. Человек не может быть постоянно счастливым. Могут и тучи на небе появляться. Но в целом я счастливый человек, потому что я прохожу жизнь со своей юношеской мечтой. А именно – сочиняю песни и занимаюсь творчеством. Это и есть счастье.

 

Беседовала Ольга Стулова (источник)

 

 

 

Конец

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2024 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2024 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
491 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 23.05.2025, 16:38 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Новостройки крым: новыи новострои просторы крыма. . Детальное описание Ремонт затирочных машин тут.
Поддержите «Новую Литературу»!