HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Павел Иванов

Смерть Вани Гоги

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 15.05.2007
Иллюстрация. Автор: sergtomas. Название: Ожидание.

Ваню хорошо знала не только наша улица, но и весь город. Да и не знать его было невозможно. Длинный, нескладный, с засунутым за пояс пустым рукавом (каким образом он умудрился потерять свою правую руку, неизвестно), с самого раннего утра околачивался он на рынке, где у него было постоянное место, предлагая людям свой специфический товар – небольшие картинки со всевозможными сюжетами, написанные акварельными красками.

Здесь были и сельские пейзажи, и различные натюрморты, и портреты с томными красавицами, возлежащими на персидских коврах в соблазнительных позах. В общем, товар был на все вкусы. Цена каждой картинки, независимо от ее содержания, была одинакова и равнялась примерно стоимости бутылки водки.

Громкий хриплый голос Вани Гоги легко перекрывал шум толпы, зазывая покупателей. Надо отметить, что товар этот имел успех у определенной части рыночной публики и расходился довольно быстро.

До одиннадцати часов Ваня Гога успевал сбыть его большую часть, собирал остатки в старый дерматиновый чемодан и покидал рынок с чувством выполненного долга. Уже через полчаса он восседал за продуктовым магазином номер семь, в глубине небольшого дворика, где обычно хранилась порожняя тара, за импровизированным столиком, сооруженным из той же тары и застеленным старыми газетами, во главе компании приятелей. На столике стояли бутылки с водкой в окружении нехитрого закуся.

Текла между стопками неторопливая и обстоятельная мужская беседа за жизнь и за политику. Мужики вдумчиво, между опрокинутыми стопками, перемывали косточки иностранным президентам и членам родного правительства, решали, что они предприняли бы в том или ином случае, будь на их месте, матюкали заграницу, олигархов и, как ни удивительно, говорили за искусство. Ваню Гогу все уважали и за искусство говорили только лишь потому, что этого хотел он.

А уважали его за то, что пил он всегда за свои, за кровные, и других угощал щедро, не скупясь. За то, что употреблял исключительно сорокоградусную и до бормотухи никогда не опускался. И кличка «Ваня Гога» родилась именно здесь, за этим самым импровизированным столиком, в дворике за седьмым продуктовым магазином. Кто и когда ее выдумал, и после какой по счету выпитой бутылки, уже никто не помнит. Может, он сам ее и выдумал, но причина для этого у него была самая что ни на есть прямая.

Ваня Гога часто, добро выпив, рассказывал мужикам одну и ту же историю про то, как жил когда-то в стародавние времена далеко за границей некто великий по имени Ван Гог. И что жизнь его как две капли воды была похожа на его, Ванину жизнь. Только у того Гоги не было уха, а у Вани нет правой руки. А в остальном все совершено одинаково. Тот тоже рисовал картины, так же пил с горя, потому что не признавали его, так же жестоко и не раз был обманут бабами и только после смерти, наконец, все его поняли, оценили и признали гением человечества. И картины его сейчас идут нарасхват по всему свету и стоят миллионы долларов.

Мужики эту истории уже знали наизусть, но все равно каждый раз молча и внимательно выслушивали ее до конца, уважительно кивая головами и не забывая время от времени тяпнуть в память о страдальце дармовой водки. Они уже знали – раз Ваня начал рассказывать о Гоге, значит, посиделки подходят к концу.

Пили обычно много. Но удивительно, что под конец застолья Ваня всегда начинал вдруг трезветь, наливался хмурой решительностью, молча поднимался и, выписывая ногами восьмерки, отправлялся домой, в частный сектор, творить для истории. Он действительно по вечерам что-то делал возле огромного фанерного щита в единственной пустой комнате своего покосившегося домишки. Но чем он там занимался, что творил на этом фанерном листе, никто никогда не видел. Если и выпадало кому-нибудь случайно забрести к Ване в гости, этот щит моментально завешивался им большим куском мешковины.

История эта со щитом тянулась долго, лет пять, а может, и больше. И не протекай рядом с Ваниным домом неширокий ручей, по которому бежала зловонная жидкость с близлежащего кожзавода, тайна этого щита могла бы быть нераскрыта еще много лет.

Ходили слухи, что действительно когда-то учился Ваня Гога на художника и даже числился в талантах. И все. На этом все слухи обрывались. Словно и не жил он в этом доме, на этой улице и в этом городе всю свою жизнь. Как Ваня стал тем, кем был сейчас, каким образом потерял руку, был ли когда-нибудь женат, есть ли у него дети, никто не знал. При всей своей простоте и общительности оставался Ваня Гога для окружающих весьма загадочной личностью.

Если уж по правде, то любопытных соседок-кумушек интересовали не столько белые пятна в Ваниной биографии, сколько его ежедневные доходы от продажи картинок и на что Ваня их тратит. Им не давало спокойно жить осознание того, сколько бутылок водки каждый день выпивалось им вместе с приятелями в дворике за магазином номер семь! А Гога зарабатывал действительно много. И среди соседок было немало желающих как-то прибрать к рукам Ваню и сделать из него образцово-показательного семьянина. И попытки предпринимались, но безуспешно. На женский род Ваня Гога не реагировал совершенно.

Работал он обычно по понедельникам, когда городской рынок был закрыт. И во время работы не пил. Точнее, выпивал лишь одну бутылку водки, растягивая ее на целый рабочий день. В народе понедельник не любят, называют тяжелым. А для приятелей Гоги этот день был вообще черным. Они хмуро сидели на излюбленном месте за магазином, молча плевали на высохшую землю и крутили в прокуренных пальцах самое дешевое курево. А Ваня творил! Как он говорил сам, на потребу рынка. Творил быстро и много, чтобы товара хватило на всю неделю. Поскольку клиентуру свою Ваня изучил хорошо, то и лишнего ничего не рисовал. Набор сюжетов для картинок был у него всегда один и тот же. Единственная рука автоматически выводила пейзажики с рекой и одиноким рыбаком на пологом берегу, лесные полянки и опушки, веселых зайчиков под кустиком и прочее, то, что, по его мнению, может нравиться человеку простому и без запросов.

Так вот и творил Ваня Гога, день – на потребу рынка, а в остальные дни, по вечерам, после посиделок с мужиками за седьмым магазином – для собственной мировой славы. А между ним и этой мировой славой как раз и протекал тот самый злополучный и зловонный ручей с кожзавода, потому что именно через него, по узкому мосточку без перил, приходилось переходить каждый вечер Гоге, чтобы попасть к себе с посиделок домой. И именно этот-то ручей и не дал Ване в один из воскресных вечеров доказать человечеству, что он тоже что-то стоит, и что не зря он сравнивает себя с тем историческим мужиком по имени Ван Гог, которого все признали после смерти гением.

Возвращался Ваня Гога домой, стал переходить через мосток, потерял равновесие и свалился в ручей. Ничего бы не случилось, глубины-то в том ручье – чуть больше, чем по колено, но держал Ваня в единственной своей руке ту самую бутылку водки, которую он всегда приберегал для себя на рабочий понедельник. И не смог он психологически выпустить ее в зловонную жидкость, чтобы опереться и встать на ноги. Так и держал ее над собой, пока не захлебнулся. Помочь ему не успели. А бутылку эту злосчастную немного погодя распили мужики за упокой его души.

Ваню отнесли в дом, вызвали милицию, на этом все и закончилось. Похоронили его за государственный счет, наследников у Вани не нашлось. Да и наследства-то никакого не осталось. Разве что тот самый фанерный лист, на котором он творил для мировой истории. Когда стянули с листа мешковину, то увидели, что он совершенно чистый.

Скоро про Ваню Гогу все забыли. Кроме тех мужиков-приятелей, с которыми он проводил время в дворике за седьмым продуктовым магазином. Те долго еще вспоминали с грустью о его доброй душе, о дармовой выпивке, и при случае пропускали стаканчик в его память. И хоть по-прежнему любили поговорить за политику, поматерить заграницу и олигархов, но искусство уже больше никогда не вспоминали.

610 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 30.05.2025, 19:35 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Notable french painters.
Поддержите «Новую Литературу»!