Ольга Иженякова
Роман
Погибшие цветы ожили снова –
Посвящается всем влюбленным…
Оглавление 11. Часть вторая. Разговор с вечностью 12. Часть вторая. За чертой страха 13. Часть вторая. История Ромки в моем пересказе москвичам Часть вторая. За чертой страха
Тут к гостям вышли молодожены Тэтамбой и Коко, непривычно розовощекие, но счастливые, они гармонично вписались в праздничный завтрак, тем более, что хозяйка как раз подносила на большом подносе к столу свежесваренное оленье мясо, которое аппетитно пахло на весь чум и даже двор. Надо заметить, что северяне весьма терпимо отнеслись и ко мне, и к московским гостям. Нам они предложили только вареные и жареные блюда, за исключением, естественно, строганины. Строганина, надо заметить, для ханты больше чем блюдо – это почти лекарство. Тогда как сами ели, преимущественно, сырую пищу, но с таким аппетитом, какой мне и не снился. Единственное, в чем сходились наши мнения, хозяев и гостей, – в спиртном. Вино, настойку и водку исключительно все пили одинаково. Коко аккуратно взяла сырое легкое, от которого еще шел пар, и начала медленно есть, все краем глаза следили за ней. Если вчера от души веселился Тэтамбой, то сегодня был ее законный праздник, и устанавливать порядки предстояло ей, будущей хозяйке и матери семейства. Считается, сегодня все должны исполнять ее желания, о чем она не попросила бы, а уж исходя из этих желаний, старейшины рода во главе с шаманом будут судить о ее характере и о будущей жизни. В чуме установилась тишина. Молодая же, быстро закончив трапезничать, осторожно, чтобы не размазать помаду, вытерла расшитым полотенцем края губ, подошла к шаману, присела возле него на корточки и попросила: – Расскажи мне, шаман, о людях, какие они? – Бедная, бедная девочка – воскликнула Натэ – она совсем мир не знает. Тяжело ей будет. Тяжело… – Люди, они испорченные придуманной наукой – ответил ей шаман – враг ополчился на мир и закрыл людям глаза разума, они не умеют слушать себя, чувствовать и видеть, а уж предчувствовать и предвидеть, тем более. Посмотри на оленей – они чувствуют опасность, а, когда знают, что ее не избежать, голодают или едят горький мох, который быстро заживляет раны. Люди другие… – Доченька, милая Коко, ну что ты пристала к шаману – нежно укорила молодую хозяйка, она боялась, как бы дочь не выкинула чего-нибудь такого, за что ей с мужем будет стыдно перед новыми родственниками – нам с ним сейчас рассчитаться надо и отпустить его. Ветер с Белой горы еще утром подул – ему пора домой. После этих слов шаман встал и направился к выходу, в боковом пристрое чума, где обычно хранятся продукты, его ждали довольно богатые по меркам северян дары – ящик маргарина, ящик соли, мешок сахара, мешок пшеничной муки, большая коробка спичек и ящик водки. А между тем, приходили в себя после вчерашнего веселья ученые из Москвы, и начали расспрашивать хозяев и гостей о снежном человеке, при этом вид их был довольно серьезным, они даже попросили разрешения включить диктофоны и видеокамеру. – Журналистка, расскажи им что-нибудь, чтобы отстали – обратился ко мне хозяин – но святые места, прошу, не упоминай. Расскажи-расскажи, у тебя же лучше получится, да наври маленько для пущей убедительности, глядишь, и от нас отстанут. И, кто знает, может, уедут побыстрей. Не нравятся они мне. – Нет, я не могу – ответила я – им нужно авторитетное мнение аборигена. – Тогда, скажи, пущай записывают – тяжело вздохнул хозяин чума. При этом его вид был такой, будто его обязали делать что-то неприятное. Впрочем, его можно было понять – общаться с учеными, отвечать на их вопросы и сносить насмешки, когда кругом все веселятся, не каждый хант сможет. Отец Коко в этом смысле был счастливым исключением. После того, как он выразил готовность идти на контакт с москвичами, Коко и Тэтамбой поморщились и, взявшись за руки, отошли к печке, к ним же присоединилась добрая половина гостей и, судя по счастливому смеху, всем было весело. Я смотрела на них с грустью и некоторой завистью – мне же предстояло этот разговор переводить. – Лесной дух – это существо, как ты или я, но из другого мира – начал медленно хозяин. – Он появился на Земле вместе с нами, но когда мы учились говорить и большие силы вкладывали в звуки, а затем – в слова. Он развивался по-другому, он силы, как вы говорите, эту…энергию прикладывал к мысли и теперь, как мы можем слышать на расстоянии двух, трех, двадцати шагов, на таком же расстоянии он умеет видеть наши мысли, потому близко к нему подойти невозможно. Даже ежели ветер дует с его стороны на твою, к зверю в таком случае можно подойти совсем близко, впритык, носом к носу, к духу – нет. К тому же у него развита сила взгляда, он посмотрит и как в раз парализует, ипноз – это называется у ученых. – Гипноз – поправила я. – А как его можно увидеть – спросил один из ученых. – Тебя как зовут – обратился к нему хозяин. Я перевела. – Ну, Алексеем зовут. – Слушай, Алексей – сказал серьезно рассказчик – ты его не увидишь никогда… – Почему? – почти хором спросили москвичи. – Потому что шаман сказал, что один из вас по имени Алексей утонет этой осенью... Я снова перевела. Ученых охватила паника. Оказалось, среди них два Алексея. Молодой аспирант и профессор Алексей Юлианович – глава экспедиции. Воцарилось молчание. Стало слышно, как в стаде неподалеку фыркают олени и бегает, резвится Чирок. Нарушил тишину Алексей Юлианович: – Ну, господа, это же чистейший бред – слушать шамана, уверен, в прошлом выпускника какого-нибудь ГПТУ или еще лучше – человека с начальным школьным образованием, они даже свои имена пишут с ошибками. А потому, дорогие мои, давайте сделайте снова серьезные лица и будем слушать аборигена, тем более что, милая девушка нам переводит довольно быстро и, надеюсь, точно, – кивнул он в мою сторону. – А кто-нибудь из ваших видел снежного человека? – спросил Алексей. – Снежного человека чувствовали многие, видели единицы – я начала переводить снова, – в преддверии встречи с ним у человека возникает паническое чувство страха, хочется спрятаться, убежать. Но не всегда он бывает злой, снежные люди или как их еще называют хумпалэнэ или комполь часто выручают попавших в беду. Четыре года назад в тайге заблудилась одна девочка восьми лет, ушла с детьми за брусникой и не вернулась. Ее искали, что называется, всем миром. Искали две недели, не нашли даже следов и тогда, как велит обычай, справили поминки. У матери глаза высохли от горя, братья и сестры разобрали и сожгли ее кровать. Было это в июне. А в августе она вернулась в родное стойбище, как ни в чем не бывало. Мать снова в слезы, а дочь молчит, суровая такая, тихая. Собрались старейшины, почитай, изо всех окрестных стойбищ, начали расспрашивать ее, где была, с кем, что ела? Девочка серьезно так ответила, что была у матери. Тогда ее попросили описать, как выглядит ее мать, она рассказала, что мать величиной почти с молодую сосну, которая растет на твердой земле. Она кормила ее свежей рыбой и орехами, а когда падал дождь, заботливо накрывала ее своим прозрачным платком. – Что с девочкой теперь – спросила на этот раз у хозяина я. – Она стала задумчивой, хотя учится очень хорошо, почитай, лучше всех в интернате, много молчит и часто ходит в лес, теперь ей уже родственники не запрещают. – Ну, это одна из наиболее типичных баек – задумчиво сказал Алексей Юлианович – хотя... надо записать имя девочки. Будем в городе, обязательно зайдем в интернат и навестим. – Извините – обратился профессор теперь ко мне – а вы, наверняка, часто общаетесь с местными, слышали от них касательно интересующей нас темы что-то правдоподобное. – Некоторые к факту существования хумпалэнэ относятся с подозрением, некоторые со страхом, некоторые с иронией – начала говорить я – но как-то я с главным охотоведом района объезжала все охотничьи домики, и вот, что заметила: буквально во всех домиках, а все они находятся на приличном расстоянии друг от друга, прострелены потолки. Я тогда осторожно, ненавязчиво стала расспрашивать у охотников, почему те стреляют в потолок. Многие из них пробовали отшутиться, мол, по-пьяни палят, но в итоге выяснилось вот что: частенько, когда охотник один ночует в лесу, он просыпается среди ночи от тревожной мысли, что на него сквозь крышу смотрят чьи-то большие, налитые кровью глаза. Это ощущение не исчезает и наяву, но стоит пару раз выстрелить в потолок, как сразу становится спокойно… – А вы не подскажите, где вы в последний раз видели хумпалэнэ или хотя бы его следы? – спросил Алексей Юлианович. – Так – обратился ко мне хозяин – москвичам, как я понимаю, надо показать какую-то диковинку, как в этих…музеях, чтобы в раз все просто и понятно было. На каждый вопрос – свой ответ. А если, что непонятно, то это должно быть мистическое или экзотическое. И ни в коем разе не водить их к древним святыням. Чтобы им такое показать, чтобы они довольные уехали? – Может быть, кладбище – робко предположила я. – Зачем, кладбище показывать-то – ответил хозяин. – Ну, как же – стала я пояснять – все кладбища народы ханты – довольно оригинальны, в городах таких нет, в Москве тем более. Провожу их на кладбище, расскажу пару преданий, и они, удовлетворенные, уедут, а впечатлений хватит надолго, уверяю вас. – Правильно – согласился хозяин – ты их проводи, поговори с ними, но не задерживайся. Мы сегодня всем стойбищем будем приносить жертвы в овраге лесного духа. Тебе это будет интересно. Да и полезно, наверное. – Постойте-постойте – залепетала в замешательстве я – но ведь хумпалэнэ или комполь в одном из переводов обозначает именно лесного духа, то есть… – Ты правильно подумала – услышала я ответ, подоспевшей к разговору хозяйки.
Провожать ученых пусть и не в глубокую тайгу – сущее наказание, они каждую минуту останавливаются пить, прыскают друг друга антикомариным дезодорантом, видеокамерой снимают все подряд, травят анекдоты, спорят, а самое неприятное – двигаются очень медленно и бесконечно ноют, вспоминают город, супермаркеты и театры. – А, помните, как мы искали снежного человека в уссурийской тайге – обратилась молодая женщина к профессору. Коля с Лешей вышли из палатки и прямо чуть не угодили в лапы медведя. Ладно, хоть их было двое, медведь испугался и убежал, а если бы один кто-нибудь…Интересно, а тут водится крупное зверье? Последние слова не успели растаять в воздухе, как мы услышали впереди протяжный волчий вой. Среди ученых поднялась паника, они предположили, что на них может напасть стая, а на всех только одно ружье. – Не стоит бояться – начала разговор я – теперь июнь и волки ходят поодиночке. – Ну, раз так – сказал Алексей Юлианович – стало быть, таков закон природы и нам бояться нечего, правда? – Интересно, а местные волки этот закон знают? – спросил ехидно Алексей. Тем не менее, мы решили идти вперед. На этот раз молча, что меня очень порадовало. И правильно сделали, потому что вскоре мы оказались на кладбище. Я оказалась права, кладбище ученых и впрямь поразило. Тут есть чему удивляться. Ведь могилы народа ханты – это лодки с перевернутым кверху дном, а внизу с правой стороны у каждой такой могилы-лодки небольшое отверстие. Туда родственники кладут обычно то, что забыли положить покойнику в гроб. Как правило, это чашки, ложки, бритвы, расчески. Иногда приносят сюда и еду. – Арина, пожалуйста, расскажите нам – что этот ритуал обозначает – попросил меня профессор. Я улыбнулась. На меня были уставлены пять цифровых диктофонов. Надо же! Журналист дает интервью. И я, помня наставления хозяев чума, начала терпеливо рассказывать: – У народа ханты вся жизнь – это река. Огромная река времени. А человек в ней, понятное дело, плывет на лодке. Лодка у живого человека всегда должна быть на привязи, а, если лодка вытащена наружу, то значит или река замерзла, или лодка нуждается в починке. При этом при лодке непременно должно быть весло. Иначе случится несчастье…. А здесь, как вы видите, все лодки вверх дном и без весел, значит люди ушли на дно реки жизни… – А какие-то особенности у этих похорон есть? – спросили меня (не помню кто). – Особенности, как у всех народов – ответила я – провожают-плачут, непременно, молятся. Соблюдают траур, устраивают поминки. – А жертвы по этому поводу приносят? – поинтересовался профессор. – В похоронном обряде этого нет. Ведь смерть для человека из рода ханты – это счастье, это присоединение к предкам. Это переход от одной жизни к другой, правда, переход довольно болезненный. Считается, когда душа выходит из тела, видит множество разных дверей и знает, что в одни из них ей нужно пройти, но пройти только один раз. Потому она боится сделать ошибку, тревожится, бродит. Именно поэтому возле покойника принято дежурить по очереди родным. Если увидят какие-то изменения – должны немедленно шамана позвать. Он-то и поможет душе найти нужные двери в следующей жизни… Тут Алексей, прикуривая от Алексея Юлиановича, вспомнил про снежного человека – цель их визита в тайгу. – А этот их…хумпалэнэ как-нибудь со всем этим связан? – Нет – ответила я (признаться, мне этот разговор стал уже порядком надоедать) – хумпалэнэ, согласно преданиям, из другого мира. Они охраняют людей, заботятся о них, если те, конечно, заслуживают, а если видят, что от какого-то человека мало пользы, могут сделать так, что он останется в лесу навсегда. Но не более. Вся их жизнь происходит параллельно нашей, со своей системой ценностей. На этом допрос был окончен. Ученые еще какое-то время побродили по кладбищу, поснимали, а после достали рюкзаки и устроили неподалеку привал. Надо было подкрепиться. За едой я рассказала спутникам о соседней с нашим стойбищем достопримечательности – выпускнике московского государственного университета – Ромке и старом идолослужителе. Москвичи, к сожаленью, любят такие истории и охотно их тиражируют. Но это даже хорошо, не надо показывать им настоящее, а значит, можно его сберечь.
Оглавление 11. Часть вторая. Разговор с вечностью 12. Часть вторая. За чертой страха 13. Часть вторая. История Ромки в моем пересказе москвичам |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев ![]()
![]() |
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|